Тысячелетия юдофобы придумывали разные причины для травли народа Торы: то он Христа распяли, то колодцы отравляли, то чумой заражали, то пили кровь христианских младенцев, то коренной народ спаивали или шпионили на врага... В общем, много было причин грабить и убивать беззащитных и бесправных. Нынче любимая причина гнобить еврея в Израиле - миф о злокозненности поселений. Значит , не лишне вспомнить один из моих очерков на эту тему.
ЭЛЬКАНА
В предгорьях Самарии
дорожное строительство ведется с необыкновенным размахом. Мост здесь возводят
самый длинный в Израиле – около 700 метров через Цомет Касем, а сколько новых
развязок, расширенных трасс… Дорога на Ариэль. Вот на этом перекрестке лет 13
назад стоял со своей командой Йоси Сарид и протестовал против строительство
новой дороги к «оккупированным территориям». Дорогу построили, выросли
поселения, стал замечательным городом Ариэль, но Сарид и его партия все протестуют./
Еще одно новое
строительство. Знак времени. Поселок Матан. Бетонный забор вдоль границы с
территориями, тянется он километра на полтора, дальше колючая проволока. /
- Они думают, что
можно отделиться, - говорит мой спутник. – Оградиться от арабов. Какая
глупость! Мой знакомый живет на территориях, в Кфар-Касем, а его родная сестра в Петах –Тикве. Чем мы хотим
заняться: разделением семей? Нас снова начнут упрекать, и не без оснований, в
нарушении прав человека. Здесь все так перемешано, что никакими заборами
проблему не решить./
Поселение Элькана,
запад Самарии, 15 минут по скоростной трассе от Петах-Тиквы. 230 метров над
уровнем моря. Дом Шабтая Елиасона. /
Под ягодным кустом (
чудные плоды куста этого так похожи на крыжовник) пластом лежат градины, не
таят даже в полдень. У нас, в центре страны, дождь. Здесь – град. Другой мир
совсем рядом. Мир, откуда видна добрая половина Израиля. /
С балкона дома Шабтая
вижу высотки Тель-Авива, трубы электростанции в Хедере, дома Нетании, а
Петах-Тиква, как на ладони… Вижу узкую, белесую полоску моря. В зимнем море
шторм сегодня. /
-
Вот с этой горушки, - говорит Шабтай. – Иорданцы
обстреливали из пушек Тель-Авив. Там еще сохранились следы их позиций. /
Высоты эти на, так называемых, территориях.
Смотрю отсюда на Израиль и думаю, что стали мы жертвой вечной страсти подобия.
Хотим быть, как все «развитые, просвещенные и цивилизованные», - империей.
Хотим оперировать обычными словесами: завоевали, оккупировали, покорили,
захватили…. Как это все смешно звучит. Достаточно подняться всего лишь на 230
метров над уровнем моря, чтобы понять весь горький юмор ситуации. /
И еще смешней строить политику государства, не
из реалий очевидных исходя, а на базе дурацкой лексики, наивных законов
«истмата» и «диалектического материализма». Мы никак не можем привыкнуть к
своему не подобию во всем. Это касается и географии наших владений и души
нашей. /
Элькана – в переводе «Бог купил». Земля Божья. По крайней мере, та, где стоит этот удивительный
поселок . Со стороны и домов не видно: один сплошной сад, зеленый остров. Все
это поднялось из каменистой почвы за не полных 23 года. /
700 семей живет в Элькана, около четырех тысяч
человек. Недавно слышал одного «умеренного» политического деятеля. Он ратовал
за «выправление границы» нашего государства и грозился упразднить некоторые
поселения. Смотрю сверху на равнину Израиля. Где тут граница, которую надо бы
«выпрямить»? В море что ли? /
Еще выше поселения стоят старые караваны и
здание бывшего полицейского участка иорданцев. В пионерский год и караванов не
было. Ариэль Шарон прислал поселенцам непромокаемые палатки. В них и жили
первые люди земли, приобретенной Богом. 15
семей. В основном, репатрианты из СССР. /
- Хорошие были палатки, - рассказывает Шабтай. – Только дождь по ним
стучал очень громко, как палочки по коже барабана…. Вплоть до 1977 года мы не заселяли
территорию. Уговаривали арабов признать Израиль в его старых границах. Мы тогда
хотели отдать в обмен за мир и признание западный берег. Но нам без устали
твердили: нет, нет и нет. Нет Израилю, нет евреям. Обещали всех нас уничтожить.
Тогда было принято решение начать строительство поселений. Мы были первыми
поселенцами. Нами руководил Марк Лапид. Потом его убили арабы в Хевроне. Его и
старшего сына…. Нам тогда выделили 16 миллионов лир. Денег было мало, но
энтузиазма много. Жила среди нас женщина из Одессы – Анна Хирам. Это был не
человек, а сгусток бешеной энергии, оптимизма и решительности. Глядя на нее , и
мужчины наши делали то, что, казалось бы, и поднять было невозможно… Вот эти
эвкалипты я посадил. Одно дерево уже обхватить не могу двумя руками. Вон какой
ствол.
Ныне русских здесь мало. Человек сорок, не
больше. Эстафету перехватили поселенцы из Западной Европы и прежнего ЮАР. Из
сытости и покоя перебрались они на «заминированную» землю территорий. /
Впрочем, поселенцы так не считают.
Марселя ГАНСА, он в Амстердаме родился, выбрали эльканцы в начальство. /
-
Никуда и никогда мы отсюда не уйдем, - говорит
он. – Эта земля останется навсегда землей Израиля. Когда-то мы сражались на
этих холмах с филистимлянами. Мы хоронили здесь своих святых. Мы превратили эту
пустыню в сад. Мы не несем угрозу арабам. Мы не хотим им зла. Мы всегда были и
будем добрыми соседями. Мало того, залог процветания Иудеи и Самарии в наших
поселениях. Вы сами видите это. /
Вижу. Я вижу, но видят ли это арабы? Хотят ли
видеть? Прежде, вокруг Элькана было абсолютно тихо. Вокруг поселения оливковые
рощи, принадлежащие арабам. Там они работали и пасли своих ослов и коз. Но
совсем недавно случилась попытка погрома. Арабы с камнями и бутылками пришли от
деревни Месха. Теперь дорогу, ведущую к арабской деревне, завалили землей и
камнями. Рядом бетонные кубы поста, мешки с песком. Поселение стережет армейский
джип с пулеметом и машина охраны, нанятой самими поселенцами. Считается, что
этих сил вполне достаточно. Да и сами поселенцы, как правило, люди с оружием и
хорошей военной подготовкой. /
У Марселя Ганса – крупного человека с открытым, добрым лицом – пятеро
детей. Ребятни в этом религиозном поселении множество. Все дети поселенцев
служили или служат в армии. Мне показали один дом ортодокса. Один –
единственный. Дети хозяина дома по религиозным соображениям в армии не служили.
/
Здоровый, сильный, чистый, как правило,
народ живет в Элькана. Чистый и
мужественный. Шабтай Элиасон
водил меня по улицам поселка и с гордостью рассказывал о земляках. Этот дом
принадлежит человеку – «золотые руки», а этот полковнику Цахала, этот построил
преподаватель университета, доктор наук. Этот принадлежит сыну бывшего
председателя колхоза в Биробиджане. Тоже замечательный человек. … Впрочем, еще один дом был мне показан, как
большая достопримечательность со знаком минус. /
-
Здесь, -сказали, понизив голос. – Живет настоящая
расистка. Ты представляешь, она считает евреями только людей веры. Все
поселенцы с ней спорят, осуждая, но она стоит на своем. /
Все верно. Только в атмосфере любви к земле и терпимости можно было за
23 года построить то, что мне показали. /
Элькана - место удивительное еще и
разнообразием своей архитектуры. Все дома разные, как и люди в этом поселении.
Вот дом, построенный «немцем»: высокая
черепичная крыша, черные доски вразлет, мансарда. А это, наверняка, жилище
«русского» человека. Здесь, в каменном гнезде, обитает семья «альпийца»… /
Один, единственный, дом мне совсем не понравился. Мрачная
громадина, как грубый нарост, торчала из склона холма. /
-
А здесь кто живет? /
-
Жулик, - признались со вздохом. - Жадный и
глупый человек. Нам стыдно, что в Элькана есть такой./
А еще
моему спутнику стало стыдно после нашего разговора с одним русскоязычным парнем
из охраны. Парень этот характеризовал арабов, как зверей, палачей и негодяев.
Всех скопом. /
-
Это не наш человек, - пояснили мне после
разговора. – Он из Ариэля. Мы знаем арабов лучше. Мы живем бок о бок с ними.
Только с оценками торопится не нужно: кто плохой, кто хороший …. Люди, как
люди. Другое всегда настораживало. Ехал как-то через арабскую деревню
Кфар-Касем, гляжу – дохлый осел лежит на обочине. Еду через неделю – он все еще
там валяется – летом, в жару, облепленный мухами. Вот на этом мы с арабами
никогда не сойдемся. Разные мы, совсем разные. Вот в чем беда. /
Сад Шабтая Елиасона «раскинулся» всего лишь на
двух сотках земли. Этот немолодой человек сам, своими собственными руками,
возделал эту землю, посадил два десятка удивительных плодовых растений. Есть у
Шабтая старая обида. Его как-то назвали помещиком и оккупантом. /
-
Я никого не эксплуатировал и ничего не
оккупировал, - говорит Шабтай. – Все это мной куплено, и мной одним, с помощью
жены, конечно, выращено. … Как красиво все цветет, правда? /
Шли мы вокруг дома, по саду, и показывал мне
Шабтай разные диковинные плоды, мне, невежде, не известные. И не только
показывал, но и пробовать давал. Вкус всего, выращенного в этом саду, мне
показался удивительным./
-
Без ядов химии, - повторял то и дело Шабтай. –
Чистый продукт./
Все быстро растет под нашим
солнцем. Корни уходят вглубь этой
каменистой земли. Своим садом накрепко врастают в нее жители Элькана. Садом и
детьми. /
Вот ребята в кипах – сборная команда по
шахматам. Детская команда до 14 лет. Гарри Каспаров финансировал ребят в
первенстве по интернету, где они стали победителями. Но и в очных поединках с
командами из США и Венгрии одержали победу. /
Нельзя ничего путного построить, повторю это,
без любви и терпимости. Стоя на веранде своего дома, Шабтай характеризовал
своих соседей:
-
Эти, из Йемена, - замечательные люди. Эти, из
России, - образцовая семья. Эти, из Бельгии, дружные, хорошие люди… Большой
колледж для девчонок, будущих педагогов, построили в нашем поселении евреи из
Канады и США. Они наши частые гости. Я живу в религиозном поселении вот уже скоро 30 лет, кипу не ношу, синагогу
посещаю не часто, но никто и никогда не навязывал мне свои взгляды, свое
мировоззрение. Я и сам не собираюсь делать это. Никому не навязываю свою точку
зрения. Но хочу сказать, что никогда не уйду с этой земли. Убежден – без политики
поселений погибнет и наше Еврейское государство. Знаете. почему я это говорю?
Да потому что знаю: ни о чем другом, кроме подлинного мира и согласия с арабами
не думают мои земляки. Мы несем только добро этой земле, добро Израилю и нашим
соседям. Мы – не военная база, не солдатская казарма. Мы вернулись домой, мы
любим эту землю, мы – труженики – и только. Любой закон Божий и человеческий
должен быть на страже нашего покоя и благополучия. И никто не убедит меня, что
это не так./
Уезжал из Элькана. Обернулся на прощание, снова увидел цветущую красоту
поселения, и вспомнил слова Шабтая: « Без ядовитой химии. Чистый продукт»./
2000 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий