суббота, 15 января 2022 г.

Незнакомые после 17 веков соседства

 

Незнакомые после 17 веков соседства

Минувший год был объявлен юбилейным: отмечалось 1700-летие еврейской жизни в ФРГ. Официальная цель празднования – расширение знаний о еврейской жизни в стране и вкладе евреев в ее развитие. На исходе юбилейного года социологическая компания Civey провела по заказу Фонда им. Ханнса Зайделя и Ортодоксальной раввинской конференции Германии опрос, результаты которого были представлены 21 ноября в Мюнхене на конференции "1700 лет еврейской жизни в Германии – есть ли у нее будущее?". В опросе приняли участие 10 тыс. жителей ФРГ.

Первый главный вывод из результатов опроса неутешителен: взгляд жителей страны на еврейскую жизнь зачастую остается взглядом со стороны, поскольку почти каждый второй немец (46% опрошенных) никогда с ней непосредственнo не соприкасался. Лишь 16,6% респондентов сказали, что среди их друзей или знакомых есть евреи, 17,9% посещали синагогу, а 18,7% узнали что-то о еврейской жизни в школе.

При этом результаты сильно разнятся в географическом аспекте. В то время как в среднем по стране наличие евреев среди друзей или знакомых подтвердили лишь около 17% участников опроса, во Франкфуртe-на-Майне подобный ответ дали 35% респондентов, в Берлине – 33%, а в Мюнхене – 29%. Объяснение разброса очевидно: в городах с большими еврейскими общинами вероятность контактов с евреями выше. С другой стороны, в сельских регионах с небольшими общинами и отсутствием регулярных еврейских культурных мероприятий число респондентов, не сталкивавшихся с еврейской жизнью, было особенно велико. Например, в округе Кюфхаузер (Тюрингия) таковых оказался 61%, в округе Заале-Орла (Тюрингия) – 63%, в округе Неккар-Оденвальд (Баден-Вюртемберг) – 53%.

Более 55% участников опроса ассоциируют еврейскую жизнь в ФРГ скорее с политическими и историческими событиями и их соответствующим освещением в СМИ, чем с позитивным вкладом евреев в искусство и культуру (8,9%) или науку (3,5%): в Германии в центре восприятия еврейской жизни находятся Холокост (19,5%), антисемитизм и нападения на евреев (14,2%) и политика на Ближнем Востоке и в Израиле (21,9%).

Правление Ортодоксальной раввинской конференции Германии так прокомментировало итоги опроса: "Лишь почти каждый второй немец соприкасался с еврейской жизнью, и только каждый восьмой получил знания о ней в школе. Это печальный результат, и он показывает, что в обществе… необходимо больше рассказывать о еврейской жизни и позитивном вкладе евреев в наше общество. О нем до сих пор известно слишком мало, и эта тема редко поднимается в школах и СМИ. Это элементарные подспорья для сокращения расстояний и разрушения предрассудков, чтобы невежество или страх перед инородцами больше не превращались в антисемитизм, ненависть к Израилю, основанную на ложном ближневосточном нарративе, или даже в насилие против живущих здесь евреев, которые уже 1700 лет являются неотъемлемой частью Германии".

Второй важный вывод состоит в том, что многие взгляды не совпадают с мейнстримным освещением, как, например, в случае с оценкой опасности антисемитизма. В отличие от насаждаемого политикой и СМИ при поддержке еврейских функционеров стереотипа, респонденты заявили, что наибольшая опасность антисемитизма исходит со стороны исламистов (42,7%), а не от политических правых (35,4%), как предписывается считать официальной пропагандой. Только чуть менее 10% респондентов видят антисемитскую опасность со стороны центра общества, а также со стороны политических левых (4,4%).

Комментируя публикацию результатов опроса, руководитель Центра компетенции по социальной сплоченности и межкультурному диалогу при Фонде им. Ханнса Зайделя Филипп Хильдман отметил: "Дальнейшая борьба с антисемитизмом должна оставаться центральной задачей политики и общества. Наибольшая опасность, когда речь идет об антисемитизме, исходит от правых и исламистов. В случае с последним, в частности, ложный нарратив ближневосточного конфликта способствует развитию антисемитизма, особенно среди мусульман, живущих здесь, в Германии. Это дает основание расширить образовательный мандат для принятия целенаправленных контрмер".

В связи с последним заявлением следует отметить еще одно исследование, подтвердившее, что именно международная мобилизация связанного с Израилем антисемитизма организациями, близкими или симпатизирующими исламистскому движению "Братья-мусульмане" и террористическим группам ХАМАС и Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), послужила фоном для многочисленных случаев насилия и угроз в адрес евреев в Германии в мае 2021 г. Тогда многие антисемитские инциденты происходили в контексте антиизраильских митингов, но для евреев угроза антисемитизма ощущалась и в повседневной жизни. Это вывод совместного доклада "Мобилизация связанного с Израилем антисемитизма в Германии в 2021 г.", подготовленного Федеральной ассоциацией исследовательских и информационных центров по антисемитизму (RIAS) и Международным институтом исследований образования, социальной сферы и антисемитизма (IIBSA). В нем рассматриваются связанные с Израилем антисемитские инциденты в ФРГ в период вооруженного конфликта между ХАМАСом и Израилем, о которых стало известно в период с 9 по 24 мая 2021 г. Анализ, проведенный IIBSA, показывает широкую мобилизацию антисемитизма, начиная от левого/антиимпериалистического спектра через политический центр и заканчивая националистическими, неонацистскими и исламистскими кругами. В разжигании антисемитской ненависти, насилия или терроризма участвовали различные международные субъекты и сочувствующие им организации, такие как НФОП, движение "Милли Гёрюш", организация "Серые волки" и турецкое управление по делам религии Diyanet. В преддверии войны особую роль играли организации, близкие или симпатизирующие движению "Братья-мусульмане" и террористической группировке ХАМАС, такие как Палестинская община в Германии.

Одновременно с эскалацией израильско-палестинского конфликта в этот период RIAS зафиксировала в Германии 261 связанный с этим антисемитский инцидент – в среднем более 16 в день. При этом антисемитизм не только наблюдался на антиизраильских митингах, но был повседневным явлением для евреев: они сталкивались с ним на работе, в разговорах среди знакомых или друзей, около синагог, при случайных встречах в супермаркете, в общественном транспорте, на улице…

Несмотря на эти выводы, германская политика не оставляет позорной практики братания с исламистами и их пособниками, даже доверяя им участие в организации школьного образования, как в случае с исламским объединением DITIB.

Вокруг него было немало шума: тут и дело о слежке со стороны имамамoв за критиками президента Турции, и участие в мероприятиях "Братьев-мусульман", и кадры из мечетей, на которых дети в турецкой военной форме разыгрывали военные сцены. И хотя критика еще не забыта, реабилитация, похоже, близка. В мае минувшего года федеральная земля Северный Рейн – Вестфалия объявила о том, что вновь привлечет DITIB к организации уроков ислама в школах. Рейнланд-Пфальц недавно продлил организации срок для проведения реформ, необходимых для сотрудничества. Да и федеральная земля Гессен, вероятно, тоже продолжит сотрудничать с DITIB. А с репрезентативной центральной мечети DITIB в Кёльне разрешено даже призывать к молитве через громкоговорители.

Внешне DITIB демонстрирует политическую сдержанность. Но этот красивый фасад грозит обрушиться. Гёттингенский центр исследований и документации по анализу политического и религиозного экстремизма в Нижней Саксонии опубликовал информацию об антисемитских, исламистских и националистических постах, размещенных в социальных сетях сотрудниками DITIB. Да и газета Die Welt зафиксировала ряд подобных случаев.

При этом ряд функционеров DITIB продемонстрировали враждебное отношение к Израилю, порой переходившее в откровенно антисемитское. В то же время в мае 2021 г., когда напряженность в Восточном Иерусалиме обострилась и многие представители DITIB уже давно вели в социальных сетях яростную агитацию против Израиля, руководство ассоциации утверждало: "Антисемитизму... нет места в наших рядах". Но, например, пятью днями ранее глава общины DITIB в Нюрнберге Али Парлаян выложил в Сеть видеоролик о ближневосточном конфликте, начинающийся словами: "Да иссякнет твое племя, Израиль! Пусть Бог уничтожит вас и сожжет в адском огне!". В тот же день он распространил две антисемитские карикатуры. На одной изображен израильтянин с гитлеровскими усиками, который одной рукой стреляет в ребенка, а другой закрывает камеру репортера. На другой показан еврей с пейсами, который держится за ногу от боли, в то время как на него направлены камеры. А в стороне от камер лежит рядом с флагом Палестины истекающий кровью человек, потерявший обе ноги.

 

 

 

Источник: "Еврейская панорама"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..