От рабства к свободе: существование еврейского народа на протяжении всей истории | ||
«Хрустальная ночь», или «Ночь разбитых стекол», описывает сцену с разбитым стеклом, покрывавшим улицы, когда окна еврейских домов, зданий, магазинов и сараев были разбиты на куски в ту печально известную ночь в истории. Это ознаменовало начало Холокоста и окончательное решение. Толпы бегали по улицам, грабя и разрушая дома, и все священные книги, свитки Торы и святые предметы были сожжены в огромных кострах. Хотя трудно понять смысл синас чинам (беспочвенной ненависти) , бессмысленное и жестокое разрушение книг и предметов еще более непостижимо. Тем не менее, в контексте наших мудрецов мы, возможно, можем экстраполировать какую-то рационализацию. Раши говорит нам: «Это закон, по которому Эйсав ненавидит Яакова», и поэтому мы, к сожалению, соблюдали его на протяжении многих поколений. Ко мне подошла супружеская пара, работающая в ООН, чтобы прочесть лекцию по иудаизму для сотрудников, связанных с ООН. Поскольку у меня был очень загруженный график, я пообещал перезвонить им и определиться с наиболее удобной датой. Через день, когда в моем офисе зазвонил телефон, я с удивлением услышал на другом конце провода одного из партнеров. Молодой человек быстро заверил меня, что он звонил не для того, чтобы прижать меня к свиданию; скорее, сказал он, ему нужно как можно скорее встретиться со мной по другому неотложному делу. В тот вечер, после работы, молодой человек пришел и взволнованно рассказал следующее: «Этим утром один из смотрителей, который работает в здании, вежливо постучал в дверь моего офиса и попросил уделить мне немного времени. Я заметил, что он держал в руках плотно завернутый сверток, который не вырывал из рук даже после того, как сел в кресло с другой стороны моего стола. Работник по обслуживанию объяснил, что он проработал в ООН много лет, но только недавно он начал допускать возможность поделиться со мной своим рассказом. «Смотритель рассказал, что однажды вечером, совершая обход, чистя и вытирая пыль, полируя мебель и опорожняя мусорные баки после того, как весь офисный персонал покинул здание, он сделал необычное открытие. Когда он бездумно опорожнял мусорные баки, ему показалось, что он увидел, как что-то необычное упало в тележку. Он залез внутрь и вытащил большую книгу в красивой серебряной обложке. Он не мог представить, как этот, казалось бы, ценный том оказался в мусоре, поэтому отложил его в сторону. «Позже, когда он листал страницы, он понял, что письмо было написано на иврите, но он понятия не имел, кто его выбросил и почему. Похоже, на внутренней странице действительно была надпись, так что уборщик приступил к дальнейшему расследованию. Наконец, с помощью друга он узнал, что издание Агады на кофейном столике было подарено правительством Израиля Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Курту Йозефу Вальдхайму. «Судя по всему, после официальной церемонии, на которой Генеральному секретарю была представлена эта прекрасная Агада, г-н Вальдхайм вынес ее и должным образом отправил в ближайший мусорный бак». Этот лидер ООН был ярым антисемитом, предательство которого стало известно только после его пребывания на посту генерального секретаря. Вскоре после немецкой аннексии Австрии в 1938 году молодой Вальдхайм стал членом нацистской партии. Хотя никогда не было достоверно доказано, что Вальдхайм лично участвовал в каких-либо военных преступлениях во время Второй мировой войны, он действительно служил офицером разведки в частях вермахта, которые депортировали тысячи греческих евреев в лагеря смерти и казнили тысячи партизан и мирных жителей на Балканах между 1942 и 1944 гг. В своей автобиографии Вальдхайм утверждал, что он был уволен с фронта после ранения в конце 1941 года, но свидетели и документы показали, что его военная служба продолжалась до конца войны. Отвергнутый бесчестием, но неуверенный в лояльности людей, которым он служил, хранитель хранил том все эти годы. «Теперь, - заключил молодой человек, - когда этот обслуживающий персонал почувствовал, что может мне доверять, он почувствовал, что может довериться мне, и принес мне Агаду. Однако, - сказал он, - я хочу отдать его вам, раввин Гольдвассер, в сокровищницу, лелеять и сберегать ». На лицевой стороне обложки большими буквами выгравированы слова «mei'avdus l'cheirus» - от рабства к свободе. Эти слова являются основополагающим принципом существования еврейского народа на протяжении поколений. Он воплощает концепцию геула (искупления) - либо на личном уровне, либо на искуплении нашего народа как нации. Раввин Авигдор Миллер задается вопросом: среди жестокого угнетения и суровой рабства в Египте кто бы мог подумать о том, что фараон позволит евреям уйти? Но когда пришло время, фараон встал посреди ночи и закричал: «Выйди из среды моего народа!» В один момент мы катапультировались из рабства на свободу . В Талмуде государство (Санхедрин 97а), «Три вещи , которые приходят , когда ум отвлекается: Мессия, найденная статья, и скорпион.» Наши мудрецы объясняют это тем, что они появляются внезапно, быстро и неожиданно. Действительно, наше избавление от рабства в Египте было быстрым. Да будет воля Всевышнего, чтобы в этом году мы испытали квинтэссенцию искупления. |
Мне, лет 30 тому назад, один человек рассказывал, что его во время войны допрашивал на Крите лично Курт Вальдхайм.
ОтветитьУдалить