В феврале 2012 года Владимир Путин на встрече с политологами признался, что из всех государственных деятелей самыми «эффективными» считает лишь троих — Александра Невского, Петра I и Екатерину II:
«Александр Невский — пример эффективного правителя еще до времен Петра Первого… Он мне очень нравится. Также Петр I в первой части своей жизни и деятельности. А при Екатерине II Россия больше всего земель приобрела»
Путин подчеркнул, что Екатерину II считает наиболее эффективной.
«Она была более эффективным правителем, чем Петр Первый, — кровищи меньше, а дел больше», — сказал он.
Конечно, можно согласиться с Владимиром Путиным, или же не согласившись, высказать другое мнение, в котором императрица Екатерина II предстает несколько в ином свете. Но могут ли наши знания — знания простых обывателей, изучающих историю России по школьным книжкам, соперничать с знаниями человека, который гораздо ближе к достоверным источникам и архивам..?
Из школьных учебников мы знаем, что Екатерина II правила Российской империей 34 года в период с 1762 по 1796-ой. Да, Екатерина II стоит в одном ряду с царем Петром I, прорубившим «окно в Европу». Да, так же, как и он, она продолжала интеллектуально развивать Россию, но при этом еще больше ее «закрепостив». Можно ли назвать правление императрицы самым эффективным, если оно закончилось с самым большим внешним долгом России в XVIII веке? Впервые у России появились первые международные долги!!!
Время правления Екатерины II очень часто называют «Золотым веком Екатерины». Но так ли это?
Да, во время ее правления были сильно расширены границы государства. Но если дворяне обожали щедрую и просвещенную императрицу, то крестьяне ненавидели ее лютой ненавистью. И пугачевское восстание хорошее тому подтверждение. А Пугачев был не единственный, кто поднимал крестьян на войну в ее период правления.
Так что «Золотой век Екатерины» не всегда был таким уж золотым.
В блестящей отечественной кинокартине 1953 года «Адмирал Ушаков» есть любопытный эпизод, в котором очень ярко демонстрируется отношение императрицы к Величайшему Патриоту своей страны Адмиралу Федору Ушакову:
Что это? — Задумка режиссеров показать истинное лицо императрицы или попытка очернить её так называемый «эффективный образ правления?» И если — этот эпизод, да и сам фильм в целом демонстрирует правду, то согласиться с Владимиром Путиным я никак не могу… А если режиссеры в этом эпизоде солгали, стало быть и они учат историю по лживым книжкам..?
Тем не менее, с другой стороны, Екатерина II запомнилась потомкам, как Великая и вполне заслуженно. Именно при ней Россия приобрела статус Великой Европейской державы. При ней границы России были максимально расширены — присоединен Крым, Причерноморье, Северного Кавказа и восточная часть Речи Посполитой*.
*Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии.
Кроме того, при ней было образовано 29 губерний и построено 144 города, значительно увеличилась численность населения — с 23 до 37 миллионов человек, Россия стала самой крупной европейской страной. При ней вдвое возросла армия и удвоилось число крупных предприятий. Был проведен ряд важнейших реформ. Наступил расцвет искусств и наук. Екатерина II оставила потомкам достойное литературное наследие…
Екатерина старалась сделать из вверенной ей империи сильное очень дисциплинированное государство, которое боятся другие державы, и в котором все подчинено строгим правилам
При Императрице был создан Государственный банк и ссудная касса, кроме этого при ней были введены в оборот бумажные деньги – ассигнации.
Екатерина II обладала потрясающей способностью доводить все начатые дела до конца, что её характеризует как великого исторического деятеля, несмотря на её ошибки и некоторые оплошности.
И это далеко не все заслуги «матушки-государыни» (больше такого эпитета не удостаивался никто).
***
Мысли из «особой тетради»
До наших дней дошли ценнейшие документальные свидетельства жизни целой эпохи Екатерины II — в виде мемуаров, дневников, писем, указов, размышлений… Они достаточно искренне написаны. Хочется верить, что дневник императрица вела собственноручно и что до наших дней дошли подлинники, «ибо ложь изо всех вреднейший есть порок», — писала Екатерина II.
Неподдельный интерес вызывают мысли из так называемой «особой тетради» государыни. Размышления императрицы подпитаны опытом и мудростью. О религии, о расточительстве, о демографии, о войне и мире, о многоженстве и многом другом рассуждает императрица будто сама с собой, и в то же время, будто бы завещая потомкам…
Начинается тетрадь с очень глубокой мысли, искренность которой подкупает:
«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь; Он мне в том свидетель. Слава страны — создает мою славу. Вот мое правило: я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать»
1. О ложном изобилии и бережливости
Государи кажутся более великими по мере того, как вельможи страны и приближенные более удовлетворяются в отношении богатства; изобилие должно царить в их домах, но не ложное изобилие, основанное на неоплатных долгах, ибо тогда, вместо величия, это становится лишь смешным тщеславием, над которым смеются иностранцы; я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот начало, от которого я отправляюсь; чрез разумную бережливость они этого достигнут.
2. О тщеславии и власти…
Когда имеешь на своей стороне истину и разум, должно выставлять это перед очами народа, говоря: такая-то причина привела меня к тому-то; разум должен говорить за необходимость; будьте уверены, что он возьмет верх в глазах большинства; уступают истине, но редко речам, пропитанным тщеславием.
Власть без доверия народа ничего не значит; тому, кто желает быть любимым и прославиться, достичь этого легко. Примите за правило ваших действий и ваших постановлений благо народа и справедливость, которая с ним неразлучна. Вы не имеете и не должны иметь иных интересов. Если душа ваша благородна — вот ее цель.
3. Многоженство полезно…
Мир необходим этой обширной империи; мы нуждаемся в населении, а не в опустошениях; заставьте кишеть народом наши обширные пустыни, если это возможно; для достижения этого не думаю, чтобы полезно было заставлять наши нехристианские народности принимать нашу веру; многоженство более полезно для [умножения] населения; вот, что касается внутренних дел. Что касается внешних дел, то мир гораздо скорее даст нам равновесие, нежели случайности войны, всегда разорительной.
Пойдите в деревню, спросите у крестьянина, сколько у него было детей; он вам скажет (это обыкновенно): десять, двенадцать, часто даже до двадцати. А сколько в живых? Он ответит: один, два, четыре, редко четвертая часть; следовало бы поискать средства против такой смертности; посоветоваться с искусными врачами, более философами, чем заурядными в этом ремесле, и установить какое-нибудь общее правило, которое мало-помалу введут землевладельцы, так как я уверена, что главная причина этого зла — недостаток ухода за очень маленькими детьми; они бегают нагие в рубашках по снегу и льду; очень крепок тот, кто выживает, но девятнадцать умирают, и какая потеря для государства!
5. О переносе фабрик из больших городов в маленькие
Большая часть наших фабрик — в Москве, месте, может быть, наименее благоприятном в России; там бесчисленное множество народу, рабочие становятся распущенными; фабрики шелковых изделий не могут быть там хороши — вода мутная, и особенно весною, в лучшее время года для окраски шелка; эта вода действует на цвета: они или блеклы, или грубы. С другой стороны, сотни маленьких городов приходят в разрушение! Отчего не перенести в каждый по фабрике, выбирая сообразно с местным продуктом и годностью воды? Рабочие там будут более прилежны и города более цветущи.
6. О подарках чиновникам…
Часто задерживают у многих людей платежи; это делают чиновники, заведующие платежами, чтобы заинтересованные подносили им подарки. Для искоренения этого следовало бы пометить в указе число того дня, в который должны производиться платежи, а на случай препятствия со стороны чиновников следовало бы наложить на них пени и удваивать пеню за каждый лишний день, который они пропустят в исполнении данного указа.
7. О законах
Дело, которое наиболее сопряжено с неудобством, — это составление какого-нибудь нового закона. Нельзя внести в это достаточно обдуманности и осторожности; единственное средство к достижению того, чтобы быть осведомленным о хорошей или дурной стороне того, что вы хотите постановить, это велеть распространить слух о том на рынке, и велеть точно известить вас о том, что говорят; но кто скажет вам, какие выйдут отсюда последствия в будущем?
Остерегайтесь, по возможности, издать, а потом отменить свой закон; это означает вашу нерассудительность и вашу слабость и лишает вас доверия народа, разве это будет только закон временный; в этом случае я желала бы заранее объявить его таковым и обозначить в нем, если возможно, основания и время, или, по крайней мере, обозначить в нем срок в несколько лет, по истечении которых можно было бы его возобновить или уничтожить.
8. Об уважении общества…
Уважение общества не есть следствие видной должности или видного места; слабость иного лица унижает место точно так же, как достоинство другого облагораживает его, и никто, без исключения, не бывает вне пересудов, презрения или уважения общества. Желаете вы этого уважения? Привлеките доверие общества, основывая все свое поведение на правде и на благе общества. Если вместе с тем природа наделила вас полезными дарованиями, вы сделаете блестящую карьеру и избегнете того смешного положения, которое сообщает высокая должность лицу без достоинств и слабость которого сквозит всюду.
9. Наказывать нужно виновных
Видали ли когда способ действия более варварский, как тот, чтобы начинать с наказания, а затем производить следствие? Найдя человека виновным, что вы сделаете? Он уже наказан. Пожелаете ли вы быть жестокими, чтобы наказать его дважды? А если он невинен, чем исправите вы несправедливость, что его арестовали, лишили его всякой чести, должностей и проч., без вины? Через такое легкомыслие вы сделаетесь достойными презрения. Значит, вы пожертвуете им из стыда сознаться, что вы ошиблись, и этим усилите свою вину перед очами Бога и людей. Если бы со мной случилось такое несчастье, я не стала бы колебаться, я пожертвовала бы своим стыдом справедливости, я исправила бы со всем величием души, на которое способна, зло, которое я бы сделала.
В Венеции, в самом деспотическом месте Европы, если невинный брошен в тюрьму, а его невинность доказана, то доже, в сопровождении Сената, идут в тюрьму и провожают его с торжеством домой.
Хочу, чтобы питали ко мне доверие, полагая, что я хочу лишь того, что справедливо, и что, когда я вынуждена кого-нибудь наказать, это потому, что он нарушил законы, свой долг перед Отечеством и перед тем, кто поставлен от Бога для поддержания порядка. Преступление и производство дела должны быть сделаны гласными, чтобы общество (которое всегда судит беспристрастно) могло бы распознать справедливость.
10. Советовать — вещь чрезвычайно трудная
Сильная душа мало способна на совету душе слабой, ибо эта последняя не в состоянии следовать и даже оценить то, что первая предлагает ей согласно своему характеру; вообще, советовать — вещь чрезвычайно трудная; я хорошо знаю, как исполнить обдуманное мною дело, но у того, кому я советую, нет ни моей мысли, ни моей деятельности при осуществлении моего совета. Это размышление всегда меня располагало, при советах, какие я принимала от других, входить в мельчайшие подробности, даже усваивать слова того, кто мне советовал, и следовать совершенно его мысли.
Источник: moiarussia.ru
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий