«Мир – это плодородная почва, ожидающая, чтобы ее возделали»
К 115-летию со дня рождения Эдвинa Лэнда.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Вероятно, не всем почитателям великого Стива Джобса, основателя компании Apple, известно, что у него был кумир – Эдвин Лэнд, который прославился, в частности, как создатель компании Polaroid Corporation. В своих воспоминаниях бывший исполнительный директор Apple Джон Скалли рассказал о встрече Лэнда с Джобсом, произведшей сильнейшее впечатление на последнего: «Доктор Лэнд тогда сказал: „Я мог видеть, какой должна стать камера Polaroid. И еще до того, как я ее создал, она была для меня настолько реальна, как будто она стояла прямо перед моими глазами“. А Стив поддержал: „Да, именно такие же чувства и у меня были с Macintosh“. Они оба обладали способностью не изобретать продукты, а открывать их. Они оба говорили, что эти продукты уже существовали, просто никто раньше их не замечал».
Джон Бирн, работавший со Скалли над его книгой, поделился подробностями той встречи: «Придя в лабораторию Лэнда, Джобс застал великого изобретателя и менеджера в отличном расположении духа. „Мир – это как плодородная почва, которая ожидает, чтобы ее возделали, – заметил тогда Лэнд. – Необходимо сажать семена и собирать урожай, чем я и занимаюсь“. Вернувшись в отель, Джобс сказал Скалли: „Именно это я и чувствую. Это как будто я захожу в комнату и начинаю рассказывать о продукте, который еще не был изобретен. Я могу видеть этот продукт, как будто он стоит прямо посреди стола передо мной. Всё, что мне нужно сделать, это материализовать его, воплотить в жизнь, собрать урожай, как сказал доктор Лэнд“».
Эдвин Лэнд родился в еврейской семье 7 мая 1909 г. в Бриджпорте, штат Коннектикут, США. Вся семья – Авраам и Элла Соломоновичи и три их сына – уехали «в Америку» из Одессы после восшествия на престол царя Александра III в 1883 г., когда в России начались преследования евреев. По одной из версий, оказавшись на территории США, совсем не говорившие по-английски, из-за путаницы при оформлении документов они «приобрели» фамилию Лэнд. Будущий дедушка Лэнда Авраам быстро освоился, начав бизнес по скупке и переработке металлолома, к которому привлек всех своих сыновей. Позже дело перешло к сыну Гарри. Весной 1909 г. у Гарри Лэнда и его жены Матхи Голдфаген родился сын, которого назвали Эдвином.
Эдвин учился в Норвичской бесплатной академии, получастной средней школе в штате Коннектикут, и окончил ее в 1926 г. с отличием. Семья имела материальную возможность отправить его на учебу в престижный Гарвард, но Эдвин покинул его после первого же семестра, переехав в Нью-Йорк. Там почти всё время он проводил в читальном зале Нью-Йоркской публичной библиотеки. Именно в Нью-Йорке Лэнд сделал первое из своих важных изобретений. По вечерам, возвращаясь пешком и прикрывая глаза от слепящего света автомобильных фар, он вспоминал тот случай в лагере. И его осенила идея: надо использовать эффект поляризации света, поместив поляризатор между источником света и смотрящими на него! Это не будет мешать фарам освещать дорогу, но в то же время убережет водителей встречных машин и встречных прохожих от слепящего света.
Напомним: поляризация света – это физическое явление, при котором из пучка световых лучей, естественным образом распространяющихся во всех направлениях, выделяются те, что движутся только в одной плоскости. Вертикальные лучи не вызывают неудобства, зато горизонтальные создают помехи и световые шумы, блики, которые могут слепить и вызывать физический дискомфорт в глазах.
Поляризационные фильтры
Лэнд тогда не имел места и инструментария для работы. Но он нашел в Колумбийском университете лабораторию, окно которой никогда не запиралось. Каждую ночь он пробирался в нее, чтобы, используя ее оборудование, проводить свои эксперименты, – он углубился в работу над материалом, поляризующим свет. Еще будучи в Гарварде, в 1926 г., Лэнд прочел статью британского химика Уильяма Герапата, который и открыл поляризующие кристаллы в 1852 г. Студент Герапата, некто Фелпс, случайно уронил йод в раствор дисульфата хинина и обнаружил, что в осадок сразу выпало множество маленьких зеленых кристаллов йод-хинина. При их исследованиях у них были обнаружены поляризационные свойства. Но кристаллы этих соединений йода малы, и поэтому их практическое применение крайне ограничено. Герапат потратил почти десять лет, пытаясь вырастить более крупные кристаллы, но ему это не удалось.
Однако это было лишь началом: этот вариант был трудоемок, поляризационные пленки обладали невысокими четкостью и прозрачностью. Но Лэнд обнаружил несколько важных факторов в создании поляризационных фильтров: йод, полимер, ориентация микрокристаллов. «Странное свойство исследовательской работы заключается в том, – говорил Лэнд, – что когда проблема решена, то ответ оказывается совершенно очевидным».
В том же году Эдвин женился на Хелен Терре Мейслен. У них родились две дочери – Дженнифер и Валери. Лэнд возвратился в Гарвард, чтобы продолжить обучение и… свои исследования: глава лаборатории физики Теодор Лайман был так впечатлен результатами Лэнда, что предоставил недоучившемуся студенту отдельную лабораторию, где Лэнд продолжил свои исследования теперь уже на вполне законном основании. А еще через три года ему поручили провести семинары по поляризации света. Лэнд начал всерьез готовиться к экзаменам на ученую степень. Но изыскания опять захватили его, да так сильно, что Эдвин вновь бросил учебу в Гарварде, не доучившись один семестр.
Гораздо больше его занимало успешно продвигавшееся усовершенствование технологии получения поляризационных пленок и их коммерческое внедрение. В 1933 г. Лэнд получил патент на синтетический поляризационный материал. В том же году, заручившись поддержкой состоятельного гарвардского преподавателя физики Джорджа Уилрайта, он организует в партнерстве с ним фирму Land–Wheelwright’s Laboratory по производству и продаже поляризационных фильтров. Они были названы Polaroid, название придумал в 1934 г. профессор К. Кеннеди из колледжа Смита, у которого училась жена Лэнда. Изобретениями Лэнда заинтересовались, и уже в 1934 г. его фирма получает первый контракт от Eastman Kodak, который заказал фотографические поляризационные фильтры на 10 тыс. долл. Фильтры увеличивали контрастность и уменьшали блики на фотографиях, сделанных при ярком свете. Через год American Optical Company купила лицензию на выпуск солнцезащитных очков, которые также убирали и блики. Производство очков Polaroid Day Glasses на многие годы стало стабильным источником дохода – в 1941 г. их продажи выросли до 1 млн долл.
Вторая мировая война многократно подняла продажи Polaroid Сorporation. Компания сосредоточилась на производстве поляризационных фильтров для прицелов, перископов, биноклей, очков переменной плотности и инфракрасного ночного видения. Лэнд получил от американского правительства контракт на 7 млн долл. для разработки системы наведения по инфракрасному излучению для самонаводящихся авиаснарядов. Другим популярным продуктом Polaroid был изобретенный совместно с чешским беженцем Йозефом Малером Vectograph – специальная система стереоскопического наблюдения, способная распознавать на снимках с воздуха закамуфлированные позиции врага. При просмотре в поляризационных очках на трехмерных аэрофотоснимках вражеских территорий показывались контуры пушек, самолетов, зданий. Это произвело революцию в решении разведывательных задач. «Вектографы» использовались при планировании почти всех операций союзников. Трехмерная технология применялась также в тренажере, в котором зенитчики управляли орудием в натуральную величину против трехмерной модели самолета.
Но и после окончания войны Эдвин Лэнд не остался в стороне от военных вопросов, став членом Совета по перспективному военно-техническому планированию. Он играл важную роль в создании концепции и развитии фоторазведки и сбора разведывательной информации. При президенте Дуайте Эйзенхауэре Лэнд был его частым советником (продолжив эту деятельность и при Джоне Кеннеди) и возглавил комитет по разведке при NASA. Лэнд и его команда внесли огромный вклад в разработку фотокамер на воздушных шарах Genetrix, фотографических спутников Corona и Samos. В 1950-х гг. они участвовали в проектировании оптики разведывательного самолета Lockheed U-2, ставшего знаменитым после того, как, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, он был сбит в районе Свердловска 1 мая 1960 г.
Как бы цинично это ни выглядело, но «война – мать родна» благоприятствовала компании (к 1942 г. экономика военного времени в три раза увеличила ее вec), но, с другой стороны, фирма Polaroid делала первоклассный продукт – плохим оружием, приборами и технологиями не победить. Если в 1939 г. объем продаж Polaroid Corporation составил 200 тыс. долл., то в 1945-м достиг 17 млн. Но уже в 1946 г. oн упал до 4 млн долл., а в 1947 г. – еще вдвое, вынудив компанию уменьшить число сотрудников с 1250 до 900 человек.
Но тут вo второй раз появилось судьбоносное изобретение Эдвинa Лэндa.
Моментальная фотография
Новую задачу перед Лэндом «поставила» в 1943 г. его старшая, трехлетняя в то время, дочь Дженнифер. Лэнд с семьей отдыхали в американском городке Санта-Фе. Как-то на прогулке он сфотографировал дочь, и Дженнифер захотела сразу посмотреть на снимок. Лэнд объяснил ей, что сначала надо проявить пленку, затем отпечатать снимок и поэтому увидеть его сразу нельзя. Тут девочка задала ему классический вопрос: «А почему?» Лэнд задал этот же вопрос себе. Уже к концу прогулки он сформировал общие принципы камеры моментального действия: все химикаты для проявки надо скомпоновать в одном пакете с пленкой, возможно, в защитной оболочке, которая будет разрываться при перемотке пленки через систему валиков. На проработку деталей у Лэнда и его сотрудников ушли последующие три года…
Впервые моментальная камера, названная по фамилии изобретателя Land Camera, была продемонстрирована 21 февраля 1947 г. в Нью-Йорке на собрании Американского оптического общества. Два года спустя в продажу поступила первая модель Land CAM 95. Из изготовленных первоначально 60 единиц этой первой камеры 57 штук были выставлены на продажу в бостонском универмаге Jordan Marsh перед рождественскими праздниками 1948 г. Ошибочно предполагалось, что камера и кассеты к ней останутся на складе достаточно долго, чтобы успеть изготовить вторую партию. Ведь цена за новинку составляла 89,75 долл. и 1,75 долл. за кассету, в которой всего восемь кадров – карточек размером 78х79 мм. Недешево (сегодня это соответствует примерно 850 долл.)! Но все 57 камер были распроданы в первый же день! Еще бы, такого фотоаппарата никогда прежде не видывали. Только за первый год и только в США было продано почти 10 млн камер, десятки официальных представительств фирмы ежегодно открывались за рубежом, число моделей становилось больше, цена на них и расходные материалы падала – позволить его себе мог почти каждый. К середине 1960-х примерно половина американских семей имела фотоаппарат Polaroid!
В 1963 г. фирма Polaroid выпустила первый фотоаппарат, позволявший получать моментальные цветные снимки, а в 1972-м представила полностью автоматическую модель SX-70, которая выдавала готовый цветной фотоснимок в сухом виде через несколько минут. Во всех предыдущих фотоаппаратах пользователю приходилось самостоятельно удалять слой негатива, «отлепляя» его от снимка.
Сам Эдвин Лэнд считал свое лидерство в разработке комплексной мгновенной цветной фотографии – кассеты и фотоаппарата SX-70 – своим высшим достижением в этой области.
Несмотря на уступающее традиционной печати качество снимков (лишь в 1986 г. была выпущена модель Spectra, обеспечивавшая изображение лучшего качества), мгновенным фотоаппаратом пользовались не только любители, но и профессионалы. Многие из них использовали поляроидные снимки как пробные, но позднее эти снимки приобрели и самостоятельное художественное значение. Мгновенную фотографию Лэнд старался сделать частью современного искусства – он убеждал известных фотографов пользоваться его камерами. Собрание уникальных снимков величайших художников и фотомастеров Энселa Адамса, Эдварда Уестона, Хельмута Ньютона, Полa Стрeнда, Энди Уорхола, Тошио Шибаты и др. сформировали знаменитую Polaroid Photography Collection. Коллекция фотографий Polaroid от самых именитых художников заняла свое место и в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Несмотря на появление современных цифровых камер, интерес к этим ретро-камерам в наше время не спадает – привлекают слегка размытые пастельные тона и красивая белая рамка. Эти фотографии иногда очень напоминают живопись…
С полным основанием можно назвать Эдвина Лэнда создателем еще в середине 1930-х гг. прототипа нынешней Кремниевой долины с ее знаменитыми стартапами, а его компанию – одним из первых стартапов, ставшим крайне успешным. В мире было продано несчитаное количество изделий с поляризационными фильтрами, миллиарды поляроидных камер и кассет. Изобретение Лэнда изменило стиль жизни, стиль встреч, вечеринок, свадеб и прочих «тусовок»: отныне каждый мог унести с собой набор готовых снимков. Позже скажут, что, благодаря мгновенной фотографии, компанией Polaroid была создана первая социальная сеть. До появления смартфонов с цифровыми камерами, программ и сайтов для обмена фотографиями самые близкие к ним возможности давали камеры Polaroid.
Последние годы жизни
Новые времена требовали от руководства Polaroid уже не только творческого, нo и ориентированного на рынок подхода. Лэнд управлял компанией достаточно волюнтаристcки: он решал всё сам, в соответствии со своими принципами и опытом, что было основано на его долговременном успехе и колоссальном авторитете. Но такая политика мешала развиваться. Лэнд не признавал слияний, которые в конце XX в. стали одними из способов остаться на рынке в условиях развития новых технологий. Он считал, что инвестировать надо только заработанные деньги, а не заемные, не придавал значения маркетинговым исследованиям, считая, что «вещь сама себя покажет», как было с его предыдущими разработками. В 1982 г. он пытался совершить очередной прорыв, создав первую камеру с моментальным просмотром заснятого видео – Polavision. Камера создавала немые фильмы длительностью до 160 с. Лэнд надеялся повторить успех цветного моментального фотоаппарата SX-70. И, возможно, Polavision тоже была бы чудом, появись она гораздо раньше… Но времена уже были другие, система Polavision потерпела провал, а компания понесла значительные убытки. Короткие немые фильмы уже не могли соперничать с технологиями видеозаписи на магнитных носителях, к тому же со звуком.
Под натиском недовольных членов совета директоров и акционеров Лэнд был вынужден в 1980 г. уйти из компании. Новое руководство компании полностью обновило ее структуру. В стремлении «рулить по-своему» оно демонстративно проявило неуважение к создателю компании, десятки лет питавшему ее своими идеями, убрав с фотоаппаратов надпись «Land Camera». Разочаровавшись в новом руководстве, Лэнд продал все свои акции Polaroid и даже отказался в 1987 г. присутствовать на праздновании ее 50-летнего юбилея.
После ухода из Polaroid Лэнд основал при Гарвардском университете некоммерческий научно-исследовательский институт «Роуленд», в котором проводились исследования по биологии, физике и химии. Он работал в нем научным сотрудником, не потеряв страсти к исследованиям. Его лаборатория открыла, в частности, как человеческий мозг воспринимает цвет. Хотя формально ученой степени и законченного образования у Лэнда не было, его уважительно именовали «доктор Лэнд». За свои достижения он получил множество почетных званий и наград, в том числе был удостоен звания почетного доктора в Гарвардском, Йельском и Колумбийском университетах. Лэнд был награжден Президентской медалью Свободы – высшей наградой, присуждаемой гражданским лицам в США, был занесен в «Национальный зал славы изобретателей». На его имя зарегистрировано 535 патентов, в этом его превзошли только Томас Эдисон, Элиу Томсон и Джером Лемельсон.
Элкан Блаут, коллега Лэнда по Polaroid, писал: «Знакомство с Лэндом было уникальным опытом. Он был настоящим провидцем, он видел вещи иначе, чем другие люди. Он был блестящим, целеустремленным человеком, который не жалел себя и любил работать с такими же целеустремленными людьми».
Эдвин Герберт Лэнд ушел из жизни 1 марта 1991 г., не дожив до 82 лет.
Александр ЛИВШИЦ, «Еврейская панорама»
Комментариев нет:
Отправить комментарий