История частного детектива Фреда Оташа
Джеймс Эллрой (James Ellroy), наверное, лучший на сегодня американский беллетрист, отвлёкся от нового Лос-Анджелесского Квартета и выдал едва ли не самый хулиганский роман в своей карьере.
“Повсеместная паника” (“Widespread panic”) – история реально существовавшего полицейского, а после частного детектива Фреда Оташа (с него, например, списан Джейк Гиттес). Повествование Эллроя ведётся от первого лица, в привычном пулемётном стиле мэтра, действие разворачивается в “нуарные” 50-е, но это не просто криминальный роман, а нечто более безумное и захватывающее.
Уже начало настраивает на нужный лад – Оташ обретается в чистилище, где его преследуют с вилами Дж.Ф.К. и Монтгомери Клифт. Далее начинается исповедь героя, тут уже гремучая смесь насилия, секса, политики и проч. Реальные персонажи (Кеннеди, шеф полиции Лос-Анджелеса Паркер, многочисленные кинозвёзды) и вымышленные (вроде бомбистки из Иргун, она же ненавидящая коммунистов дочь Мейрхольда…да, именно!) смешиваются в сложных интригах. Сам Оташ вымогает деньги у знаменитостей, участвует в оргиях с Лиз Тейлор, ломает кости Николасу Рэю, дружит с Джеймсом Дином, снабжает наркотой и шлюхами Джека Кеннеди, но ещё находит время разбираться с бандитами, комментируя происходящее яркими внутренними монологами. (“У меня два правила: не убивать и не работать на коммунистов”)
Роман к тому разделён на две части, объединяет которые только Оташ. Первая чуть послабее – хотя Эллрой описывает голливудских коммунистов с отвращением, он всё же заставляет героя поддаться обаянию коммунистки-лесбиянки, с которой он вынужденно объединяется, чтобы найти убийцу её любовницы.
А вот во второй, где жестоко высмеян культ “Бунтовщика без причины” (а Рэй выставлен разом нацистом и коммунистом с прошлым в общественных организациях вроде “Руки прочь от товарища Сталина”), голливудским красным пощады от Эллроя уже нет никакой. И, хотя Далтон Трамбо, например, появляется только в эпизоде, он становится одним из мерзейших персонажей.Кстати, о персонажах. Эллрой в последних романах сделал своим альтер эго уже упомянутого Уильяма Паркера. В “Панике” Паркер тоже присутствует, становится тем, кто направляет Оташа в нужном направлении… как автор книги, то есть опять альтер эго Эллроя. Но и Оташа писатель наделил своими чертами, так как фразу “Пора прекращать вечный крестовый поход из-за убитых женщин” Эллрой точно слышал не раз на протяжении карьеры.
Ближе к концу Оташ описывает себя одной фразой, которая идеально подходит настоящему герою настоящего криминального романа (да и не только криминального): “Я просто плохой полицейский с богатым прошлого, из-за чего у меня нет будущего, которое можно потерять”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий