«Желтая подлодка» Хайнца Эдельмана
Помните песню Битлз «Желтая подлодка?» По ней в 1968 году сделали целый фильм, мультик с таким же названием, в котором вся славная четверка совершала невероятные прыжки и ужимки, прорисованные в психоделическом стиле. Арт-директором фильма был Хайнц Эдельман.
Родился Хайнц в 1934 году в Чехословакии, в городке Усти Над Лабем. С 1953 по 1958 он сначала учился, а потом работал в Дюссельдорфской Академии Искусств, специализировался по печатной графике.
Как же пересеклись жизненные пути немецкой литографии и ливерпульского попса?
Начиная с 1965 года, желая шире разрекламировать Битлз на подростковом американском рынке, телеканал ABC заказал серию мультиков для показа в субботу утром. Они были популярны, но самим ребятам крайне не нравились, им казалось, что из них делают каких-то «флинтстоунов».
В 1964 году Битлз снялись в картине A Hard Days Night, в следующем 1965-м – в ленте Help, но делать третий фильм они крайне не хотели. А надо было, по контракту.
На встрече с продюсерами кто-то предложил третью картину сделать рисованной и Джон Леннон, вечный шутник, сказал Ринго – «доставай фломастеры, у нас для тебя задание». Продюсеры согласились, а Битлз, оказавшись неожиданно на свободе от контрактных обязательств, помчались в Индию в гости к Махариши Махеш Иоги. Выбор продюсеров, немецкий художник Хайнз Эдельман, был сделан без них.
Поначалу Битлз были настроены скептически и не хотели активно участвовать в проекте, но когда они увидели сделанный материал, то поменяли свое мнение, добавили к озвучке новые песни и в конце картины самолично появились на экране.
Критики и публика ждали картину с нетерпением. Критики — потому что с 1954 года, когда вышел рисованный фильм Animal Farm – «Скотский хутор» на английских экранах полнометражных мультов не показывали. Поклонников Битлз и вообще психоделическую публику интересовало совсем другое.
Глядя на картинки, знающие люди многозначительно говорили, что художникам удалось передать галлюциногенное состояние сознания, нарисовать психоделический ландшафт. Это было большим достижением, поскольку сам Эдельман даже макового зернышка в рот не брал никогда.
Потом был Штутгарт, куда Эдельмана пригласили в Академию Художеств профессором, он даже в своем паспорте в графе «профессия» писал – «учитель». Студентам своим нередко повторял, что графические дизайнеры зарабатывают нищенские деньги, но это лучше, чем рыть канавы. На лекциях любил шутить, его считали юмористом.
Как часто бывает, художника знают по самому популярному в его наследии. Эдельмана доставали с «Желтой подлодкой» повсюду, где бы он ни появлялся, однако он превозмог себя и в 1999 году приехал в Ливерпуль на презентацию американской почтовой марки в 33 цента с пресловутой желтой подлодкой. Он сравнил ее с альбатросом на шее Старого Моряка из сказания поэта Кольриджа, которому, в знак его вины повесили труп альбатроса.
Все двести товарищей Моряка погибают в игре со смертью в кости, он один спасается для того, чтобы вечно рассказывать о своем злодеянии, убийстве альбатроса из арбалета.
Вот такие шуточки были у покойного (умер в июле 2009 года, ему было 75 лет).
Сева Новгородцев
Комментариев нет:
Отправить комментарий