Борис Гулько
Я принадлежу к модерн ортодокс (МО) иудеям. МО стремятся
соблюдать заповеди Торы, и в то же время овладеть светскими знаниями и профессией.
Во время празднования Хануки уважаемый член нашей синагоги профессор психологии
заметил – не поражение ли наших предшественников мы празднуем?
На протяжении своей истории евреям пришлось тесно
общаться со многими народами. На лекции лингвиста А.Ю. Милитарёва я узнал, что
евреи удивительно мало вынесли из своего пребывания в Египте. В еврейском языке
профессор насчитал всего около 30 египетских слов, в египетском же – порядка
300 еврейских. Многие – для важнейших понятий. Куда более сущностным, чем с
египтянами, оказалось для нас столкновение с греками.
В 332 году до н.э. Иудея стала частью империи Александра
Македонского. В последующие века её контролировали то греческие правители
Египта Птолемеи, то греческое сирийское царство Селевкидов. Восстание Хасмонеев
(167-142 годы до н.э.) восстановило независимость Иудеи, но и столетия после того
греческое влияние на евреев было велико. Основанная Македонским и названная в его
честь Александрия многие века оставалась одним из главных культурных и
экономических центров и греков, и иудеев.
История античных греков исключительна. Они создали
практически все науки и искусства. И достигли в некоторых из них совершенства,
не превзойдённого доныне. Вряд ли кто назовёт писателя крупнее Гомера или
философа – ровню Платону и Аристотелю. А найденная в Риме в 1505 году копия скульптуры
«Лаокоон», созданной в Пергаме в 200 году до н.э. была предметом зависти гениального
Микельанджело.
Так что объекты национальной гордости евреев: учёные –
нобелевские лауреаты, великие художники, поэты, писатели, музыканты – все они
наследуют традиции, перенятой нами у эллинов. Даже Карл Маркс, гордиться
которым особой охоты нет, написал свою докторскую диссертацию о философии
античного грека Эпикура.
Греки, впрочем, получили от нас даже больше. Они
приобрели религию.
Верования эллинов были красочны. Они обильно питали
искусства. Но не выдержали 400-летнего соперничества с иудаизмом и были
отвергнуты. Начало этому процессу положил перевод Торы на греческий,
организованный Птолемеем II Филадельфом
в 3 веке до н.э. Этот текст приобрёл название Септуагинта.
Два с половиной века, начиная с восстания Хасмонеев и до
катастрофы разрушения Второго Храма в 70 году н.э., были полны внутренних
религиозных войн евреев. Основными соперниками являлись секты саддукеев, к
которой принадлежали первосвященники – по некоторым мнениям – все
первосвященники периода Второго храма, храмовая знать, а также люди зажиточные,
и фарисеев – ревностно религиозный простой народ. Семейство Хасмонеев по
статусу должно бы относиться скорее к саддукеям, но по взглядам было фарисейским.
Однако их потомок, правивший в следующем поколении – Гиркан I – примкнул к
саддукеям. В войне его сына Александра Яная с фарисеями, по сообщению
крупнейшего еврейского историка древности Иосифа Флавия, писавшего – характерно
– на греческом, погибло 56 тысяч евреев. Война за престол между двумя сыновьями Александра Яная завершила
независимость Иудеи – один из сыновей в 63 году до н.э. призвал на помощь Гнея
Помпея с римским войском.
Ко времени восстания против римлян – к 66 году н.э.,
еврейское общество состояло из ненавидевших друг друга саддукеев и фарисеев,
экстремистов зелотов, террористов сикариев. Их разбавляли эллинизированные
евреи. Набирала популярность секта назаретян. Эти верили, что Машиах уже
объявлялся. Римляне Машиаха распяли, но тот ожил, являлся своим ученикам и
обещал прийти вновь. О том ходило немало сказаний, но канонизированные позже
Евангелия ещё написаны не были.
Существовала также секта ессеев. Эти удалились от
общества к Мёртвому морю в Кумран, в котором припрятали рукописи, которые
находят доныне. Проповедуя безбрачие, ессеи потомства не оставляли.
Все названные секты между собой – мягко говоря – не ладили. Крайне
враждебной была реакция на назаретян, что нашло отражение даже в добавлении к тексту
ежедневной молитвы. Сравним: сегодня многие члены одной из значительных
хасидских общин верят, что их покинувший наш мир реббе – Машиах. И они остаются
важной частью еврейского мира.
Когда в ходе восстания 66 года римляне осадили Иерусалим,
в том продолжалась гражданская война между тремя еврейскими группами. Одна из них
сожгла склады с продовольствием. Среди осаждённых – по Флавию – 1 100 000
человек, умерли от голода. Остальных продали в рабство. Наши мудрецы
определили, что потерей Второго Храма и страны мы были наказаны за беспричинную
ненависть друг к другу.
В исторической перспективе катастрофу войн с римлянами
пережили лишь фарисеи и назаретяне. Но последние в основном – среди греков,
примкнувших к этой еврейской секте. Иудейский «апостол язычников» Павел,
возглавивший секту после казни евреями его предшественника – брата Иисуса Якова,
разрешал неевреям присоединяться к назаретянам без прохождения обрезания. Греки
приняли приглашение.
Моментом, с которого христианство стало самостоятельной
религией, а не иудейской сектой, явился Никейский собор 325 года. На нём
христиане заменили Шаббат воскресением и признали Иисуса богом. Второе было в
традиции римлян, обожествивших не только великого Юлия Цезаря, но и никчёмного
Клавдия. В еврейском понимании Всевышнего для подобного расширения места нет.
Впрочем, идея троицы стала причиной и многих
внутрихристианских конфликтов. Так в 13 веке против её противников катаров был
организован Альбигойский крестовый поход, уничтоживший около миллиона человек.
Христианство, ставшее крупнейшей мировой религией, своему
распространению обязано, похоже, симбиозу еврейской и греческой составляющих.
Вклад эллинизма – весомый довесок к еврейской теологии – идущая от греков
эстетика.
Музыка Генделя и Баха, мадонны Леонардо, Рафаэля и
Мурильо, работы лучших скульпторов, архитектурное совершенство многих соборов
явились грандиозной эмоциональной добавкой в богослужение.
В 1992 году в кафедральном соборе Леона – бывшей столицы
Леоно-Кастильского королевства, я попал на выставку «Музыка и религия». В
величественную базилику свезли со всей Испании скульптуры и картины,
изображающие музыкальные сюжеты из Библии, откуда-то из-под купола звучала
чарующая музыка. Не думаю, что можно вызвать больший эстетический восторг. Это
было на грани эротики.
А двумя годами позже я показывал семье Париж. Мы шли по
правому берегу Сены вдоль величайшего архитектурного шедевра мира – Нотр Дам де
Пари. Открывавшиеся всё новые перспективы здания захватывали дух. Мой 13-летний
сын Давид провёл предыдущий год в Израиле и стал там ревностным иудеем. «Когда
придёт Машиах, этот собор превратится в синагогу» – предположил он.
Отсутствие зримых объектов при еврейском богослужении
объясняется второй Синайской заповедью: «…Не делай себе изваяния и всякого
изображения того, что в небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже
земли. Не поклоняйся им и не служи им…» Можно предположить, что имеются в виду
реалистические изображения.
С возникновением модернизма появились замечательные
еврейские живописцы. Камиль Писсаро, Хаим Сутин, Амадео Модильяни, Марк Шагал
стали основателями новых направлений, порой состоящих только из их создателя.
Музей Шагала в Ницце «Библейские образы» являет миру замечательную еврейскую
живопись на темы ТАНАХа. Но в синагогах по-прежнему изображений нет.
В ХХ веке христианские направления, утилизовавшие в богослужении
эстетику, увяли. Сначала случилась страшная катастрофа в России. Православный
народ в гражданской войне пожёг церкви, перебил 11 миллионов единоверцев и,
походя, несколько сот тысяч евреев. Полвека спустя католики в Европе без повода
забросили свои соборы.
Сейчас российские власти пытаются вернуть в страну
религиозность. Для возрождения духовности необходима центральная идея, Какова
она?
В последнее время
я состоял в переписке с двумя православными священниками. Один из них, ссылаясь
на слова апостола Павла, что «если не было Воскресения Христова, то тщетна вера
наша и упование», написал в своей статье: «Факт Воскресения Христова – одна из
самых важных, а учитывая эти слова «Апостола языков», может быть наиважнейшая
из основ нашей веры». Другой выразился проще: «Если Христос умер и воскрес –
истинна наша вера». Я спросил первого: – «Если души, как мы знаем, бессмертны,
то статус Иисуса отличается от других тем, что у него осталась бессмертной не
только душа, но воскресло и тело. Однако тело не может попасть в духовные миры,
где нет места для материальности. Где тогда пребывает Иисус со своим телом? У
самого Всевышнего, как мы знаем, телесной формы нет, и версия Микеланджело из
Сикстинской капеллы – лишь красивая аллегория.
У евреев есть представление, что в теле остался пророк
Элиягу. В трудную минуту он может выручить человека. Ему в пасхальный седер мы
наливаем бокал вина и открываем дверь. Но мы полагаем, что он не умер, а находится
где-то в этом мире».
Другому священнику я написал, что не понимаю важности его
доказательства. «Пророк Элиша воскресил юношу. Сам Иисус воскресил Лазаря. И
что? По тем временам это были будни.
Воскрешённый Элишей юноша, еврейская традиция говорит,
вырос в пророка Иону. Тот провёл 3 дня в чреве рыбы и остался жив. Это куда
большее чудо, чем воскрешение из мёртвых, которое, по пророку Езекиилю, нам всем
предстоит».
Я недоумевал: ТАНАХ (Ветхий завет) сообщил христианам о
Синайском откровении, о 10 заповедях. Им даны псалмы Давида, пророки, писания.
Почему вся вера моих корреспондентов зависит, как они пишут, от случившегося 2
тысячелетия назад воскрешения одного еврея? Но потом я осознал: если не это
небольшое по еврейским меркам чудо, то христианство будет неотличимо от его
материнской религии, Сольётся с ней и исчезнет.
Протестанты евангелики, как евреи, следуют запрету на
изображения в своих молельных домах. Важным фокусом их духовной жизни являются
происходящие в последний век чудесные преображения евреев – возвращение наше в Страну
Израиля, сверхъестественные победы вроде одержанной в Шестидневной войне,
годовщину которой мы отмечаем в эти дни. Как и евреи, евангелики ожидают после
чудесного возрождения Израиля приход Машиаха. В личности его они с евреями
расходятся, но этот тёмный вопрос будущее разрешит само.
Евангелики – это единственное динамичное христианское
направление, оно насчитывает в США 60-70 миллионов последователей. Их активная
поддержка еврейского проекта в Земле Израиля, похоже, обеспечивает им самим духовную
помощь Небес.
А что же с прямым наследием греков – православием? Мне на
глаза всё почему-то попадаются православные клирики-евреи. Депрессивное
самоощущение еврея – продолжателя дела известного священника А.Меня, зарубленного
единоверцем топором, в единственном из сохранивших доктрину антисемитизма
направлении христианства, выражено в строках стиха преподавателя богословия И.А.Забежинского:
«Из Церкви можно уйти, только потеряв разум... это горькое понимание того, что
и со мной уже могло бы случиться или даже может еще случиться в любую минуту...
Да будь у нас хоть трижды неблагоразумный патриарх. Да будь у нас хоть
четырежды самодуры епископы, жадные до денег и до власти. Да будь они хоть на 90 процентов все голубые-преголубые...
… Господи, упаси нас от этого безумия… Без Церкви нет спасения».
Почему у этого еврея нет спасения без церкви? Не о нём ли
строки Мандельштама: «Свое родство и скучное соседство\ Мы презирать заведомо
вольны».
Видно, наше соперничество с греками ещё не завершилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий