Отчего грустят нобелевские лауреаты. Маргарита Коваленко
Разные формы активности, сложившиеся в интернете, принесли и продолжают приносить нам массу преимуществ перед предыдущими поколениями, однако в некоторых случаях […]
Просмотров публикации 8 241
Разные формы активности, сложившиеся в интернете, принесли и продолжают приносить нам массу преимуществ перед предыдущими поколениями, однако в некоторых случаях информация используется и распространяется в сети без должной ответственности, без соблюдения простейших правил и без уважения к истине. Так происходит, например, с цитатами.
И конечно, не только с ними. Масса шокирующих фальшивых фотографий, настоящих фотографий с впечатляющими выдуманными подписями – это уже целая индустрия, которая всё время расширяет свою легковерную аудиторию. Находятся люди, которые проверяют информацию, пишут опровержения, но таких меньшинство. А мы вполне субъективно выбрали для рассмотрения только одну область из этого широкого пласта фейковой информации – изречения известных писателей.
Широкое употребление цитат в социальных сетях и блогах объясняется просто: великие мысли великих людей на то и великие, чтобы бить в точку в самых разных ситуациях нашей жизни, да так, что сразу хочется этим поделиться, а заодно и, может, произвести впечатление на подписчиков. Не все же догадаются, что это стихотворение я прочитал не в книге, а в паблике этой же соцсети. И всё бы ничего, но к авторству этих цитат публикующие часто относятся весьма небрежно, а иногда и прямо неуважительно.
Конечно, существуют высказывания, которые в самом деле нелегко или уже вовсе невозможно атрибутировать. Например, древние мудрости античности могут приписываться конкретным мыслителям – для удобства. Ведь лучше хоть какой-нибудь предположительный автор, чем вовсе никакого.
Или вот известная и любимая многими цитата «Если Бога нет, то всё дозволено», якобы принадлежащая Достоевскому. На самом деле это высказывание Ж.П. Сартра, который в своей лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» резюмировал таким образом мировоззрение Достоевского. Но вообще-то Фёдору Михайловичу были чужды такие радикальные мысли, а данное высказывание описывает скорее взгляды его героя Алёши Карамазова. Так же, как «красота спасёт мир» сказал не Достоевский, а князь Мышкин. Конечно, литературоведам не понравится отождествление автора с его героем, но обыденному сознанию может показаться, что подобные случаи не так уж страшны. Всё-таки к Достоевскому эти высказывания имеют прямое отношение.
Еще один интересный пример того, как цитата из литературы переходит в реальную жизнь – случай с высказыванием героя романа В. Пикуля «Битва железных канцлеров»: «Чиновники – это трутни, пишущие законы, по которым человеку не прожить. Почему у министров жалованье постоянно и независимо от того, хорошо или дурно живется населению Пруссии? Вот если бы квота жалованья бюрократов колебалась вверх-вниз в зависимости от уровня жизни народа, тогда бы эти дураки меньше писали законов, а больше бы думали». Теперь эта цитата приписывается Отто фон Бисмарку, только вот сказал это не настоящий «железный канцлер», а литературный персонаж.
Однако не всегда всё так просто и безобидно.
Вот, например, совершенно жуткое, но очень распространенное в интернете стихотворение «Учись прощать», исправно подписываемое именем Бориса Пастернака и 1952 годом написания. Да простит нас читатель, приведем его полностью для полноты впечатления:
Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
С одной стороны, чтобы стремиться приписать чьё-то (или своё) бездарное творение перу Пастернака, надо ставить его как поэта достаточно высоко, надеясь, что ссылка на него будет привлекать читателей. Но насколько непочтительно, с другой стороны, приписывать ему такое.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько простых фактов. Во-первых, совершенно невозможно было в это время писать в открытую о христианских ценностях и уж тем более упоминать имя Христа. Во-вторых, например, «лучи добра» – это современное неуклюжее выражение, успевшее, однако, набить оскомину. В-третьих, с рифмой уж Борис Леонидович точно управлялся умело и аккуратно, в отличие от автора сего опуса. В пятых, стихи Пастернака – это поэзия высочайшего класса, а не назидательное рифмоплетство. Открытое морализаторство ему совершенно чуждо. В-четвертых, 1952 год – это разгар работы над романом «Доктор Живаго». В этот период стихотворений Пастернак почти не писал. Наконец, можно пролистать оглавление всех 11 томов полного собрания сочинений Пастернака (вот за какие вещи можно благодарить интернет!), и там ничего подобного нет. А настоящего автора этого произведения так и не удалось найти. Оно внезапно появляется в 2007 году на ничем не примечательном сайте, сразу с этой подписью.
Но вот что пугает по-настоящему. Несмотря на всё вышенаписанное, в интернете существует даже методическая разработка урока литературы для 11 класса с анализом этого стихотворения, где все эти несуразности с «голгофской звездой» даже находят литературоведческий комментарий и некие объяснения. Выглядит весьма удручающе. Неужели кто-то на самом деле провел такой урок?
Другой нобелевский лауреат, имя которого можно увидеть под странной цитатой – Иван Алексеевич Бунин. Высказывание гласит: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Мало того, что это звучит пусто и мелко для классика, но по отношению к Бунину это выглядит просто как издевательство, учитывая тот факт, что больше трети жизни ему пришлось прожить в эмиграции вдали от Родины. Вот как на самом деле писатель отзывался о своей доле: «Ах, если бы перестать странствовать с квартиры на квартиру! Когда всю жизнь ведешь так, как я, особенно чувствуешь эту жизнь, это земное существование как временное пребывание на какой-то узловой станции!» (запись в дневнике от 9 сентября 1924 года). А интересная работа – это, наверное, о том, как он укрывал евреев на своей вилле в Альпах во время Второй Мировой войны.
Видимо, здесь мы имеем дело с довольно обычным случаем, когда чья-то банальная мысль подписывается известным именем для придания этой мысли веса и просто для привлечения внимания. Впрочем, такое происходит даже с очень удачными и мудрыми изречениями. Например, высказывание «Конец войны увидят только мертвые» английского философа Джорджа Сантаяны из «Монологов об Англии» кто-то зачем-то подписал именем Платона – более известным, чем имя Сантаяны. Потом этот подлог увековечили на стене Имперского военного музея в Англии, так что теперь очень трудно доказать, что это не Платон. Платону вообще много всего любят приписывать – этакий мудрец на все случаи жизни.
Третий лауреат нобелевской премии по литературе, которому досталось еще при жизни – Габриэль Гарсиа Маркес. В интернете вот уже почти 20 лет очень любят «предсмертное письмо Маркеса», начинающееся словами: «Если бы на одно мгновение Бог забыл, что я всего лишь тряпичная марионетка, и подарил бы мне кусочек жизни, я бы тогда, наверное, не говорил все, что думаю, но точно бы думал, что говорю. Я бы ценил вещи не за то, сколько они стоят, но за то, сколько они значат» и так далее. Этот незатейливый текст был написан малоизвестным мексиканским автором с псевдонимом Джонни Велч. Маркес же с момента написания «прощального письма» успел опубликовать целый роман, а о самом письме очень красноречиво написал:
«Что меня убивает – это то, что все думают, что я могу так писать»
Интересно: неужели Ленин был знаком с интернетом? Так написана в статье цитата Леина.
ОтветитьУдалить