Шошана Бродская
Вероотступники против государства: опять "Новый израильский фонд"
Неделю назад в Иерусалимском окружном суде начались слушания по делу 52-х бывших "харедим", оставивших веру, против государства Израиль и его институтов. Истцы обвиняют государство в том, что оно не обеспечило им должного уровня начального образования, а позже, когда они уже самостоятельно решили его наверстать – не помогло им в этом финансово. От государства в лице министерств просвещения, экономики и госбезопасности требуют 4 миллиона шек. компенсации. Истцов представляет некоммерческая организация "Йоцим ле-шинуй" (удивительное совпадение с названием бывшей партии "Шинуй" Томи Лапида), созданная и поддерживаемая, в свою очередь, движением "Исраэль хофшит" ("Свободный Израиль"), за которым стоит небезызвестный "Новый израильский фонд" и еще несколько крупных иностранных спонсоров. Разумеется, вся эта цепочка подставных НКО не афишируется, народу представляют только несчастных "пострадавших", которые якобы по собственной инициативе решили возбудить дело против государственных институтов. Зачем "Новому израильскому фонду" и прочим заграничным "поклонникам" еврейской страны разжигать еще один скандал между еврейской религией и государством Израиль – не вопрос. Это то, ради чего они существуют, отлично понимая, что это наиболее верный способ уничтожить нашу страну. Вопрос в другом: есть ли в претензиях конкретных людей, обделенных, по их мнению, государством, доля логики? Должно ли еврейское государство им помочь, как они требуют, или сам факт того, что люди, оставившие в сознательном возрасте еврейскую веру и из-за этого не получившие ни того, что государство дает верующим, ни того, что оно дает неверующим, требуют что-то отдельно для себя как категории граждан – несусветная наглость, противоречащая основам существования государства Израиль? Давайте разберем подробно претензии истцов.
1. Государство Израиль якобы нарушает собственный Закон о всеобщем образовании, позволяя "харедимным" семьям обучать детей в школах с недостаточным изучением общеобразовательных предметов, что нарушает базовые права ребенка. На сайте "Исраэль хофшит" приводятся душераздирающие примеры того, как ребенок из "харедимной" семьи не может прочитать на электронном приборе слово START, не узнает свой адрес электронной почты, написанный латинскими буквами, и не знает, что такое уравнение с переменными. Образование "харедимного" мальчика, закончившего школу, якобы соответствует уровню образованности ребенка, вообще не посещавшего школу или посещавшего только первые классы.
Ответ на эту претензию только один: полная ложь. От первого до последнего слова.
Во-первых, израильский Закон о всеобщем образовании НЕ определяет, что именно и в каком объеме должны изучать дети. Он определяет право каждого ребенка на образование, соответствующее ценностям его семьи, от дошкольного возраста (3 года в ныне действующем варианте закона) до совершеннолетия (12-й класс). А также обязанность государства предоставить это образование бесплатно. Родители ребенка, в свою очередь, обязаны обеспечить бесперебойное посещение ребенком признанного государством учебного заведения на протяжении всех лет действия закона (с 3-х лет до окончания 12-го класса). Заметьте – речь идет о посещении школы, а не о выносе оттуда знаний. Если бы закон определял, какой объем знаний ребенок должен получить, то в суд на государство могли бы подать не только бывшие "харедим", но и все граждане, которые, отучившись в обычной государственной школе, не могут проверить квитанцию в магазине или провалили психометрию.
Касательно школьной программы закон определяет только, что Минпрос обязан разработать программы двух типов: "государственную" и "государственно-религиозную", и это входит в обязанности министра просвещения. Кроме того, признается программа системы "Хинух ацмаи" – "харедимного" образования, и учебные заведения, следующие этой программе, считаются признанными государством. Таким образом, посещение "харедимными" детишками школ системы – вполне в рамках закона. Что же касается программы "Либа" (в данном смысле – минимума общеобразовательных предметов), то ее выполнение влияет только на уровень финансирования школы государством: чем больший процент программы выполняется, тем больший процент финансирования получает школа. Самые ультра-ортодоксальные школы получают порядка 50% финансирования, то есть, выполняют около 50% "Либы".
Таким образом мы подошли ко второй части первого обвинения – отсутствие базовых знаний и навыков. Очевидно, что 50% и ноль – это разные вещи. Так, в "харедимной" школе для мальчиков будет три урока математики в неделю вместо пяти (школы для девочек выполняют "Либу" полностью). Английский мальчики не изучают вообще. Но как минимум половина репатриантов из бывшего СССР тоже не изучала в школе английский, что не помешало им получить высшее образование, в том числе в Израиле. С другой стороны, мало ли читатели этих строк знают семей, дети которых посещали светскую государственную израильскую школу с полной "Либой", и при этом родители были вынуждены нанимать ребенку частных репетиторов по трем-четырем базовым предметам, чтобы тот смог сдать "багрут"? Разве эти дети получили от государства больше, чем податели иска?
Не менее смешно и обвинение государства в том, что выходцы из "харедимной" среды не могут пользоваться домашней электроникой. Могут, и еще как пользуются. Почти на каждой "харедимной" улице есть магазин компьютеров и электроники. Не учить английский в школе и не знать его на базовом, потребительском уровне – не одно и то же. С таким же успехом можно обвинить государство в том, что домохозяйки не умеют пользоваться миксером или паровым утюгом.
С точки зрения автора этой статьи, гораздо проблематичнее в "харедимном" образовании для мальчиков критично недостаточный уровень преподавания гуманитарно-общественных предметов, особенно истории, и в частности – истории своего народа. Какие-то обрывки этих знаний мальчики получают из святых книг, но этого явно недостаточно, чтобы делать глобальные выводы, да и не приучают детей учить историю с акцентом на выводы. А между тем, изучение истории – заповедь из Торы: "Помни то, что происходило в мире, понимайте происходящее в каждом поколении; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих – и поведают тебе" (Дварим 32:7). Математику и английский человек с мотивацией и достаточным интеллектуальным уровнем выучит самостоятельно за год на любой "мехине" (доказательство этому – "харедимные" ешивы с "багрутом", которые принимают в 9-й класс выпускников обычных "хедеров", за год наверстывают общеобразовательную программу восьмилетки и выпускают юношей с "багрутом" в 42-45 единиц), а глубокое системное знание истории мира и своего народа для этих людей, скорее всего, останется до конца жизни вне пределов досягаемости, а вместе с ним – шанс понять свое место в истории и не повторять ошибок прошлых поколений, то есть, стать личностью национального уровня. Однако истцы не жалуются на то, что их не учили истории своего народа. Они сетуют на то, что их не учили пользоваться смартфоном и читать адрес электронной почты. Должно ли отвечать за это государство?
2 претензия: государство Израиль заботится о восполнении образования выпускников "харедимных" школ, продолжающих вести ортодоксальный образ жизни, и оставляет на произвол судьбы выпускников таких школ, снявших кипу. А именно, не создает для них субсидированных государством программ и заставляет "выбиваться в люди" собственными силами и средствами – притом что государство "сэкономило" на их начальном образовании, "заставив" учиться в частично спонсируемой школе с неполным курсом общеобразовательных предметов.
Это реальная претензия, но ответить на нее достаточно просто. Государство – это огромная структура, которая работает не с личностями, а с категориями населения. Есть такая категория населения, довольно большая – выпускники "харедимных" школ, которые хотят восполнить общее образование и выйти на рынок труда. Государство в этом кровно заинтересовано и создает им условия: спонсирует программы, обеспечивает разделение на мужчин и женщин и другие детали, соответствующие "харедимному" образу жизни, чтобы по этому пути пошло как можно больше представителей общины. И одно из таких условий – отсутствие на курсах людей, не соблюдающих заповеди. Если на курс примут одного такого человека, то львиная доля остальных оттуда уйдет.
Тех, кто отказался от религиозного образа жизни, среди выпускников "харедимной" системы образования – мизерный процент (гораздо меньший, чем среди выпускников государственно-религиозной системы образования). Государство не считает их отдельной категорией населения, и поэтому не создает для них особых программ.
И вот теперь мы подходим к истинной цели иска, организованного зарубежными "друзьями Израиля". Вызвав сострадание к "обделенным государством несчастным", иск может привести к одному из двух решений: либо суд постановит, что государство должно заставить спонсируемые им "харедимные" вузы принимать этих людей, что приведет к закрытию этих вузов и прекращению интеграции аутентичных "харедим" в израильское общество, либо суд потребует от государства признать евреев, в сознательном возрасте отрекшихся от иудаизма, особой категорией израильских граждан, имеющей свои коллективные гражданские права в еврейской стране. Какое бы из этих решений не было принято, наши "друзья" будут очень довольны.
Впрочем, есть еще одно решение. Государство работает с категориями населения, но отдает себе отчет, что бывают исключительные случаи. Такими случаями в каждой области занимаются специальные комиссии ("Ваадат харигим"). Если суд постановит, что Минпрос должен помогать таким людям, как истцы, через "Ваадат харигим", то люди получат помощь, а их статус при этом не изменится. Такое решение, видимо, было бы оптимальным.
Пойдет ли суд на поводу у разрушителей нашей страны? Посмотрим.
"Новости недели", 5.2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий