Тонино Гуэрра: смерть поэта
Автор: Сергей Степанов
Тонино Гуэрра – поэт и сценарист сотни фильмов, любимый соавтор Феллини и Антониони, номинант“Оскара” и лауреат Канн, один из последних свидетелей золотого века итальянского – и не только – кинематографа. 16 марта Гуэрра отметил 92-й день рождения, а еще через пять дней – умер.
FashionTime – о жизни и карьере выдающегося сценариста, начавшего писать в немецком концлагере и не останавливавшегося на протяжении семи десятилетий.
Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в итальянской деревушке Сантарканджело-ди-Романья неподалеку от Римини – в один год и по соседству с Федерико Феллини (Federico Fellini), с которым вскоре подружился. Впрочем, с первой коллаборацией великие земляки не спешили – да и, если уж на то пошло, в кинематограф Гуэрру занесло во многом случайно. Писать сценарии он начал, будучи узником немецкого концентрационного лагеря во время Второй мировой (фамилия Тонино переводится с итальянского как “война”), но с ее окончанием пошел в учителя (у Гуэрры педагогическое образование).
Первое упоминание в титрах Тонино заработал, выполняя просьбу Джузеппе Де Сантиса (Giuseppe De Santis), собравшегося снимать кино про охоту на волков. Вернувшись из порученной ему горной экспедиции с лаконичным докладом о том, что никакой охотой на волков в Абруццо давно не промышляют, Гуэрра тем не менее был записан в соавторы сценария фильма “Люди и волки” – и в его славной, в сто с лишним пунктов, фильмографии появилась первая строчка.
Настоящий прорыв Гуэрры-сценариста совпал со звездным часом Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) – они работали в связке над сделавшей Антониони имя трилогии из “Приключения”, “Ночи” и “Затмения”. “Мои сценарии были не более чем комментариями к его образам, – скромничал впоследствии Гуэрра. – В конечном счете, лучшие из написанных нами строчек в окончательные редакции фильмов не попадали”. Антониони, в свою очередь, вспоминал их с Тонино ожесточенные споры, приносившие его картинам неоценимую пользу.
Свою первую номинацию на “Оскар” Гуэрра получил в 1966 году – за вклад во фривольную комедию “Казанова 70” с легендарным Мастроянни в титульной роли. (В разные годы Тонино напишет сценарии к шестнадцати (!) фильмам с участием актера, опережающего в этом условном рейтинге таких звезд, как Моника Витти, Софи Лорен и Армен Джигарханян). А уже через год Антониони и Гуэрра имели хорошие шансы – и все основания – разделить победу на церемонии, но написанный ими сценарий “Фотоувеличения” проиграл “Мужчине и женщине” француза Лелуша.
Симптоматично, что Антониони, с которым Гуэрра сотрудничал до самой смерти режиссера (в соавторстве с Тонино тот написал и свой последний фильм “За облаками”, и свой сегмент альманаха “Эрос”), так и не полюбил диалоги, ценя в кино исключительно образы, а в любимом сценаристе – его поэтический дар. Еще симптоматичнее то, что не жаловал диалоги и Феллини (“Диалог для него начинался только на стадии дубляжа – его интересовали персонажи, а не актеры”), долгожданный шанс работы с которым Гуэрре выпал, когда им обоим было уже за пятьдесят.
“Амаркорд” Феллини принес Тонино третью и, думается, самую ценную для него оскаровскую номинацию – во многом автобиографическая трагикомедия об отрочестве в фашистской Италии была вдохновлена историями взросления как режиссера, так и сценариста. Феллини и Гуэрра войдут в историю кинематографа еще двумя совместными картинами, “И корабль плывет…” и “Джинджер и Фред”, а вот от “Города женщин” Тонино отказался – ибо влюбился в женщину по имени Элеонора и надолго задерживался в городе Москве.
Свидетелями на свадьбе Тонино Гуэрры и Элеоноры Яблочкиной были Антониони и Андрей Тарковский – режиссер еще одного выдающегося фильма по сценарию Гуэрры, “Ностальгии” с Олегом Янковским в роли путешествующего по Италии русского писателя. После того как “Мосфильм” отказался от обещанного финансирования, именно протекция итальянца позволила Тарковскому выехать за границу и снять картину на деньги европейцев. Интересно, что самого Тонино режиссерское ремесло не привлекало никогда и ни при каких обстоятельствах – по его мнению, слова старятся меньше и стареют красивее, чем кинообразы.
Последним титулованным соавтором Гуэрры стал грек Тео Ангелопулос (Theo Angelopoulos), обязанный Тонино сценариями к таким фильмам, как “Пейзаж в тумане” и“Вечность и один день”. “На протяжении 20 лет Тонино был моим персональным психоаналитиком”, – как-то пошутил Ангелопулос, работа с которым – над “Пылью времени” – стала для Гуэрры последней. В титры недавней голливудской мелодрамы “Все путем” его, совсем как полвека назад, вписали без особого ведома автора – фильм являлся ремейком написанной Тонино итальянской картины Джузеппе Торнаторе (Guiseppe Tornatore) с – кем же еще! – Мастроянни в главной роли.
До 2012 года, увы, не дожили ни Мастроянни, ни Антониони, ни Феллини, ни Тарковский, ни Ангелопулос (грек умер в январе), поэтому некрологи самому Гуэрре, скончавшемуся в возрасте 92 лет, 21 марта, в родной деревушке, приходится подписывать людям вроде итальянского экс-министра культуры. Впрочем, когда речь идет о художнике калибра Гуэрры, правильные слова находят даже члены правительства: “Мы потеряли поэта, гения и необыкновенного человека”.
FashionTime – о жизни и карьере выдающегося сценариста, начавшего писать в немецком концлагере и не останавливавшегося на протяжении семи десятилетий.
Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в итальянской деревушке Сантарканджело-ди-Романья неподалеку от Римини – в один год и по соседству с Федерико Феллини (Federico Fellini), с которым вскоре подружился. Впрочем, с первой коллаборацией великие земляки не спешили – да и, если уж на то пошло, в кинематограф Гуэрру занесло во многом случайно. Писать сценарии он начал, будучи узником немецкого концентрационного лагеря во время Второй мировой (фамилия Тонино переводится с итальянского как “война”), но с ее окончанием пошел в учителя (у Гуэрры педагогическое образование).
Первое упоминание в титрах Тонино заработал, выполняя просьбу Джузеппе Де Сантиса (Giuseppe De Santis), собравшегося снимать кино про охоту на волков. Вернувшись из порученной ему горной экспедиции с лаконичным докладом о том, что никакой охотой на волков в Абруццо давно не промышляют, Гуэрра тем не менее был записан в соавторы сценария фильма “Люди и волки” – и в его славной, в сто с лишним пунктов, фильмографии появилась первая строчка.
Свою первую номинацию на “Оскар” Гуэрра получил в 1966 году – за вклад во фривольную комедию “Казанова 70” с легендарным Мастроянни в титульной роли. (В разные годы Тонино напишет сценарии к шестнадцати (!) фильмам с участием актера, опережающего в этом условном рейтинге таких звезд, как Моника Витти, Софи Лорен и Армен Джигарханян). А уже через год Антониони и Гуэрра имели хорошие шансы – и все основания – разделить победу на церемонии, но написанный ими сценарий “Фотоувеличения” проиграл “Мужчине и женщине” француза Лелуша.
“Амаркорд” Феллини принес Тонино третью и, думается, самую ценную для него оскаровскую номинацию – во многом автобиографическая трагикомедия об отрочестве в фашистской Италии была вдохновлена историями взросления как режиссера, так и сценариста. Феллини и Гуэрра войдут в историю кинематографа еще двумя совместными картинами, “И корабль плывет…” и “Джинджер и Фред”, а вот от “Города женщин” Тонино отказался – ибо влюбился в женщину по имени Элеонора и надолго задерживался в городе Москве.
До 2012 года, увы, не дожили ни Мастроянни, ни Антониони, ни Феллини, ни Тарковский, ни Ангелопулос (грек умер в январе), поэтому некрологи самому Гуэрре, скончавшемуся в возрасте 92 лет, 21 марта, в родной деревушке, приходится подписывать людям вроде итальянского экс-министра культуры. Впрочем, когда речь идет о художнике калибра Гуэрры, правильные слова находят даже члены правительства: “Мы потеряли поэта, гения и необыкновенного человека”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий