Литераторы высказались о новом памятнике Есенину
Композицию, появившуюся на территории музея поэта в Москве, раскритиковали в социальных сетях
Новый памятник Сергею Есенину, открытый в Замоскворечье, вызвал бурю эмоций со стороны горожан. Автор бронзовой скульптуры Григорий Потоцкий, комментируя появление своего «детища», отметил, что не мог взяться за образ Есенина целых 40 лет — якобы сильно мешала ложь и стереотипы, которыми был окутан образ поэта в общественном сознании и литературной среде. Но «любовь народа проросла сквозь чугунную плиту памяти о поэте». А у самого Потоцкого за прошедшие десятилетия все-таки сложилось понимание того, какое место автор лирических стихов занимает в русской литературе: «Это ангел русской поэзии со сломанными крыльями».
«И случилось невозможное, в одной скульптурной композиции соединён образ распятия и вознесения. А разве он не был распят? Когда вернулся из сытой Америки, от любимой богатой женщины, в Россию погибнуть. Он отвечал: «в Америке я умру как человек, здесь всё мне не мило, а в России погибну как Поэт». В композиции получилось передать и образ Вознесения, как некую подъёмную силу – это сила его поэзии, возносящая его к вечности!
Да, сказанная правда о поэте болью отзывается в сердце и поэтому вызывает противоречивые чувства. Хочется видеть поэта во славе и красоте, но кто-то должен был сказать правду о Есенине и его значении в русской литературе. Поэтому только «Реквием по Есенину» как Реквием Моцарта — слёзы на глазах и боль в сердце. Такая была эпоха» – объяснил концепцию работы Григорий Потоцкий.
В комментариях к посту скульптора посыпались поздравления от друзей и знакомых, заявивших, что автор создал «шедевр». А вот общественность на попытку Потоцкого передать образ вознесения и распятия отреагировала несколько иначе. «Нео, уклоняющийся от пуль, или Есенин за миг до рождения Чужого из груди» и «Не знала, что он умел становиться в мостик, опираясь на плавники», пожалуй, можно отнести к числу самых безобидных отзывов. Авторы прочих «рецензий» приводили более резкие аналогии, называя работу Потоцкого надругательством над образом поэта.
«На открытии своего шедевра во дворе дома, где поэт жил в 1912 – 18 годах, г-н ваятель Григ. Потоцкий рассказал, что называет оную композицию «Реквием по Есенину». То бишь, надо думать, его вдохновлял труп, вынутый из петли в ленинградской гостинице «Англетер». Что ж, москвичи много всякого видели, и такое проглотим» – оценил работу скульптора член Союза писателей, прозаик Георгий Елин.
Поэт Игорь Караулов, рассуждая о соответствии памятника Потоцкого образу Есенина, сложившемуся в литературной и читательской среде, напомнил, что это не первый памятник поэту в столице и желание скульптора отойти от стереотипов восприятия, в которых много неправды и представить публике иной образ, очищенный от прежних наслоений, вполне объяснимо.
«Простодушный отрок из рязанской деревни, лощеный франт в цилиндре, горький пьяница и гуляка – все это маски, которые Есенин в разные периоды сам на себя надевал, когда ради удовольствия, а когда ради рекламы. В пространстве между этими масками и вызревал десятилетиями тот образ поэта, который так мил заядлым посетителям Ваганьковского кладбища. Так получилось, что я еще в отрочестве прочел практически всего Есенина и знаю, что он был шире и глубже этих стереотипов. И в университете он какое-то время учился, и мог писать интересные теоретические статьи о поэзии, и понимал в происходившем вокруг него больше многих. И образ ангела, взятый Потоцким за концептуальную основу, не вполне чужд Есенину. Мое любимое стихотворение у него как раз об этом: «Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица…». Но Потоцкий, к сожалению, впал в другую крайность. Этот зеленый цвет, эти нечеткие формы – слишком расхожая в наше время манера. Вспоминается памятник академику Сахарову в Петербурге – в виде зеленой креветки, поставленной на попа. Стереотипы преодолены, но исчез сам Есенин. Он визуально не опознается. Допустим, «поэт–ангел». А кто из поэтов не ангел, скажите мне? Что мешает сослепу принять эту работу за памятник Блоку? Пастернаку? Мандельштаму? Я не склонен очень сильно ругаться из-за этого эксперимента, призывать автора к ответу, сетовать по поводу состояния нашей культуры в целом. Можно сказать, что фонд московских курьезов пополнился заметным экспонатом, только и всего».
По мнению кандидата филологических наук, члена Союза писателей России Александра Бойникова, памятник неудачен как с художественной точки зрения, так и с точки зрения раскрытия личности и поэзии Сергея Есенина
«Впечатления сложные. Прежде всего обращает на себя внимание нетрадиционность композиции. Памятник обычно либо сидит, либо стоит. Здесь мы не видим ни того, ни другого. Авангардное решение, да. Каноны сломаны, но удачно ли? На мой взгляд, нет. Крылья могли бы быть трагически распластаны в стороны. Но опираться на крылья невозможно даже символически. Что касается тезиса «ангел русской поэзии», который лежит в основе создания памятника, это сужение и нивелирование личности и творчества Есенина. Некая заданность. Можно вспомнить его строки из поэмы «Инония»: «Время мое приспело. Не страшен мне лязг кнута. Тело, христово тело выплевываю изо рта». Это богоборческие мотивы. Есенин метущаяся личность и метущийся поэт. Его разгульный образ жизни и «Москву кабацкую» тоже не стоит сбрасывать со счетов. Памятник отсылает к «Демону поверженному» Михаила Врубеля, хотя у него демон изображен все-таки иначе. Выражение лица у поэта какое-то безликое. В нем нет ореола мученичества. Оно не переедет трагедии жизни Есенина. А поверхность памятника выполнена так, как будто Есенин облеплен либо какой-то глиной, либо засохшей грязью. Лично меня памятник эстетически отталкивает».
Правнучатая племянница поэта Александра Есенина к работе Григория Потоцкого также отнеслась скептически, отметив, что памятник ей не очень понравился и образ поэту не подходит, хотя «возможно, сама идея была хорошая»
Между тем композицию Григория Потоцкого могут убрать с территории Московского государственного музея Сергея Есенина после 1 ноября. Об этом со ссылкой на директора музея Светлану Шетракову сообщило Агентство городских новостей «Москва». Шетракова объяснила, что площадка под экспозицию на территории музея предоставлена временно, и «если будут против», договор с автором скульптуры в ноябре не продлят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий