Антон Фредерик Филипс
Прочел в статье Леона Коваля этот текст:
« Маркса крестили семи лет от роду, а его мать, если верить Мерингу, так и не приняла крещения. Она сохранила связи со своей знаменитой теперь и богатой тогда и теперь семьей голландских евреев Филиппсов. Кормили философа, как я теперь понимаю, в основном, Филипсы (нам рассказывали, что это делал Энгельс), и Маркс всю жизнь принимал "грязные еврейские деньги". (Маркс: "Деньги это ревнивый бог Израиля").
И подумал – Филипсы (телевизоры, электробритвы и пр.) неужто и они – евреи. Раскрыл книгу Фредерика Филипса «Формула успеха», а там читаю в главе «Моя родословная»: «В 18 веке Филип Филипс, торговец еврейского происхождения, женился на Ребекке Ван Крефельт и поселился в маленьком нидерландском городке Венендале».
Никуда от них не деться, от евреев. Прадед Фредерика, правда, крестился в 1826 году, но женился на девице Софии Пресбург. Автор мемуаров отмечает при этом, что его прабабка знала иврит. Дед знаменитого предпринимателя был одним из 12 детей этой пары.
Вторым фактором было наследство, полученное Марксом от матери в начале 1861 года (мать еще была жива). Мать уплатила все долги Карлуши и дополнительно к этому, через исполнителя ее завещания, своего дядю Леона Филипса (Леон Филипс, дядя Маркса, был основателем одной из богатейших промышленных компаний Европы, Филипс Электрикал Компани), очень преуспевающего промышленника, Маркс получил 160 английских фунтов стерлингов. Часть этой суммы он потратил на турне по Европе
Следующим, после женитьбы, неотложным вопросом был финансовый. Фрау Маркс, уставшая финансировать вечно безденежного сына, в сердцах бросила, что не отдаст причитающуюся ему после смерти отца часть наследства. Молодой Маркс затеял судебную тяжбу, которая растянулась на несколько лет. И, как победоносно рапортуют официальные биографы, с помощью своего дяди, голландского банкира Леона Филипса, смог получить свою долю наследства и наконец обрел материальную независимость. Впрочем, деньги почему-то никогда не задерживались в его руках…
А в 1863 году Маркс увлекся своей племянницей Антуанеттой Филипс, которая была моложе дядюшки на девятнадцать лет...
С четвертого столетия новой эры ведет свою историю еврейская община древнего немецкого города Трира. Евреи всегда играли заметную роль в жизни города на Мозеле, а один из них обрел поистине всемирную известность. Этого человека звали Карл Маркс.
Старый город. Bruckenstrasse, 10. Типичный мещанский дом в барочном стиле был построен в 1727 году. В апреле 1818 года в нем поселился адвокат Генрих (Гирш) Маркс, в семье которого месяцем позже родился сын Карл. Сегодня на Bruckenstrasse, 10 располагается дом-музей Карла Маркса (“Karl-Marx Haus”).
В 1928 году участок земли вместе с домом выкупили немецкие социал-демократы, в планы которых входило создание мемориального музея. Замысел не удалось воплотить в жизнь – в мае 1933 года здание конфисковали нацисты. Лишь после войны дом вернулся в собственность прежних владельцев, открывших, наконец, в 1968 году музей. Пятнадцать лет спустя, после реконструкции, “Karl-Marx Haus” обрел свой современный вид.
Экспозиция музея повествует как о жизни и творчестве гениального мыслителя, так и об истории социализма. К предметам особой гордости можно отнести редкие издания, фотографии, рукописи. Почетное место отведено и исследованному до XV века генеалогическому древу Маркса.
Одиннадцать предков Карла Маркса по отцовской линии были раввинами, причем семеро из них – в Трире. Трирским раввином был и дед Маркса Мордехай Галеви1. Дед по материнской линии – уроженец Братиславы Исаак Прессбург – исполнял раввинские обязанности в Нимвегене (Нидерланды). Таким образом, при заключении брака между Гиршем Марксом и Генриеттой Прессбург была соблюдена давняя еврейская традиция: дети раввинов вступают в брак с равными себе по статусу.
Согласно генеалогическому древу, Карл Маркс – потомок династии Каценелленбогенов, основанной выдающимся раввином и галахистом Меиром бен Исааком (известен также как Махараш, 1475 – 1565), переселившимся из немецкого городка в земле Гессен в итальянскую Падую2.
Около 1541 года в семье сына Махараша – падуанского раввина Самуила Иуды появился на свет мальчик Шауль (Саул), которому суждено было вписать яркую страницу в историю литовского еврейства.
Отправившись на учебу в Великое княжество Литовское, Шауль Каценелленбоген (более известен как Шауль Валь) остался в Бресте (в XVI веке – одна из крупнейших еврейских общин Великого княжества Литовского) до конца жизни. Успех сопутствовал брестскому ешиботнику, а позднее преподавателю Талмуда Шаулю Валю на ниве коммерции. Ему покровительствовали могущественный магнат князь Николай Радзивилл Сиротка и даже сам король Польский и Великий князь Литовский Стефан Баторий. Последний предоставил Шаулю Валю в 1578 году привилегию на добычу и продажу соли на территории всего Великого Княжества Литовского. Как один из старшин Брестского кагала, Шауль Валь стоял на защите интересов брестского еврейства3.
Шауль Валь – герой легенд. Согласно одной из них, после смерти Стефана Батория, в 1586 году старшина Брестского кагала был избран на одну ночь королем Речи Посполитой. Хотя подлинность легенды и вызывает большие сомнения, стоит отметить, что она ярко отражает то могущество и влияние, которого литовским евреям удалось достигнуть во второй половине XVI века. В 1589 году Великий князь Литовский и Король Польский Сигизмунд III Ваза удостоил Шауля Валя почетного титула “королевского слуги”.
Точный год смерти Шауля Валя неизвестен (скорее всего, 1617–1622). Его сыновья – учредитель Литовского Ваада (1623) брестский раввин Меир Махараш и львовский раввин Авраам Каценелленбоген прославились далеко за пределами Речи Посполитой.
Генеалогическое древо трирского потомка Шауля Валя – Карла Маркса изобилует неожиданностями.
По материнской линии он связан с Генрихом Гейне и голландским банкиром Лионом Филипсом, женой которого была сестра Генриетты Прессбург – София. Отметим, что с семьей Филипса, основателя одноименной фирмы, Маркс поддерживал впоследствии дружеские отношения.
В 1849 году основоположник научного социализма перебрался в Лондон, где и прожил до самой смерти (1883). В то же время широкую известность в британской столице обрело имя другого потомка “короля” Шауля Валя – сэра Бенджамина Самуэля Филипса (1811–1889), который в 1859 году был избран шерифом, а шестью годами позже – лордом-мэром Лондона. 5
Если общественный деятель Бенджамин Самуэль Филипс вел борьбу за еврейское равноправие в Восточной Европе, то Карл Маркс не стал продолжателем славной династии. В 1816 году лютеранином стал его отец, крестивший в 1824 году детей, а год спустя – жену.
Старый город. Bruckenstrasse, 10. Типичный мещанский дом в барочном стиле был построен в 1727 году. В апреле 1818 года в нем поселился адвокат Генрих (Гирш) Маркс, в семье которого месяцем позже родился сын Карл. Сегодня на Bruckenstrasse, 10 располагается дом-музей Карла Маркса (“Karl-Marx Haus”).
В 1928 году участок земли вместе с домом выкупили немецкие социал-демократы, в планы которых входило создание мемориального музея. Замысел не удалось воплотить в жизнь – в мае 1933 года здание конфисковали нацисты. Лишь после войны дом вернулся в собственность прежних владельцев, открывших, наконец, в 1968 году музей. Пятнадцать лет спустя, после реконструкции, “Karl-Marx Haus” обрел свой современный вид.
Экспозиция музея повествует как о жизни и творчестве гениального мыслителя, так и об истории социализма. К предметам особой гордости можно отнести редкие издания, фотографии, рукописи. Почетное место отведено и исследованному до XV века генеалогическому древу Маркса.
Одиннадцать предков Карла Маркса по отцовской линии были раввинами, причем семеро из них – в Трире. Трирским раввином был и дед Маркса Мордехай Галеви1. Дед по материнской линии – уроженец Братиславы Исаак Прессбург – исполнял раввинские обязанности в Нимвегене (Нидерланды). Таким образом, при заключении брака между Гиршем Марксом и Генриеттой Прессбург была соблюдена давняя еврейская традиция: дети раввинов вступают в брак с равными себе по статусу.
Согласно генеалогическому древу, Карл Маркс – потомок династии Каценелленбогенов, основанной выдающимся раввином и галахистом Меиром бен Исааком (известен также как Махараш, 1475 – 1565), переселившимся из немецкого городка в земле Гессен в итальянскую Падую2.
Около 1541 года в семье сына Махараша – падуанского раввина Самуила Иуды появился на свет мальчик Шауль (Саул), которому суждено было вписать яркую страницу в историю литовского еврейства.
Отправившись на учебу в Великое княжество Литовское, Шауль Каценелленбоген (более известен как Шауль Валь) остался в Бресте (в XVI веке – одна из крупнейших еврейских общин Великого княжества Литовского) до конца жизни. Успех сопутствовал брестскому ешиботнику, а позднее преподавателю Талмуда Шаулю Валю на ниве коммерции. Ему покровительствовали могущественный магнат князь Николай Радзивилл Сиротка и даже сам король Польский и Великий князь Литовский Стефан Баторий. Последний предоставил Шаулю Валю в 1578 году привилегию на добычу и продажу соли на территории всего Великого Княжества Литовского. Как один из старшин Брестского кагала, Шауль Валь стоял на защите интересов брестского еврейства3.
Шауль Валь – герой легенд. Согласно одной из них, после смерти Стефана Батория, в 1586 году старшина Брестского кагала был избран на одну ночь королем Речи Посполитой. Хотя подлинность легенды и вызывает большие сомнения, стоит отметить, что она ярко отражает то могущество и влияние, которого литовским евреям удалось достигнуть во второй половине XVI века. В 1589 году Великий князь Литовский и Король Польский Сигизмунд III Ваза удостоил Шауля Валя почетного титула “королевского слуги”.
Точный год смерти Шауля Валя неизвестен (скорее всего, 1617–1622). Его сыновья – учредитель Литовского Ваада (1623) брестский раввин Меир Махараш и львовский раввин Авраам Каценелленбоген прославились далеко за пределами Речи Посполитой.
Генеалогическое древо трирского потомка Шауля Валя – Карла Маркса изобилует неожиданностями.
По материнской линии он связан с Генрихом Гейне и голландским банкиром Лионом Филипсом, женой которого была сестра Генриетты Прессбург – София. Отметим, что с семьей Филипса, основателя одноименной фирмы, Маркс поддерживал впоследствии дружеские отношения.
В 1849 году основоположник научного социализма перебрался в Лондон, где и прожил до самой смерти (1883). В то же время широкую известность в британской столице обрело имя другого потомка “короля” Шауля Валя – сэра Бенджамина Самуэля Филипса (1811–1889), который в 1859 году был избран шерифом, а шестью годами позже – лордом-мэром Лондона. 5
Если общественный деятель Бенджамин Самуэль Филипс вел борьбу за еврейское равноправие в Восточной Европе, то Карл Маркс не стал продолжателем славной династии. В 1816 году лютеранином стал его отец, крестивший в 1824 году детей, а год спустя – жену.
Кредиторами Маркса были почти все его друзья и знакомые, а также ростовщики, банкиры и лавочники. Женни ездила просить денег у Леона Филипса, преуспевающего голландского коммерсанта и родного дяди Маркса по материнской линии (любопытно, что сыновья этого дядюшки Леона Жерар и Антон основали концерн "Филипс"). В самые тяжелые времена приходилось всей семьей жить на жалование Елены Демут, которым она беспрекословно делилась со своими хозяевами.
У истоков этой компании стояли братья Жерар и Антон, которым в Голландии в канун двухтысячного года было посмертно присвоено звание лучших предпринимателей XX-го столетия. "Филипс" дал миру массовое производство ламп и радиоприемников, электробритв и магнитофонов, телевизоров и компьютеров, лазерных дисков и медицинской техники. Это общеизвестно, к тому же на свете есть компании и покруче. Но я - о другом: братья Филипс принесли миру не только новые технологии, но и, что гораздо более существенно, пример новых отношений в производстве. Девиз концерна - "Цифры важны, но люди важнее" - неизменно соблюдается здесь из поколения в поколение.
В восемнадцатом веке Филип Филипс, торговец еврейского происхождения, унаследовал семейное дело - торговлю табаком и текстилем. Он упорно расширял бизнес, выкраивая по гульдену на образование своих десяти сыновей, которые проявили немалые способности к учению и практическим делам. С годами они добавили к торговле табаком небольшую фабрику по производству хлопковой ваты, заведение по обжариванию кофейных зерен и газораспределительную станцию.
. «К сожалению, нам не удалось близко пообщаться с рабочими и техническим персоналом на заводах, где мы были, и с людьми на улице, нас слишком тесно опекали работники Интуриста. Зато с высокими чиновниками от торговли и электроламповой промышленности познакомились близко, они оказались куда менее компетентными, чем те, с которыми имел дело отец. Правда, все они очень оживлялись, когда узнавали от нас, что Карл Маркс работал над своим "Капиталом" в доме моего прадеда Лиона Филипса, и по этому поводу было выпито несчетное количество водки». Из интервью Фредерика Филипса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий