Если рассказывать сюжет книги по-житейски, то он о том, как поспорили Бог с Сатаной, что праведный Иов перестанет верить, если у него отнимутся богатство, семья и здоровье. Бог согласился отдать Иова в руки Сатане, но поставил условие: может отнять у него всё, кроме души. Так Бог решил испытать веру праведника.
Многострадальный Иов - это язычник, живший в языческой стране, чья история попала в еврейский Ветхий Завет не столько по причине страданий праведника, сколько потому, что он взывал к Всевышнему, когда на него свалились несчастья, не утратив своей веры.
Книга Иова состоит из 25 глав и относится к числу учительных (прочитать ее можно ). Книга наполнена глубокими философскими и богословскими смыслами: о справедливости-несправедливости, о вере и наказании, о том, что вопрос «За что?» не ведет к пониманию смысла происходящего.
Только вопрос «Для чего?», обращенный в будущее, помогает обрести смысл случившегося и найти из него выход. К Книге Иова обращались и богословы, художники и писатели, а цитаты из нее стали крылатыми:
Бог дал, Бог взял;
Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (в народе - «Слава Богу за всё»);
Блажен человек, которого вразумляет Бог.
Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в Иов-ситуации, но каждый ли искал выход на путях Иова? Один из преподавателей, когда мы изучали , высказал такую мысль: если, прочитав историю Иова, вы будете на стороне друзей, значит, вы - протестант, даже если крещены в православие.
Если же сочувствуете Иову и понимаете его вопрошание к Богу, вы - человек православно верующий. Другими словами, история Иова – это лакмусовая бумажка настроенности: на земное и разумное или на небесное и Божественное. Речь в Иов-ситуации идёт не просто о стрессе, фрустрации или конфликте.
Это ситуация переживания глубокого жизненного кризиса, из которого человек не может выйти обычными средствами, пытаясь найти причину случившегося на путях житейских советов, которые когда-то привели к благополучию.
Примером этого может служить другая история, в которой герой так и не смог найти решение, потому что постоянно жалел о прошлом, отвечая на вопрос «За что?». Это история Йозефа К. из романа Кафки "Процесс. История благополучного клерка, служившего в банке, имевшего хорошую зарплату,
но над ним неожиданно нависла угроза уголовного процесса, о причинах которого ему ничего не говорят. Йозеф не понимает ни своей вины, ни того, в чем его обвиняют. У него есть только страх, что всё в конечном итоге кончится казнью.
Кульминацией истории становится разговор героя со Священником, рассказавшим ему такую притчу. У ворот стоит стражник (Священник) и не пускает поселянина (Йозефа К.) войти в них. Поселянин сначала упрашивает привратника пропустить его, потом дает ему взятку.
Тот её берет, поясняя, что делает это исключительно для успокоения души просящего, чтобы тот не думал, что не сделал чего-то, что считал нужным сделать. Но и после этого он его не пропускает. В притче не сказано, что стражник применяет силу, он просто стоит и разговаривает с ним.
Поселянин после безуспешных попыток получить разрешение войти в ворота, так и умер возле них. После этого стражник говорит сакраментальную фразу, что он стоял у ворот, предназначенных только для поселянина, больше никому они не были нужны.
Другими словами, поселянин не пошел путём, который предназначался исключительно для него, т.к. чтобы войти в эти ворота, нужно было стучаться, а не упрашивать привратника, требовать, как это делал Иов, непрестанно взывая к Богу, а не ждать, что всё как-нибудь утрясется само собой.
Иов пытается достучаться до Бога и получить от Него объяснения смысла происходящего, объяснить ему - не то, за что у него отнято богатство, благополучие и семья (Бог да – Бог взял), а то, как обрести смысл случившегося. Книга Иова о том, что наш мир перестает быть абсурдом, если человек привносит в него осмысленность.
И это – главная его функция, главное предназначение человека. Есть такая задачка: как из трёх спичек сделать четыре, не ломая их. Обычная логика здесь не работает, необходимо выйти в иное пространство мышления. Так и с Иов-ситуацией. Поначалу Иов пытается объяснить случившееся как наказание за какие-то совершённые им грехи, в чем его убеждают жена и друзья, призывая покопаться в своем прошлом.
Но Иов сомневается в их советах, в возможности с их помощью найти смысл возникшей ситуации. Он бунтует против здравого смысла, против друзей и против Бога. Он не верит в несправедливость Бога, хотя видит, что мир несправедлив.
Столкновение знания о несправедливости мира и веры в справедливость Бога вводит многострадального Иова в парадокс, который он не может разрешить простым путем здравого смысла и впадает в отчаяние. Он не знает за собой никакого греха и никакой вины.
И если он признает вину, которой нет, это будет равносильно лжи, а значит Бог совершает ошибку, наказывая его ни за что. Но Иов не верит, что бедствия и наказание – это всегда суд Божий за грехи, как утверждают его друзья, требующие, чтобы он признал свою вину, т.к. наказания без вины не бывает (вспомним Глеба Жеглова).
Но Иов продолжает обращаться к Всевышнему за ответом, веря, что только Он может разъяснить ситуацию. По убеждению Иова Бог несовместим с абсурдом, и потому пытается преодолеть , споря с Богом о Его правоте. А что происходит в ситуации с Йозефом К.?
Священник в ответ на слова Йозефа К., что все его слова и притча – ложь, говорит ему, что не надо принимать всё за правду, но надо понимать, что мир целостен и всё, что в нём есть - необходимость, не надо выбирать из него только то, что нравится или что хочется видеть. Принятие целостности мира, в котором есть хорошее и плохое, пшеница и плевелы, которые также необходимы, как и пшеница, позволяет найти смысл и выйти из тупика неопределённости и абсурдности мира.
Преодоление абсурдности, совершаемое Иовом с помощью бунта против Бога, оправдывает его дерзость, а Йозеф К., не пытаясь осмыслить случившееся с ним, сам становится в позицию Бога, вынося приговор Священнику (стражнику), тем самым закрывая себе путь преодоления абсурдности ситуации, в которой оказался.
___________________________________________
Книга Иова. Иллюстрации Уильяма Блейка
Многострадальный Иов - это язычник, живший в языческой стране, чья история попала в еврейский Ветхий Завет не столько по причине страданий праведника, сколько потому, что он взывал к Всевышнему, когда на него свалились несчастья, не утратив своей веры.
Книга Иова состоит из 25 глав и относится к числу учительных (прочитать ее можно ). Книга наполнена глубокими философскими и богословскими смыслами: о справедливости-несправедливости, о вере и наказании, о том, что вопрос «За что?» не ведет к пониманию смысла происходящего.
Только вопрос «Для чего?», обращенный в будущее, помогает обрести смысл случившегося и найти из него выход. К Книге Иова обращались и богословы, художники и писатели, а цитаты из нее стали крылатыми:
Бог дал, Бог взял;
Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (в народе - «Слава Богу за всё»);
Блажен человек, которого вразумляет Бог.
Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в Иов-ситуации, но каждый ли искал выход на путях Иова? Один из преподавателей, когда мы изучали , высказал такую мысль: если, прочитав историю Иова, вы будете на стороне друзей, значит, вы - протестант, даже если крещены в православие.
Если же сочувствуете Иову и понимаете его вопрошание к Богу, вы - человек православно верующий. Другими словами, история Иова – это лакмусовая бумажка настроенности: на земное и разумное или на небесное и Божественное. Речь в Иов-ситуации идёт не просто о стрессе, фрустрации или конфликте.
Это ситуация переживания глубокого жизненного кризиса, из которого человек не может выйти обычными средствами, пытаясь найти причину случившегося на путях житейских советов, которые когда-то привели к благополучию.
Примером этого может служить другая история, в которой герой так и не смог найти решение, потому что постоянно жалел о прошлом, отвечая на вопрос «За что?». Это история Йозефа К. из романа Кафки "Процесс. История благополучного клерка, служившего в банке, имевшего хорошую зарплату,
но над ним неожиданно нависла угроза уголовного процесса, о причинах которого ему ничего не говорят. Йозеф не понимает ни своей вины, ни того, в чем его обвиняют. У него есть только страх, что всё в конечном итоге кончится казнью.
Кульминацией истории становится разговор героя со Священником, рассказавшим ему такую притчу. У ворот стоит стражник (Священник) и не пускает поселянина (Йозефа К.) войти в них. Поселянин сначала упрашивает привратника пропустить его, потом дает ему взятку.
Тот её берет, поясняя, что делает это исключительно для успокоения души просящего, чтобы тот не думал, что не сделал чего-то, что считал нужным сделать. Но и после этого он его не пропускает. В притче не сказано, что стражник применяет силу, он просто стоит и разговаривает с ним.
Поселянин после безуспешных попыток получить разрешение войти в ворота, так и умер возле них. После этого стражник говорит сакраментальную фразу, что он стоял у ворот, предназначенных только для поселянина, больше никому они не были нужны.
Другими словами, поселянин не пошел путём, который предназначался исключительно для него, т.к. чтобы войти в эти ворота, нужно было стучаться, а не упрашивать привратника, требовать, как это делал Иов, непрестанно взывая к Богу, а не ждать, что всё как-нибудь утрясется само собой.
Иов пытается достучаться до Бога и получить от Него объяснения смысла происходящего, объяснить ему - не то, за что у него отнято богатство, благополучие и семья (Бог да – Бог взял), а то, как обрести смысл случившегося. Книга Иова о том, что наш мир перестает быть абсурдом, если человек привносит в него осмысленность.
И это – главная его функция, главное предназначение человека. Есть такая задачка: как из трёх спичек сделать четыре, не ломая их. Обычная логика здесь не работает, необходимо выйти в иное пространство мышления. Так и с Иов-ситуацией. Поначалу Иов пытается объяснить случившееся как наказание за какие-то совершённые им грехи, в чем его убеждают жена и друзья, призывая покопаться в своем прошлом.
Но Иов сомневается в их советах, в возможности с их помощью найти смысл возникшей ситуации. Он бунтует против здравого смысла, против друзей и против Бога. Он не верит в несправедливость Бога, хотя видит, что мир несправедлив.
Столкновение знания о несправедливости мира и веры в справедливость Бога вводит многострадального Иова в парадокс, который он не может разрешить простым путем здравого смысла и впадает в отчаяние. Он не знает за собой никакого греха и никакой вины.
И если он признает вину, которой нет, это будет равносильно лжи, а значит Бог совершает ошибку, наказывая его ни за что. Но Иов не верит, что бедствия и наказание – это всегда суд Божий за грехи, как утверждают его друзья, требующие, чтобы он признал свою вину, т.к. наказания без вины не бывает (вспомним Глеба Жеглова).
Но Иов продолжает обращаться к Всевышнему за ответом, веря, что только Он может разъяснить ситуацию. По убеждению Иова Бог несовместим с абсурдом, и потому пытается преодолеть , споря с Богом о Его правоте. А что происходит в ситуации с Йозефом К.?
Священник в ответ на слова Йозефа К., что все его слова и притча – ложь, говорит ему, что не надо принимать всё за правду, но надо понимать, что мир целостен и всё, что в нём есть - необходимость, не надо выбирать из него только то, что нравится или что хочется видеть. Принятие целостности мира, в котором есть хорошее и плохое, пшеница и плевелы, которые также необходимы, как и пшеница, позволяет найти смысл и выйти из тупика неопределённости и абсурдности мира.
Преодоление абсурдности, совершаемое Иовом с помощью бунта против Бога, оправдывает его дерзость, а Йозеф К., не пытаясь осмыслить случившееся с ним, сам становится в позицию Бога, вынося приговор Священнику (стражнику), тем самым закрывая себе путь преодоления абсурдности ситуации, в которой оказался.
___________________________________________
Книга Иова. Иллюстрации Уильяма Блейка
Источник: www.oneoflady.com
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий