Как нацисты уничтожили процветающую модную индустрию Берлина
До и после Берлинской недели моды обычно все забывают, что город был важным центром торговли модной одеждой, которую первыми начали шить портные-евреи, пишет журналистка Deutsche Welle (в РФ внесена в список СМИ-иноагентов. – Ред.) Шломит Ласки.
Несмотря на то, что Неделя моды в Берлине проходит два раза в год — в январе и теперь, с 10 по 13 июля, — ныне немецкий мегаполис точно не удерживает звание столицы стиля.
Вот почему даже берлинцы обычно ошеломлены, когда узнают, что их город был процветающим центром моды еще до Второй мировой войны — в первую очередь благодаря предпринимателям-евреям, которые были пионерами стиля в столице Германии.
Торговля одеждой зародилась в Берлине в 1830-х годах. Промышленные швейные машины, выпущенные в 1850-х, изменили отрасль: рубашка могла быть сделана за один час вместо восьми.
В ходе индустриализации социальный и политический климат в Германии позволял предпринимателям-евреям задавать тон.
На протяжении веков немецкие евреи боролись с официальными ограничениями, которые мешали их способности зарабатывать на жизнь и большинство из них толкали в нищету. Многие были разносчиками, покупая и перепродавая галантерею и подержанную одежду, в то время как богатые евреи торговали роскошными тканями, объясняет журналист и автор книги «Модный метрополис Берлин. 1836–1939 годы. Еврейский мир моды» Уве Вестфаль.
Вестфаль, посвятивший почти 40 лет исследованиям, чтению лекций и написанию статей о забытой еврейской торговле в Берлине, отмечает, что промышленная революция была провозглашена Германской империей в 1871 году, государство тогда закрепило права для евреев, позволив еврейскому населению Германии процветать.
В 1871 году в Берлине проживало чуть более 800 тыс. жителей. К 1920-м годам немецкая столица превратилась в мегаполис с населением более 4 млн. человек, 4% из которых были евреями.
Евреи стекались из сельской местности в огромный мегаполис в поисках лучшей доли. «Среди них были портные, швеи и предприниматели, вроде Давида-Лейба Левина, приехавшего из Кенигсберга. Он открыл фабрику по производству женских пальто и в 1840 году был одним из первых, кто стал использовать фиксированную стоимость для своих изделий», — рассказывает Вестфаль.
Берлин превращается в центр моды
Приметы парижского стиля, особенно высокой моды, были слишком дорогими для «белых воротничков», которые, тем не менее, все больше и больше хотели быть модными. Таким образом, предприниматели-евреи «пришли сюда с мыслью о производстве недорогой модной одежды на основе стандартных мерок, — объясняет Вестфаль. — Спрос был, и торговля быстро росла».
Продажи стильной одежды в Берлине достигли своего пика в бурные 1920-е годы, когда насчитывалось более 2700 магазинов, преимущественно принадлежавших еврейским семьям. Такие имена, как братья Манхеймер, Давид-Лейб Левин, Натан Исраэль и Герман Герсон были синонимами совершенно нового стиля и бурного развития индустрии готовой одежды.
Предприниматели-евреи быстро приспособились к новым потребностям коммерческого периода: «Они хорошо чувствовали, что нравится людям, и у них были связи с производителями материалов по всему миру», — говорит Вестфаль.
Одежда продавалась в роскошных торговых центрах, которые тоже в основном принадлежали еврейским семьям.
Берлинская одежда пользовалась успехом во всем мире и экспортировалась в США, Нидерланды, Великобританию, Скандинавию и Аргентину. Берлин поставлял недорогую, модную и качественную повседневную одежду. Концепции дизайна были скопированы с показов парижской моды. Предприятия процветали.
Разгром еврейских предприятий
Антисемитизм и зависть к успехам евреев в торговле присутствовали с самого начала. Однако с приходом Гитлера к власти еврейским компаниям были нанесены мощные удары, начиная с бойкота еврейских магазинов, установленного 1 апреля 1933 года.
Вскоре предприятия производителей-евреев стали систематически перехватываться членами нацистского движения: «Евреям быстро запретили брать кредиты в финансовых учреждениях. Для швейных корпораций это была катастрофа. У вас не может быть модных показов без гарантий финансового учреждения», — объясняет Вестфаль. В результате евреи вынуждены были сделать членов нацистской партии компаньонами своих корпораций, чтобы иметь доступ к фондам, а потом и передать им право на владение по смехотворно низким ценам.
Во время ноябрьских погромов 1938 года группы сторонников нацистов штурмовали множество магазинов на площади Хаусфогтайплац в берлинском районе Митте – центре еврейских магазинов модной одежды. Они уничтожили все, до чего смогли дотянуться: «Из 2700 магазинов осталось только 24, и они тоже были конфискованы не позднее 1940 года», — сообщает Вестфаль.
По словам Вестфаля, главной целью нацистов была недвижимость вокруг Хаусфогтайплац.
Позже подневольные рабочие трудились в швейных мастерских, расположенных недалеко от концлагерей.
Йозеф Некерманн и Хьюго Босс — два выдающихся имени среди целого ряда владельцев корпораций, которые получили огромную прибыль от захвата еврейских компаний нацистами. «Они контролировали производство одежды и военной формы», — отмечает Вестфаль.
Берлинские модельеры в 1950-х и 1960-х годах были довольны тем, что у них нет конкурентов-евреев. К тому времени торговля модной одеждой в Западной Германии переместилась в Дюссельдорф и Мюнхен. У восточногерманского государства не было особого интереса к моде. К 1970-м годам Германия стала второстепенным участником модного рынка, объясняет Вестфаль.
Берлин чурается своего исторического прошлого
«Все, что было связано с модой, особенно в двадцатые годы — училища, всеобъемлющая традиция, объединявшая стиль, Баухауз, музыку, киноиндустрию и изобразительное искусство, — все это было полностью разрушено, — продолжает Вестфаль. — Что меня пугает, так это то, что с 1945 года никто не хочет вспоминать об этой традиции моды. Нет никаких памятников многочисленным модельерам-евреям. И это резко отличается от немецких корпораций, которые были глубоко связаны с нацистским государством и с тех пор попытались исправить свою ситуацию».
В начале 1990-х разочарование Вестфаля привело к кампании за мемориал на Хаусфогтайплац. В 2000 году он был открыт при финансовой поддержке властей Берлина.
Традиционная еврейская мода в Берлине давно исчезла, но в рамках конкурса «Дни еврейской традиции» в сентябре состоится презентация современных еврейских и израильских дизайнеров. Это будет первый показ еврейских мод в столице Германии с 1939 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий