Круглые даты в еврейской истории
Начало еврейской эмиграции в ФРГ (1991) и начало еврейской жизни в Германии (321) разделяют 1670 лет, наполненных счастливыми и печальными событиями.
Как отмечает Deutsche Welle, первым письменным свидетельством о жизни евреев в Центральной Европе считается указ римского императора Константина Великого, изданный в 321 году. Указ стал ответом на просьбу городского совета Кельна, который был тогда столицей имперской провинции Нижняя Германия и назывался Colonia Claudia Ara Agrippinensum.
Кельнцы жаловались императору на то, что у городского совета нет средств на ремонт пришедшего в негодность моста и просили дать высочайшее разрешение на то, чтобы членом совета стал некий еврей Исаак, который обещал изыскать для этого средства. Константин согласился, подчеркнув в указе, что это право распространяется на все города империи.
Иудеи в Германии внесли большой вклад в науку, промышленность, развитие банковской сферы, ремесел, в литературу, живопись, музыкальную жизнь.
Но еврейская община помнит и черные страницы – погромы, убийства и изгнания Средневековья, трагедию Холокоста.
История еврейского успеха, омраченная как гонениями, насилием и нацистским прошлым, так и современными проявлениями антисемитизма, стала темой торжественной церемонии, прошедшей 14 июня в Берлине. Выступление на торжествах председателя бундестага Вольфганга Шойбле было закономерным. 30 лет назад, в 1991 году, Вольфганг Шойбле был министром внутренних дел в кабинете Гельмута Коля и участвовал в выработке решения о разрешении еврейской эмиграции, которое поддержало последнее правительство ГДР. Он уже тогда был убежден, что, как он выразился, «мы должны с благодарностью принять желание евреев жить в Германии».
Происходящие в Германии и исчисляемые ежегодно сотнями физические нападения, разжигающие ненависть сообщения, отправленные по почте или электронной почте не могут не огорчать. К сожалению, еврейский сосед воспринимается порой некоторыми жителями Германии как чуждый, инородный элемент, и нападения нередко сопровождаются оскорблениями «жид!» «Антисемитизм был и остается неприемлемым», – подчеркнул Вольфганг Шойбле.
Эту мысль продолжил на торжественной церемонии уполномоченный правительства ФРГ по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн. Он выразил уважение «невероятным усилиям» по интеграции в новое общество, которые предприняли еврейские эмигранты. По словам Кляйна, они достигли пункта назначения, став частью нового общества. Кроме того, эта волна принесла свежую кровь в существующие еврейские общины в Германии и основала в стране новые центры еврейской жизни.
Их деятельность происходит на фоне празднования в 2021 году 1700-летия еврейской жизни. Хотя первым письменным свидетельством о евреях в Германии считается указ римского императора Константина Великого от 321 года, понятно, что еврейские общины уже существовали к этому моменту в ряде городов. Много сделали для их развития и евреи – как правило, ремесленники и торговцы. Они называли Германию Ашкеназ. По этой причине всех евреев Центральной и Восточной Европы стали называть ашкеназами. Диалект немецкого языка – идиш – стал родным языком европейских евреев.
Такие факты подтверждают вывод историков: евреи изначально стремились врасти в немецкоязычное пространство. Ни насилие, ни гонения, ни даже Холокост не уничтожили желания иудеев жить в Германии и способствовать ее процветанию.
История не забыта. Но надо двигаться дальше, вместе со страной, ставшей новой родиной, решать важные задачи. Это и есть реальный вклад в развитие ФРГ иммигрантов-евреев из бывшего Советского Союза, чувствующих себя наследниками иудейской славы своих предшественников. Так же, как некогда представители еврейской общины Германии, почти полностью уничтоженной во времена нацистской диктатуры, евреи экс-СССР трудолюбивы, упорны, талантливы, чувствуют себя неотъемлемой частью немецкого общества.
Об этом свидетельствуют многочисленные мероприятия в рамках года 1700-летия еврейской жизни в Германии, ряд которых, несмотря на пандемию, проходят и в общине Дуйсбург – Мюльхайм-на-Руре – Оберхаузен, членом совета которой является автор этих строк.
«Еврейская община – неотъемлемая часть нашего города, – сказал обер-бургомистр Дуйсбурга Серен Линк. – Своими культурными инициативами она оказывает благотворное влияние на наше региональное городское сообщество». Главное свойство ее – быть открытой всем желающим узнать, что это такое – иудейская жизнь. «Не случайно здание еврейского общинного центра напоминает страницы раскрытой книги. Это – символ того, что еврейская община, несмотря на перенесенные в прошлом гонения, хочет перевернуть черные страницы, показать строки, в которых отражена актуальная история, привлекая взоры современных читателей. «Ненормально как раз то, что сегодня полиция вынуждена охранять синагоги и другие еврейские учрейские учреждения».
Даниэля Шранца, обер-бургомистра Оберхаузена, пугает то, что старейшими свидетелями истории евреев являются кладбища, поскольку после Второй мировой войны в городе осталась лишь горсточка евреев. Он с гордостью упомянул о недавней покупке муниципальными властями старой синагоги в районе Хольтен, где планируется создать мемориально-культурный центр.
«Важно называть вещи своими именами, чтобы иметь возможность обнажить корни антисемитизма и принять меры, – подчеркнула Анна Старосельски. – В жизни каждого еврея был хотя бы один антисемитский эпизод». Она сослалась на социологическое исследование, свидетельствующее о том, что около четверти жителей ФРГ являются носителями антисемитских идей. Анна испытала это на себе. Будучи единственной еврейской в своем классе, она сразу же столкнулась с навешиванием антисемитских ярлыков.
Сабена Донат испытывала более интенсивное давление: она выросла в Германии, но прибыла из Израиля, что сразу же сделало ее ответственной за политику ближневосточной страны. Между тем, я «даже не будучи специалистом по Ближнему Востоку, чувствую свою связь с Израилем». У многих живущих в ФРГ евреев есть в Израиле родственники, друзья, одноклассники. «По причинам религиозного, эмоционального, исторического характера невозможно относиться к происходящему в Израиле совершенно нейтрально». Отношение может быть только одно – как к братьям. Антисемитские действия должны быть не только громогласно порицаемы: министерство юстиции выступило с рекомендациями включить антисемитизм в перечень уголовных преступлений. Серен Линк поддержал: «антисемитизм необходимо остановить с применением всех наказаний, находящихся в распоряжении нашего правового государства».
К сожалению, такова реальность. С этой точки зрения предыдущие 1700 лет еврейской жизни в Германии не являются для современных юдофобов достаточно убедительными, чтобы сделать вывод: еврейская жизнь, полная страха и страданий, – явление ненормальное, отвратительное, антиконституционное.
Круглые даты в нашей истории – важный повод, чтобы еще раз задуматься над ее уроками, почтить память не доживших до наших дней, вспомнить наших дальних предшественников на земле Германии и сделать все, чтобы умножить их славу и труды.
Александр МЕЛАМЕД
Комментариев нет:
Отправить комментарий