Владимир Фрумкин | Голубая мечта композитора Бородина
Владимир Фрумкин | Голубая мечта композитора Бородина
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
…но как можно опереться на страну, которая в течение веков пучится и расползается, как кислое тесто, и не видит перед собой других задач?!
(Андрей Амальрик. 1975)
Нам нужен шок, простой и верный,
удар по темечку лихой.
(Булат Окуджава. 1991)
В 1880 году Александр Порфирьевич Бородин сочинил симфоническую миниатюру, которую он назвал «В Средней Азии. Музыкальная картина для оркестра». Что же увидел композитор, житель северной столицы, в столь далеких от него среднеазиатских степях? Красивый пейзаж? Нет. Красивую мечту. Он изложил ее дважды. Вначале вербально, в кратком предисловии:
В однообразной песчаной степи Средней Азии впервые раздается чуждый ей напев мирной русской песни. Слышится приближающийся топот коней и верблюдов, слышатся заунывные звуки восточного напева. По необозримой пустыне проходит туземный караван, охраняемый русским войском. Доверчиво и безбоязненно совершает он свой длинный путь под охраною русской боевой силы. Караван уходит все дальше и дальше. Мирные напевы русских и туземцев сливаются в одну общую гармонию, отголоски которой долго слышатся в степи и наконец замирают вдали.
Потом – языком симфонического оркестра. Слушаем:
Премьера «Музыкальной картины» состоялась в Петербурге в апреле того же года под управлением Н. А. Римского-Корсакова. Так в русской музыке запечатлелось реальное историческое событие – присоединение к российской империи новых земель, которые в то время носили название Туркестана. Началось оно в 1860-е годы при императоре Александре Втором и проходило без заметных эксцессов. (Первый бунт против пришествия русских и их политики русификации разразился в Ферганской долине в 1898 году, через 11 лет после смерти Бородина). Мирный характер расширения российских границ на юго-востоке резко контрастировал с тем, что происходило на Кавказе. «Горцы» (как называли в России народы Кавказа), не пожелали добровольно сливаться с народом Империи в благостной гармонии, мастерски изображенной в симфонической картине Бородина. Там шла кровопролитная война. Не было гармонии и с мятежной Польшей, где то и дело вспыхивали восстания, разгоралась борьба за независимость. На чьей стороне оказывалось в этих конфликтах российское общество? Неизменно – на стороне Империи. Во время польского восстания 1863 года Александр Иванович Герцен, пораженный реакцией своих сограждан на кровавое подавление польской революции написал в лондонском «Колоколе»: «Дворянство, литераторы, ученые и даже ученики повально заражены: в их соки и ткани всосался патриотический сифилис».
Много лет протекло с тех пор. Распались две Империи, русская и советская, но в соках и тканях проживающих в России народов продолжает жить имперский вирус, одно из проявлений которого – страсть к приобретению новых и новых территорий. «Границы России не кончаются нигде!» – провозгласил в ноябре 2016 года новый Самодержец всея Руси. Похоже, что подобным образом настроена значительная часть российского населения. Много ли найдется в стране людей, способных понять и принять то, что прозвучало в стихотворении Булата Окуджавы, написанным им в 1995 году за два года до его кончины.
Я с детства, представьте, гордился отчизной такой.
Не знаю, как вам, но теперь мне милей и желаннее
мой дом, мои книги, и мир, и любовь, и покой.
А то ведь послушать: хмельное, орущее, дикое,
одетое в бархат и в золото, в прах и рваньё –
гордится величьем! И всё-таки слово «великое»
относится больше к размерам, чем к сути ее.
Кого еще из русских поэтов посещали подобные чувства и мысли? Кого из них травмировала громадность родного отечества, раскинувшегося на немыслимые 11 временных зон? Не знаю. Не могу припомнить ни одного примера. Наши поэты предпочитали восторгаться бескрайними просторами русской земли, а порой мечтали, чтобы продвинуться дальше, далеко за ее пределы. Например:
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
(Павел Коган. 1940.)
***
Сердечно благодарю Елену Крыжановскую за помощь, оказанную мне при написании этого текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий