Фото из ФБ
Апология «левых».
Повсюду только и слышишь: левые, левые. О них говорят все, от уличных торговцев до профессоров истории и философии и, конечно, – политических лидеров. «Левые» стали социальной наклейкой для всевозможных бунтующих групп и пугалом для добропорядочных и законопослушных граждан. И это уже несколько веков и во всем мире. Вот сейчас и в Израиле мы оказались в гуще событий, которые многие считают «восстанием левых». На мой взгляд, это не совсем так, или совсем не так, но и в этой буче, боевой, кипучей, «левые» представляют собой самый боевой отряд.
Так что же такое «левый», что символизирует собой этот ярлык? Конечно, это – идеологическая и политическая «иконка», и люди с опытом скажут, что нынешние леваки – наследники всяких социалистических утопий, расцветших в середине 19 века (как мы еще в школе учили: один из источников и составных частей марксизма – утопический социализм). И «утопия» здесь ключевое слово. Дело в том, что марксизм, как теоретическая база и как политическая практика, можно сказать, разоблачен историей. И в сегодняшнем мире немного найдется последователей коммунистической утопии. Но их наследников, утопистов всех мастей, мечтающих «сделать мир лучше» – пруд пруди! Все они – фанаты утопий, не важно каких. Главное – жить ради мечты, жить в мечтах! Как это прекрасно! Буржуины, с их заботой о покое и благополучии – жалкие, ничтожные люди! Веди, Голанчик, нас смелее в бой! Пусть гром гремит, /Пускай пожар кругом: /Мы – беззаветные герои все,/ И вся-то наша жизнь есть борьба!
Вообще-то, бунтующая юность – это биологический закон: новое приходит и теснит старое. Но откуда эта возобновляющаяся революционная поросль, и не во имя жизни, а во имя мечты?
Карл Ясперс выдвинул концепцию «осевого времени», интеллектуальной революции середины 1 века до н.э., изменившей методы мышления человека и его представления о мире. Ясперс назвал это движение «от мифа к логосу». Я бы назвал это движение мысли «от небесного к земному» (сверху вниз). На этом пути родилась античная философия, рациональное мышление, наука и техника. Другой философ и культуролог Шмуэль Айзенштадт (советую с ним познакомиться, кроме прочего – из сионистской семьи, сыгравшей известную роль в политической и культурной жизни Страны), приняв концепция Ясперса об «осевой» смене «культурной революции», предложил другую схему осевого времени: как движения снизу вверх, от земного к небесному, от монизма античного язычества к дуализму иудейского монотеизма. Чтобы включить в свою схему ее «классический случай», христианство, он сдвинул этот «великий перелом» на полтысячелетия вперед. И по его мнению, с тех пор как возникла вера в потусторонний, идеальный мир (мир Божий), возникло и стремление «приуготовиться» к нему, то есть построить этот утопический мир на земле. Это и порадило всевозможные идейные течения и социальные движения, направленные на перестройку земных порядков, от христианства до коммунизма. Мы наш, мы новый мир построим. Левые в Израиле любят песню: «Я и ты – поменяем мир».
Не буду вдаваться в спор между Ясперсом и Айзенштадтом, по мне так обе схемы имеют право на жизнь, а «осевое время» просто объяснительный концепт, только показывающий, как приблизительны всякие рамки для реальных исторических процессов.
Но для заявленной темы о «левых» схема Айзенштадта лучше подходит. То есть главная особенность левых – неприятие мира (юдоль страданий) и страсть выстроить на земле, и немедленно, обитель счастья («уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»). Надо отдать должное этой страсти: она движет людьми и историческими процессами. Некоторые скажут: движет прогресс. Но ведет ли «прогресс» к счастью человечества? Бог знает.
Наум ВАЙМАН
Комментариев нет:
Отправить комментарий