Музей русского импрессионизма знакомит посетителей с творчеством выдающейся художницы Серебряного века, любимой ученицы Ильи Репина, Елены Андреевны Киселёвой (1878 — 1974). Имя ее, незаслуженно забытое, стоит в одном ряду с такими мастерами, как Зинаида Серебрякова, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Делла-Вос-Кардовская. Экспозиция «Элегантный век» — первая персональная выставка художницы в Москве. Между тем, судьба художницы достойна экранизации,а ее картины — восхищения публики.
В экспозиции представлено более 50 произведений Елены Киселевой из частных собраний и коллекций ведущих государственных культурных институций: Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом». Главный хранитель творческого наследия художницы — Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского, — не только предоставил значительную часть своей коллекции для экспозиции «Элегантный век», но и выступил в качестве соорганизатора выставки.
Елена Киселева. Автопортрет, 1910
Выставка и сопутствующая ей лекционная программа позволяют получить целостное представление о творчестве Елены Киселевой, заново открывают российскому зрителю творческое наследие этой русской художницы. Основное место в творчестве Киселёвой принадлежит женскому портрету.
Как писала сама художница, «композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин».
Елена Киселева. «La belle Hortense», 1908
Елена Киселева родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва. Семья была известной и прогрессивной: Андрей Петрович преподавал математику в Воронежском институте народного образования и на ряде курсов, много лет был членом Городской думы. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей,которая после революции была превращена в детский дом (одновременно с национализацией усадьбы). С 1922 года семья живет в Ленинграде, где к тому времени уже осели младшие дети.
Елена Киселева. «Розовый зонтик», 1910
Первые частные уроки рисования Елена Киселева получила у Михаила Пономарева, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва,по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселева поступила на Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге.
Елена Киселева. Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907−1908 гг.
Естественно, дочь известного математика выбрала математический факультет. Однако стать педагогом ей было не суждено: в 1898 году, после перенесенного тифа, Киселева решает посвятить себя художественной стезе и становится студенткой Высшего художественного училища при Академии художеств. Двумя годами позже она поступает в Академию и учится в мастерской Ильи Репина. Одна из его любимых учениц, Елена Киселева в полной мере восприняла академическую, классическую школу своего наставника. В 1903 году Репин поручает Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
В том же году художница впервые попадает за границу, во всемирную«Мекку» художников — Париж. Напитавшись новейшими тенденциями и привнеся их в свои работы, молодая художница не находит поддержки у себя на родине. Ее эскиз дипломной работы«Парижское кафе» был отвергнут Советом академиков с весьма нелестными отзывами. Тогда Киселева берет академотпуск и опять уезжает в Париж — «мятежная» академистка поступает в художественную школу художника и графика Эжена Каррьера. Намеренная «бедность» палитры Каррьера в творчестве Киселевой никак не отобразилась: ее работы ярки,художница работает с цветом и светом. В 1907 году она заканчивает Академию художеств с дипломной работой«Невесты. Троицын день».
Елена Киселева. «Девушка в красном», 1907
Елена Киселева. «Девушка в красном», 1907
Елена Киселева. «Невесты», 1907
Елена Киселева стала первой из женщин, закончившей Академию художеств, которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей. Как писала одна из петербургских газет, «в ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам». Естественно, что она опять отправилась в Париж, где обучалась в Академии Родольфо Жюлиана. Далее была поездка по Италии, а в 1911 году художница вернулась в Россию.
Елена Киселёва. «Ревность». 1907. Собрание Олега Арюхина
Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников,на международных выставках в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет «Дома», где Киселева изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А. И. Куинджи .
Елена Киселева. «Дома», 1908.
Елена Киселева. «На балконе», 1910
- Елена Киселева. «Мать и дочь», 1911
- Елена Киселева. «Портрет Лизы», 1910
Лучшим периодом в творчестве Елены Киселевой эксперты и историки считают 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны,отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно; известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.
- Елена Киселева. "Натурщица". 1911
- Елена Киселева. "Санди" (Александр Стюарт-Хилл). 1910
Елена Киселева. «Дачницы», 1915. Картина написана в усадьбе Ильи Репина в Куоккале.
Одна из немногих работ Елены Киселевой, совмещающей портретный и анималистический жанры — портрет первого мужа художницы, Николая Перевертанного-Чёрного. Семейная жизнь у них не сложилась, однако после развода бывшие супруги поддерживали дружеские отношения. А вот что Корней Чуковский, сосед Перевертанных по даче в Куоккале, писал о первом муже Киселевой: «Окончил Петербургский университет вместе с Блоком. Юрист. Красавец, с удивительным пробором. Раньше чем познакомиться с ним, я знал его лицо по портрету его жены,известной и талантливой художницы. Там он изображен с двумя породистыми французскими бульдогами — и имел вид норвежского посла или английского романиста. Чувствовалась культура,«порода»…"
Елена Киселева. Портрет Николая Перевертанного-Чёрного. Местонахождение неизвестно.
Елена Киселева. Портрет Николая Перевертанного-Чёрного. Местонахождение неизвестно.
Впрочем, далее Корней Чуковский отзывался о супруге Киселевой весьма нелестно: «Когда я познакомился с ним, это оказался лентяй, паразит, ничего не читающий, равнодушный ко всему на свете, — кроме своего автомобиля, ногтей и пробора — живущий на средства своей жены — человек самовлюбленный, неинтересный, тупой, но как будто добродушный». Впрочем, Перевертанный-Чёрный был способен на любовь — к собственным собакам. А у Елены была насыщенная жизнь, полная творческих устремлений.
Одна из самых любимых собсвенных работ Елены Киселевой — портрет «Маруся», написанный художницей в 1913 году.
Как писала художница, «главное, меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать». Ей удалось создать целую плеяду удивительных женских образов. Характерное для Елены Киселевой искреннее увлечение цветом, наслаждение живописью, делают портреты художницы неотразимо притягательными. Своими яркими полотнами Елене Киселёвой удалось запечатлеть живой облик своих современниц, создать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века.
Елена Киселёва «Портрет дамы (Портрет Любови Бродской)». 1916
На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных и прогрессивных людей; с Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась у Чуковских. Работая над портретом, в отличие от Бродского, Киселева отказывается от мечтательного и созерцательного образа: ее Любовь Бродская — очень привлекательная, очень живая. Но и здесь, как и на портретах кисти мужа — расписной платок (Любовь Бродская рисовала,занималась роспиьсю по ткани и была членом Союза художников).
В 1917 году Елена Киселева переезжает в Одессу. Здесь она встречает своего второго мужа — Антона Билимовича,с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже — ректор Новороссийского университета, Антон Билимович становится постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.
Елена Киселёва. Портрет сына. 1925
Как и у Зинаиды Серебряковой, рубежом судьбы и творческих амбиций Елены Киселевой стала эмиграция: в феврале 1920 года художница выехала в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев — так тогда называлась будущая Югославия, — где профессор Билимович получил работу в Белградском университете. В отличие от Серебряковой, в эмиграции Киселева ни в чем не нуждалась: жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало куда как меньше, о чем она постоянно сожалела.
Помимо картин, в рамках выставки-ретроспективы «Элегантный век» на 2 и 3 этажах представлены четыре костюма. Один из них создан для телефильма «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз) и является исторической реконструкцией c использованием подлинных материалов начала XX века. Шёлковый муар, кружево, бархат, искусственные цветы, перья райской птицы, хлопок, бамбук, ручка, лён — потрясающая красота!
Елена Киселева. «Прекрасные дамы», 1927
В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой».
В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве,дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Окончательную точку в своем творчестве Елена Киселева поставила после кончины сына: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался. «Портрет сына на смертном одре» — последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.
В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве,дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Окончательную точку в своем творчестве Елена Киселева поставила после кончины сына: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался. «Портрет сына на смертном одре» — последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.
На открытии выставки. Фото: Музей русского импрессионизма
Возвращению наследния Елены Киселевой, новому открытию ее имени для истории русской живописи во многом способствовала искусствовед из Воронежа Маргарита Ивановна Лунева. При помощи Белградского музея национального искусства в 1967 году Лунева выяснила, что Елена Киселева-Билимович еще жива, и списалась с художницей; их переписка продолжалась до последних дней жизни художницы. Размышляя о своем наследии, Елена Андреевна передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась — в Воронежский музей изобразительных искусств. Именно они составляют большинство экспонатов на выставке «Элегантный век», представленной в Музее русского импрессионизма — первой выставке работ Елены Киселевой в Москве.
Выставка «Елена Киселева. «Элегантный век» в Музее русского импрессионизма
работает до 12 марта 2017 года
работает до 12 марта 2017 года
Титульная иллюстрация: Елена Киселева. «На балконе» (фрагмент), 1910. По информации пресс-релиза Музея русского импрессионизма, материалам и иллюстрациям страницы музея в социальной сети Фейсбук, материалам блога Дневник Парашутов: LiveInternet.
Автор: Рита Лозинская
Комментариев нет:
Отправить комментарий