Умер французский актер Жан-Поль Бельмондо
На 89-м году жизни умер французский актер Жан-Поль Бельмондо, сообщают французские средства массовой информации. Бельмондо был одним из актеров, снискавших огромную славу в СССР, а потом и в России.
О смерти актера агентству Франс-пресс сообщил его адвокат Мишель Годест. "Он уже некоторое время плохо себя чувствовал. Он ушел тихо", - сказал он.
Соболезнования родным актера выразил президент Франции Эммануэль Макрон. В "Твиттере" он написал, что страна потеряла национальное достояние.
Контент из Twitter окончен, 1
Бельмондо был одним из самых ярких лиц кинематографической Французской новой волны - благодаря главной роли в фильме "На последнем дыхании" режиссера Жан-Люка Годара, вышедшем в 1960 году. Съемка ручной камерой с инвалидной коляски, резкий монтаж, импровизированные разговоры о сексе и политике и постоянные цитаты из киноклассики - все это привлекло внимание зрителей и критиков.
За культовым фильмом Годара последовал "Леон Морен, священник" Жан-Пьера Мельвилля (1961). В фильме в стиле "нуар", действие которого происходило в годы Второй мировой, Бельмондо сыграл священника в оккупированной нацистами Франции.
Шестидесятые продолжились для Бельмондо съемками в нескольких ставшими сегодня классическими фильмах - "Картуш" (1962), "Безумный Пьеро" (1964), "Человек из Рио" (1964) - все эти ленты стали достоянием французского и европейского кино и изучаются в профильных институтах и университетах.
При этом Бельмондо был очень плодовитым актером: на протяжении карьеры он снялся в 80 фильмах.
Два лица Бельмондо
Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры
Репутация Бельмондо раскалывается на два, на первый взгляд мало вяжущихся друг с другом, если не сказать противоположных, имиджа.
Благодаря главной роли в провозглашенном манифестом "новой волны" фильме Жана-Люка Годара "На последнем дыхании", он стал лицом и символом этой самой новой волны. Сложившееся на рубеже 1950-60-х годов движение молодых режиссеров, еще недавно кинокритиков и теоретиков кино, своими фильмами и громогласными заявлениями было решительно настроено на самую радикальную революционную перестройку французского кинематографа.
Вслед за коллегами-итальянцами, которые десятилетием раньше пришли к жесткому неореализму, французы (Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Клод Шаброль, Ален Рене и в первую очередь самый бескомпромиссный из них Годар) бесповоротно порвали с традициями прежнего, повествующего то ли о салонной аристократии, то ли о бесстрашных рыцарях и разбойниках кино.
Революционность новой волны была не только в содержании, но и в форме - резкие монтажные сбивки, динамизм и ручная камера, которая корнями своими уходила в ранний, в том числе советский, киноавангард 1920-х.
Но не менее, если не более важно, было явление нового героя. Бельмондо в роли молодого преступника Мишеля - циничного, бесстрашного, живущего полной жизнью и не боящегося смерти - был во многом "списан" с героев американских фильмов "нуар" 1940-50-х годов, которыми так восторгались и которым так подражали режиссеры "новой волны".
Недаром он всячески стремится подражать Хамфри Богарту, актеру воплотившему в своих персонажах тот самый стиль "кул", который только-только стал входить в моду в Америке, а вслед за ней и в Европе.
И хотя "На последнем дыхании" был не первым фильмом Годара с участием Бельмондо, сам актер не особенно вникал в радикальные, революционные идеи режиссера. С одной стороны своим мужественным, а то и брутальным обликом он идеально вписывался в годаровский замысел, с другой стороны, ему безусловно импонировала фигура отвязного социального изгоя. Когда журналисты, очарованные и режиссерской манерой Годара, и впечатляющей актерской игрой Бельмондо, стали донимать его о принципах "новой волны" он, нимало не смущаясь, говорил, что не очень понимает, о чем, собственно, они ведут речь.
Неудивительно потому, что после того, как намерения еще одного классика новой волны Трюффо снять Бельмондо в главной роли в экранизации романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" не осуществились, Бельмондо легко и без всякого сожаления переключился в чисто приключенческий жанр.
Именно в таких фильмах - "Картуш", "Борсалино", "Великолепный", их не один десяток - он стал широко известен в СССР и полюбился зрителям, особенно женщинам.
Интересно сопоставить актерскую пару Ален Делон - Жан-Поль Бельмондо. Оба блистали в одно время, оба играли романтических героев. Но если Делон, что называется, "писаный красавец", то Бельмондо своей внешностью вполне подходил под популярную одно время формулу о том, что "мужчина должен быть чуть красивее обезьяны". Полагаю при этом, что поклонниц у Бельмондо было ничуть не меньше, чем у Делона.
Я начал с противопоставления двух имиджей Бельмондо - с одной стороны лица эстетизированной и модной "новой волны", с другой - популярного экшн-героя, любимца женщин.
На самом деле, если вдуматься, то никакого противоречия тут нет. Бельмондо воплощает и органично сочетает в себе все то, чем славно французское кино. Представить это кино без отважного и неотразимого Жана-Поля невозможно.
Бельмондо был очень популярен в России и других странах бывшего Советского Союза. Фильмы с его участием неоднократно демонстрировались в кинотеатрах в советские годы - и имели огромную аудиторию.
Он был любимцем советской публики вместе с Аленом Делоном, Пьером Ришаром и ставшим гражданином России Жераром Депардье. Некоторые критики считают, что Бельмондо понравился советским людям, в том числе потому, что играл в тот период брутальных мужчин, которые брали закон в свои руки и сами творили справедливость. Комиссар Боровиц, Роже Пиляр в "Охотнике", Жосслен Бомон в "Профессионале" - из таких героев.
Боксер-неудачник, любимец нации
Бельмондо родился в коммуне Нёйи-сюр-Сен на западной окраине Парижа 9 апреля 1933 года. Его отец, Поль Бельмондо, был скульптором, работы которого до сих пор можно увидеть в парижских парках.
Бельмондо рос в атмосфере парижской богемы, не очень хорошо учился, и перед тем как стать актером, пробовал добиться успеха в профессиональном боксе. Карьера боксера была недолгой и состояла из 23 боев, из которых Бельмондо победил в 15.
Знаменитый "боксерский нос" актера, впрочем, не был результатом встречи на ринге. Нос Бельмондо сломали в школьной драке.
Необычную внешность актера критики впервые заметили, увидев его в роли повесы Лу в "Обманщиках" Марселя Карне. На протяжении всей карьеры Бельмондо критики подбирали эпитеты, чтобы описать его. Один из них как-то раз назвал актера "завораживающе уродливым мужчиной".
К середине 1960-х Бельмондо создал свою продакшн-компанию Cerito и почти полностью переключился на коммерческие фильмы. В 1967-м он сыграл в "Казино Ройяль", драме о секретных агентах, а в 1970-м - в гангстерском фильме "Борсалино" с Аленом Делоном.
Позже Бельмондо отошел от экшн-ролей, заявив, что не хочет становиться "летающим дедушкой французского кино". В 1987-м он вернулся на театральную сцену, а два года спустя получил "Сезар", французский аналог "Оскара".
Бельмондо был дважды женат. Со своей первой женой Элоди он развелся в 1965 году. В 2008 году распался и второй брак, с моделью и танцовщицей Натти Тардивель. У Бельмондо были длинные романы с актрисами Урсулой Андерс и Лаурой Антонелли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий