Фото из ФБ
Борис Гулько
Антисемитизм и
антисионизм
25.1.2024
Интересно
проследить трансформации отношений в паре понятий-братьев антисемитизма и
антисионизма, насчитывающих тысячелетия. Антисемитизм документально
зафиксирован в первом интернациональном мегаполисе – в Александрии, заселённой
основавшим её Александром Македонским в 332 году до н. э. на треть евреями. Где интернационализм, там и
антисемитизм. Устроенный греками
еврейский погром 38 года этой эры, описанный Филоном Александрийским в его послании «Против Флакка»,
считается первым в истории.
Хотя
настойчивость, с которой евреи вырывались из египетского рабства показывает,
что и там с нашими предками обходились дурно. А стойкость, с которой фараон
Египта выдержал 9 казней, удерживая в своей стране евреев, можно считать первым
проявлением антисионизма в истории. Лишь после 10-й казни – смерти первенцев,
Фараон дрогнул и отпустил евреев в Сион.
Антисионистскую
политику проводили три империи древности, захватывавшие еврейские царства.
Ассирия в 722 до н. э. завоевала Северное еврейское царство – Израиль, и
жившие в нём 10 колен израилевых, по клинописным источникам 27 290 пленников, переселила с их земли
вглубь своей империи. О дальнейшей их судьбе камни молчат. Существуют курды и
пуштуны, которых подозревают в еврейском происхождении. Есть и более вероятная
версия произошедшего с 10 коленами. В период ослабления ассирийской империи
резко возросло население Южного еврейского царства – Иудеи. Не за счёт ли
вернувшихся в него изгнанников Северного царства?
Лучше
документирована судьба изгнанников Иудеи, завоёванной царём Вавилона Навуходоносором
в 597 году до н. э. Им разрешил вернуться в Иудею, уже из Персии,
завоевавшей к тому времени Вавилон, чтимый евреями царь Кореш II в 539 году до
н.э.
Самыми успешными антисионистами оказались римляне,
которые после поражения восстания Бар-Кохбы в 136 году н.э. переименовали Иудею
и Иерусалим (тогда-то и возникла самозванка Палестина), и постарались всех
евреев изгнать. Лишь 17 с половиной веков спустя евреям удалось в значительном
количестве вернуться в Землю Израиля. И приобрести название «палестинцы». Это
название во второй половине 20 века они охотно уступили арабам, которым оно
приглянулось.
Новый вид
антисионизма возник в юном СССР в предвоенные два десятилетия. Это был
небывалый период в российской истории без заметного государственного
антисемитизма – там тогда преследовали, сажали и убивали за другое. За сионизм
же, за желание уехать из СССР в Палестину, отправляли в ГУЛАГ.
Негатив
советской идеологии – немецкий нацизм – советскую политику в отношении евреев
аккуратно скопировал, но с обратным знаком. Жизнь евреям в Третьем Рейхе сделали
невозможной, но эмиграция их приветствовалась. Когда Англия, в период действия
очередной «Белой книги», установила высокий налог на въезд евреев в Палестину,
нацисты готовы были оплачивать его, только бы избавиться от ненавидимых ими
евреев.
Мутация этой
национальной ненависти к евреям прослеживается в ходе карьеры главного
функционера Рейха по еврейской части – Адольфа Эйхмана. С лета 1935 года он
занимался принудительной эмиграцией евреев из Третьего Рейха. Как исправный
служака, он выучил идиш и даже иврит. Эйхману принадлежала разработка 4-летнего
плана перемещения евреев из Европы на принадлежавший поверженной Франции
Мадагаскар.
В проекте от 15 августа 1940, подготовленном Эйхманом,
операция должна была занять 4 года – по 1 млн переселённых евреев в год. В польских еврейских газетах уже сообщалось о
начале переселения.
Но тут началась нелепая военная кампания в рамках МВ2
между войсками вишистской Франции – со стороны
стран оси, и войск Индии, бывшей тогда частью Британской империи. Переселение
отложили. Вскоре Эйхмана перебросили на подготовку и проведение Ванзейской
конференции по «окончательному решению еврейского вопроса».
Нацистские
проекты завершились вместе с Третьим Рейхом. А в СССР теорию антисемитизма и
антисионизма, используя наработки Гитлера, продолжал разрабатывать крупнейший
марксист первой половины 20 века И. Сталин.
Ещё, в 1931 году, отвечая на запрос Еврейского
телеграфного агентства из Америки, глава СССР сформулировал: «Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма,
является наиболее опасным пережитком каннибализма. . . Активные антисемиты
караются по законам СССР смертной казнью».
Определение Сталина, при всей
своей экспрессии, оставляло вопросы. Какое отношение к антисемитизму имеет
каннибализм? Конечно, нынешние южноафриканские борцы с «геноцидом» хамасников
могут слопать еврея. Но могут съесть и нееврея. Тут нелегко провести разделение.
Загадочна и объявленная Сталиным
смертная казнь в СССР за антисемитизм. Наверняка среди миллионов жертв
сталинского террора встречались антисемиты. Хотя были и филосемиты. И во
множестве – просто евреи.
Творческое объединение Сталиным
советского преследования евреев за сионизм с нацистским за еврейство произошло в
конце 40-х годов, возможно, как реакция на явление в Москве первого посланника
недавно родившегося Израиля Голды Меир. Мало того, что Голда передала Сталину
список, видимо немалый, советских евреев, желавших репатриироваться в Израиль,
она ещё спровоцировала десятки тысяч московских евреев прийти в московскую
синагогу, чтобы выразить ей свой восторг воссозданием Израиля.
Предотвратить
катастрофу советского еврейства пытался Илья Эренбург. В те дни он опубликовал
в Правде статью, в которой писал: «Государство Израиль не имеет никакого
отношения к евреям Советского Союза, где нет еврейского вопроса и где в
еврейском государстве нужды не ощущается».
Как не ощущается? Голда
вспоминала свой знаменитый визит в московскую синагогу на Рош-Ха-Шана 1948
года: «Улица перед синагогой была
неузнаваема. Она была забита народом. Тут были люди всех поколений: и офицеры
Красной армии, и солдаты, и подростки, и младенцы на руках у родителей. Обычно
по праздникам в синагогу приходило примерно сто-двести человек – тут же нас
ожидала пятидесятитысячная толпа. В первую минуту я не могла понять, что
происходит, и даже – кто они такие. Но потом я поняла. . . То и дело кто-нибудь
на галерее для женщин подходил ко мне, касался моей руки, трогал или даже
целовал мое платье. Без парадов, без речей, фактически – без слов евреи Москвы
выразили свое глубокое стремление, свою потребность – участвовать в чуде
создания еврейского государства . . .
Такой
океан любви обрушился на меня, что мне стало трудно дышать; думаю, что я была
на грани обморока. А толпа всё волновалась вокруг меня, и люди протягивали руки
и говорили "наша Голда" и "шалом, шалом", и плакали».
Слияние
двух проблем в одну Сталиным было чётким: евреев в Сион не отпускать, а
уничтожить в СССР. Главе московских Горкома и обкома партии Хрущёву он поручил,
как рассказал уже пенсионер Хрущёв в своих воспоминаниях, организовать
грандиозный еврейский погром. Много написано о готовившейся высылке евреев. То,
что задуманное избиение советских евреев было не влиянием минутного настроения,
а творческим развитием марксизма, показало протекавшее в то же время – с конца
1951 по конец 1952 года, в Чехословакии «Дело Сланского» – генсека компартии.
В Праге
судили партийное и государственное руководство страны – всего 14 человек. Трое
из них были неевреями. В
обвинительном заключении объявлялось, что традиционное классово-партийное
определение сионизма как реакционно-националистической идеологии и политического
течения еврейской буржуазии является недостаточным. Суд без возражений
согласился с главным
обвинителем, заявившим, что сионизм превратился в самого
верного прислужника наиболее реакционных, милитаристских и человеконенавистнических
кругов мирового империализма и поэтому
причастность к сионизму
должна рассматриваться как одно из тягчайших преступлений против человечества. Утверждалось, что еврей не может не быть сионистом и что
существует всемирный еврейский заговор. Израиль
был представлен орудием поджигателей новой мировой войны и империалистических
претендентов на мировое господство. Не странно поэтому, что 11 из 14 обвинённых
были приговорены к повешению, тела их были сожжены, а пепел развеян.
Понятия «сионист» и «еврей»
на процессе Сланского обычно употреблялись как синонимы. Если их уравнять, то
антисионист равен антисемиту. Эта формула сохранилась при следующей метаморфозе
понятий-близнецов.
«Комитет по
антисемитизму и отрицанию Холокоста» IHRA добавил в определение антисемитизма:
«Отрицание
права еврейского народа на самоопределение, например утверждение, что
существование государства Израиль — это расистский проект». То есть антисионизм
является формой антисемитизма. Принятое в Москве и на процессе Сланского
определение было принято. Но с иной коннотацией.
Следующий шаг в развитии
исследуемых понятий пришёл из американских университетов. Эти в последние
десятилетия получали львиную часть финансирования от таких очагов развития
науки, как королевские дома Саудовской Аравии и Катара. Следуя указаниям из
этих очагов, студентов обучили догмам, выведенным в начале 50-х годов ХХ века в
Москве и Праге: всё мировое зло – от евреев, они же сионисты. Но тогда
экзекуторы ненависти исполняли волю диктатора полумира, ослушаться которого
было смерти подобно. Нынешние менторы студентов добровольно (хотя
небескорыстно) и с упоением развивают догмы неомарксизма: воукизм, DEI (Равенство, разнообразие и инклюзивность) теорию
"интерсекциональности" и прочее.
Молодёжь покорно принимает их «науку».
Проблема
с этой «наукой» в том, что израильские евреи в неё не вписываются. В
соответствии с ней они давно уже должны были быть заменены прогрессивными
палестинцами. Или наука не верна, или Израиль неправильный. Университетские
профессора постановили, что второе.
Недавний опрос
показал, что 67% молодых американцев 18–24
лет считают евреев угнетателями, большинство молодёжи хотели бы
увидеть ликвидацию Израиля и замену его на государство ХАМАСа. Не удивительно,
что 70% еврейских студентов колледжей чувствуют себя вынужденными скрывать
свою еврейскую идентичность.
Последнее преображение пары «антисионизм
есть антисемитизм»: парадоксальное принятие обеих её частей как своих взглядов прогрессивным
американским еврейством, особенно молодым. Один из наиболее блестящих
публицистов США Деннис Прегер недавно пересказал посвящённую этой теме свою
статью из Лос-Анжелес таймс: «Когда университетская специализация молодых
евреев – антисемитизм», напечатанную в 2005 году.
Характерна в ней такая история: на
радиошоу, которое ведёт Прегер, он пригласил студентку Калифорнийского
университета в Лос-Анджелесе, которая по случаю дня рождения Израиля напечатала
полную ненависти статью о еврейском государстве. Прегер спросил ее, всегда ли
она была настроена против Израиля. Она сказала, что, будучи еврейской девочкой,
выросшей в Великобритании, она раньше была сионисткой, несколько раз посещала
Израиль. — Что тебя изменило? — спросил Прегер. — Университет, — ответила она.
Что поменялось за 9 лет, прошедших
с появления той статьи? – вопрошает Прегер, и сам отвечает: такая статья сейчас
не могла быть напечатана в Лос-Анжелес таймс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий