Клятва 1920 года: на какие территории Российской империи претендуют турки | ||
Сегодняшние границы Турецкой республики в основном были сформированы Мустафой Кемалем Ататюрком в ходе Войны за независимость Турции, закончившейся в 1923 году. Однако в представлении многих турок эти границы несправедливы, а территория их страны должна быть значительно больше. Национальный обет После поражения Османской империи в Первой мировой войне и заключения Мудросского перемирия войска Антанты оккупировали Константинополь. Турции грозило расчленение, так как великие державы и поддерживаемая ими Греция не скрывали своих аппетитов касательно арабских провинций Османской империи (Ирака, Сирии и Палестины), а также претендовали и на собственно турецкую этническую территорию. В этих условиях в декабре 1919 года состоялись выборы в генеральную ассамблею Османской империи (парламент страны). Победителем стал генерал Мустафа Кемаль, к тому времени объявленный правительством султана вне закона. Возглавляемая Кемалем «Ассоциация защиты прав Анатолии и Румелии» провела в ассамблею 140 депутатов, что позволило сформировать большинство. Кемалисты подготовили так называемую клятву Misak-I-Milli («Национальный обет»). В документе были обозначены те границы, которые, по мнению парламентариев, нельзя было «сдавать» врагам ни в коем случае. «Собравшийся несмотря ни на что в Стамбуле меджлис (12 января 1920 года) выполнил свою историческую миссию, официально утвердив эту национальную клятву и объявив её всему миру (12 февраля 1920 года)», – отмечается в монографии «История Османского государства, общества и цивилизации» под редакцией Экмеледдина Ихсаноглу. В апреле 1920 года уже в Анкаре Национальное собрание Турции вновь принесло присягу на верность Национальному обету. Границы Misak-I Milli Территория, «прописанная» в Misak-I Milli, была значительно больше по размеру, чем сегодняшняя Турция. Более того, по ряду направлений она даже превышала границы Османской империи 1914 года. Среди земель, которые кемалисты объявили «своими», значились захваченные в ходе войны округа Карс, Ардаган и Батум (грузинский Батуми), прежде принадлежавшие Российской империи. Кроме того, турки претендовали на ранее уступленную Греции Западную Фракию с многочисленным мусульманским населением. В этих районах предполагалось провести плебисцит – очевидно, составители документа были уверены, что результат будет в их пользу. Наряду с этим в составе турецкого государства предполагалось сохранить все земли, «населённые оттоманским мусульманским большинством, объединённым религией, расой и идеей». «Турция от Мосула до Александретты – для турок!» – таков был лозунг кемалистов. Из «оттоманского большинства» они соглашались исключить лишь арабов-семитов. Зато объединялись в единое целое турки и туркоманы, а также говорящие на языке индоевропейской семьи курды (на том основании, что частично они являются мусульманами). В границы Турции в 1920 году предполагалось включить области современного Иракского Курдистана и сопредельные территории Ирака. «По Национальному обету<...> города Эрбиль, Киркук, Мосул и Сулеймания считались турецкой территорией», – отмечает Ирина Свистунова из российского Института Ближнего Востока. Претензии составителей Misak-I Milli распространялись и на северную Сирию, где проживало значительное турецкое и курдское меньшинство. Турецкая экспансия здесь началась в 1939 году, когда кемалисты присоединили сирийскую провинцию Хатай. «Национальный обет» сегодня Судя по картам, распространяемым в туркоязычном сегменте интернета, турецкие национал-шовинисты весьма широко интерпретируют текст «Национального обета». В границы Турции они готовы включить греческий остров Родос и крупнейший сирийский город Алеппо, часть Армении и Нахичеванскую область Азербайджана, а также населённые мусульманами районы Болгарии, включая Варну. Для части турок Misak-I Milli превратился в реваншистскую идею. В частности, о клятве 1920 года периодически вспоминает Давлет Бахчели, председатель ультраправой Партии националистического движения, являющийся партнёром по правящей коалиции для президента Эрдогана. Тимур Сагдиев |
Комментариев нет:
Отправить комментарий