«Закон Генетической нищеты»
О книге «бизнес-тренер и лектора» Натальи Грэйс «Законы Грэйс»
Вот что пишет мадам Грейс: «В детстве дома у одноклассницы мы часто прыгали на диване, пока не видели взрослые. Нас очень радовали пружины, местами совсем близко подходившие к поверхности; приводила в восторг пыль, которая клубами летела из дивана от наших прыжков. Когда спустя двадцать лет я зашла к своей подруге детства, то в ужасе увидела в углу всё тот же диван, на котором мы когда-то прыгали. Он не сильно изменился, насколько я могла помнить, но теперь я была потрясена нищетой и убогостью обстановки. Я мысленно подсчитывала, сколько могла стоить покупка нового дивана, замена засаленных стульев, зеркала, разбитого и заклеенного обёрткой от шоколада. Пока мы говорили, в воображении я белила потолок и меняла обои. Мне хотелось вымыть окна, обсиженные мухами, повыкидывать палки и картонки, торчащие из-под дивана, битый цветочный горшок, обвязанный чулком. «А что, если плохо с деньгами?» – подумала я… Но мозг сопротивлялся и предлагал мне купить хотя бы недорогой клейкой плёнки под цвет дерева и оклеить ею стол. Куда бы я ни посмотрела, мой взгляд натыкался на какую-нибудь поломку, грязь, пятна и мусор. Мозг вдруг сказал мне: «Как ты думаешь, почему рядом с нищетой всегда грязь?» Я вам теперь такой же вопрос задаю. Даже если заменить слово «всегда» на «практически всегда» или «частенько», то легче от этого не делается. Грязь – это проявление не безденежья, а менталитета. Вдумайтесь: грязь – это проявление соответствующего менталитета. А поскольку грязь и нищета – соседи, то и нищета – это своеобразный менталитет. Да, нищета находится в немытой голове.
Знаю одну женщину, которая больше двадцати лет копила деньги, чтобы купить дачу. Она одна воспитывала двух дочерей. Девочки жили впроголодь, на одних кашах, и старшая из них рассказывала мне, как ей было стыдно выходить во двор в старых вельветовых брюках с залатанными коленями. Девочка росла, и с каждым годом волшебным образом росли её брюки. Сантиметр за сантиметром разворачивалась подвёрнутая снизу ткань. Она была не такой вылинявшей, как вся остальная штанина, и это выдавало нищенские хитрости. Видимо, отсюда пошло выражение: «Голь на выдумки хитра». Не стоит рассказывать, что система в государстве не позволяет достаточно зарабатывать. Я не систему ругаю, а гниль в мозгах. На одни и те же деньги можно выглядеть достойно или нищенски. Когда мать, наконец, купила дачу, обе подросшие дочери не имели к этой даче ни малейшего интереса, но бесконечно упрекали мать в том, что она не научила их, что значит быть женщиной. У девчонок сформировался комплекс золушки. Они, привыкшие видеть протёртые кресла и старую посуду, облезлые полотенца и пальто семилетней давности, впоследствии, став взрослыми, боялись тратить на себя деньги. Всякий раз, когда они что-то покупали, у них портилось настроение: они словно чувствовали себя недостойными новых хороших вещей. Это, друзья мои, называется двумя словами: генетическая нищета. Она уже в сознании, в клетках, в крови, в костях.
Дети, которые видят облезлые углы, подсознательно программируются на нищету. Уже в подростковом возрасте они начинают осознавать её тяжесть. Ещё Антон Павлович Чехов отмечал, что облезлые стены и грязные коридоры дурно влияют на способность студента к обучению. Грязь и нищета подавляют человека, привычный вид убогой обстановки программирует быть неудачником. Вы могли бы возразить мне, что ненависть к нищете стимулирует некоторых людей развиваться и зарабатывать деньги, но я вам отвечу, что куда большее количество людей ломается под непосильным бременем бедности. У слов «беда» и «бедность» один корень. Гоните прочь от себя беду. Гоните прочь бедность. Как же мне нравится фраза: «Богатство – это состояние ума». Так вот, нищета – это тоже состояние ума». (http://fit4brain.com/4569)
Автор не совсем прав… Неубранная квартира часто не признак нищеты, а признак лени… Лень обычная и лень в мозгах – вещи суть разные… Мне не лень думать и размышлять. Лежа на старом диване, между прочим… Мне лень пропылесосить, ибо вместо этого, с большим удовольствием полежу на диване и почитаю…
У кого-то квартира «блестит», ни пылинки, но он просто дурак и быдло (чаще всего так и бывает). Мои соседи сверху делают ремонт чуть ли не каждый год, и их ненавидит весь подъезд. И кто они? Из какой-то деревни, «лимита», приехавшая в Москву. И их «менталитет» – это помешательство на ремонте, ибо кроме полуразвалившейся избы и навоза во дворе, они в детстве ничего не видели. Это «менталитет деревни», и мало кто из «коренных обитателей города» будет постоянно делать ремонты. У них иные заботы – книги, театры, увлечения…
Мне лично лень убираться и вытирать пыль. При этом нищим я себя не чувствую… Не ощущаю… Мне не интересно убираться, мне интересно писать… Или просто думать… Это увлекательно и интересно! Думать!! И не о том, какие поклеить обои, а про то, чтобы такое написать. И мысли мои не о новом диване, мне и старый подойдет, а о прошлом, о том, где я был, что я видел, и как это преподнести читателю, чтобы и мне, и ему, было интересно.
Меня детстве постоянно, каждую субботу заставляли убирать свою комнату, пылесосить, корили, ругали за малейшую соринку, за то, что открывал стекло книжного шкафа не за «хваталку» в стекле, а так, рукой, ибо «Опять стекло лапаешь!». Естественно желание убираться такое, с позволения сказать, «воспитание», увы, не привило… А все мы «родом из детства».
Я не большой поклонник грязи и пыли, но я трачу свое время не на уборку квартиры, не на собирание соринок и ежедневную уборку, а на создание «некого своего». Своей «экологической ниши»… Пространства, где мне уютно и хорошо… Периодически конечно, я убираюсь… Но! Сделать ремонт в квартире, поклеить обои (вопрос – а зачем?) или поехать отдыхать в Испанию, Португалию, съездить лишний раз во Францию? Выбор будет не в пользу уборки и ремонта.
А почему мне лень вытирать пыль на многочисленных книжных полках? Да потому что каждое «пустое пространство» заполнено разными сувенирами, редкостям, привезенными из экспедиций, и разных стран и городов… Минералы, камешки, ракушки, метеориты, шлаки, куклы, вазочки и прочее, и прочее, и прочее… Чтобы убрать их, и переставить потребуется время… А мне его жаль… И пусть пыль, но смотрю на запыленный минерал, и вспоминаю, откуда я его привез. Смотрю на вазочку, и помню, что купил её где-то на развале в Париже, или на «блошином рынке» в Страсбурге… Сувениры из Испании или Португалии, Турции или Марокко, Египта или Андорры… Ракушки с Ла Манша, галька с Лазурного берега… Этакая «запыленная память», к которой каждый год прибавляется новая… Или новые книги… Часто найденные на помойке…
А дочка живет у себя в квартире, одна, и тоже особо не заморачивается по поводу чистоты и ремонтом. Ей просто некогда! Учёба, работа, в магазин надо сходить, еду какую-никакую приготовить… Часто приходит только ночевать, как и многие французы. Тут не уборки каждый день, посуду бы успеть помыть.
Насчет А.П. Чехова… Многие любят ссылаться на классиков, выдергивая «с кровью» их цитаты. Сам грешен… Но вспомним, что Чехов был не самый бедный человек, и как доктор, и, тем более, как писатель, мог позволить себе иметь прислугу, кухарку и мальчика Бабина «на побегушках». Большинство, увы, этого сейчас не может себе позволить. Я лично нет, и не от бедности, а от лени. Кроме того, я не люблю пускать в «свое пространство» посторонних. Хотя бывало, и вызывал «гастарбайтеров Востока» для уборки.
Насчет бедности… Если плохо одет – не значит беден, бедность она не в манере одеваться, она – внутри! Часто плохо одетый человек, живущий в неубранной квартире, где 20 лет не было ремонта, лучше и чище любого лощёного писателя, который «богат» и свое «убогое богатство» старается преподнести как успех. Книги и лекции, и гонорары за них – это ещё не успех. Это всего лишь работа! Успех – это возможность жить свободно, думать свободно, мыслить свободно, не думая о пыли в квартире, и о новом диване.
Насчет мещанства… Мне нравится пить из моей старой кружки, ибо она – память, хотя в шкафу у меня стоит два-три десятка новых. И «мещане», как их часто понимают – это всего лишь сословие в России, что-то между крестьянами и купцами, чей капитал был менее 500 рублей (более 500 – уже «купец третьей гильдии»). В мещане «выписывались» и крестьяне, разбогатевшие, пришедшие в город, и обедневшие купцы. А само понятие «мещанства» как некого «образа жизни», было внесено в «советскую классическую литературу» теми же потомками мещан, крестьян и разночинцев, ставшими на «подъеме революции» «советскими писателями». Обличавший мещанство М. Горький был далеко не бедный человек, много лет жил на о. Капри, но прошлое, детские воспоминания, тревожили его всю жизнь.
Кто-то живёт лучше, кто-то хуже, кто-то глупо, кто-то умно. Но давать советы как «надо жить» – удел именно бедных, вдруг ставших богатыми! Часто случайно. Часто путем отказа себе во многом. И все эти советы, и огульные обвинения в «генетической нищете духа» – отголосок именно их «ранней нищеты». Многие не будут есть, но будут «хорошо одеваться», покупать престижные автомобили, чтобы выделиться, чтоб выглядеть успешными. Это и есть – нищета духа! А она гораздо хуже нищеты материальной…
А когда покупаю что-то новое, моё настроение почему-то не портится, наоборот я рад! Что ж, нахожу утешение в том, что я, видимо, «не генетически нищий», и не «мещанин». И я живу, так как мне нравится, не давая советы, не обличая, и не мешая другим… Я – всего лишь литератор, лентяй и бездельник.
Каздым А.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий