«Реceкcуализация нeкpoфилии»: полюбуйтесь, что на уме у профессоров, которые учат ваших детей
С момента своего основания в 1883 году Ассоциация современного языка Америки считается ведущим профессиональным объединением вузовских преподавателей в области языка и литературы. Каждый год она проводит симпозиум, — в этом году он состоялся виртуально, но посвящен был столь же утомительному анализу либеральных вопросов, что и прежде.
Прошлогодняя встреча в Сиэтле изобиловала сотнями презентаций на самые радикальные темы. Вот лишь некоторые из них, взятые почти наугад: «Реceкcуализация некрофильского желания в рассказе Уильяма Фолкнера „Роза для Эмили”», «Дениз Феррейра да Силва, Мартин Хайдеггер и „штучка” (чepныx фeминисток) или особенности мышления чepных»; «Возраст, инвалидность и деceкcуализация в „Призраках” Эдит Уортон», «Литература каравана: прочтение внешней политики Соединенных Штатов через литературу о мигрантах из Центральной Америки» и, наконец, «СМИ и эpoтичecкая экономика в киносценарии Теннесси Уильямса „Однорукий”». Эти и другие презентации проходили с утра до вечера с перерывом на платный буфет. Ага, именно такого интеллектуального стимула я и искал серым зимним днем в Сиэтле.
Маловероятно, что симпозиум 2021 года (он шел с 7 по 10 января) как-то изменится. Посыплются дежурные обвинения в системном pacизмe, жалобы гeeв на «peпрecсивную» гeтepoceкcуальную культуру, мapкcиcтcкие нападки на капиталистическое нepaвeнство, будут постколониальные чтения, где доказывается, что колонизаторы были несправедливы, а постколониальные правители (вроде Иди Амина, Роберта Мугабе, Мобуто Сесе Секо и Чарльза Тейлора) безупречны, и масса феминисток с извечными нападками на патриархат. Чего там точно не будет, так это разумных суждений и здравого смысла.
Любой нормальный, здравомыслящий человек, случайно оказавшийся на симпозиуме Ассоциации современного языка, подумает, что ненароком забрел в лечебницу для умалишенных интеллектуалов. Не зная, смеяться ему или плакать, он бы сбежал оттуда со всех ног и поскорее выбросил все услышанное из головы.
А если они сами захотят преподавать гуманитарные науки, им предстоит четыре упоительных года, целиком посвященных такой ерунде. Глянув список курсов осеннего семестра 2020 года в Калифорнийском университете Беркли, я обнаружил там следующее: «Читая Маркса сегодня», «Американский обман: pacа, этничecкaя принадлежность и мечты о прогрессе», «Эко-кризис и климатические беженцы» и, наконец «Бесполезен ли бунт?» (ответ: нет, отнюдь). И хотя Беркли по-прежнему предлагает слушателям массу традиционных курсов по разным эпохам и жанрам, перекос в сторону политики идентичности и марксистского анализа очевиден.
Возможно, студенту повезет и ему попадутся профессора, которые не исповедуют левую идеологию, но это великая редкость. В ходе одного опроса среди профессоров истории выяснилось, что на одного консерватора приходится 33 либерала. И лишь 2% профессоров литературы считают себя республиканцами.
Подозреваю, что аналогичная ситуация сложилась во всем высшем образовании: фанатичные профессора у руля, радикально настроенные молодые преподаватели в ожидании степеней, деморализованные и озлобленные студенты и горстка консервативных профессоров, коротающих дни до пенсии. Ничего не меняется, потому что преподавателям попросту не хватает воображения, чтобы мыслить вне рамок расы, класса и пола — этой нечестивой троицы критического подхода, которая подпитывает фантазии профессоров, убежденных, что борются за социальную справедливость.
Проблема не только в том, чтó преподают сегодняшние профессора английского языка, а в том, чтó остается за бортом из-за их зацикленности на политике идентичности. Изучение этнической принадлежности, пола и класса по определению сосредоточено на власти, и хотя власть — неотъемлемая часть человеческого существования, но мысль, что власть, богатство или привилегии — важнейшая его часть, ложна.
Литература не всегда воспринималась как хроника «тех, кто к собратьям только волк», как выразился Роберт Бёрнс. Бóльшую часть истории человечества литература изучалась как путеводитель по «истине и красоте». Начиная с Гомера, она считалась отражением мыслей и чувств мудрейших, сострадательнейших и чувствительнейших людей. Львиная доля литературы посвящена таким человеческим ценностям как смелость, трудолюбие, совершенство, верность и цeлoмyдpeнная любовь. Но как часто эти положительные ценности обсуждаются в университетских классах?
Если выразить одним словом то, что отсутствует, так это человеколюбие изучаемых авторов. Политика идeнтичнocти сводит людей к одномерным фигурам, которых определяет их pacа, пoл или клacc. Но настоящий вопрос здесь — жил ли человек благородно и был ли он добр, порядочен и храбр. Читая литературу, мы узнаем людей в минуты борьбы и кризиса, когда они раскрываются как с положительной, так и отрицательной стороны. По иронии судьбы, «злодеи» прошлого — такие, как Яго, Большой Брат и Леди Макбет, — ведут себя так же, как сегодняшние «прозревшие» профессора, зацикленные на расе, власти и поле.
Преподавателям гуманитарных наук следует задуматься, чтó они скрывают от своих студентов и насколько разрушительна их фиксация на власти. Какой смысл учить белых студентов, что они априори повинны в расовом притеснении, а всякий чepный — жертва системного pacизма? Или что всякий мужчина, если, конечно, он не гeй — член пaтpиapхата, а всякая женщина — его жepтва? Или что гeи — жepтвы, мигpaнты — жepтвы, бeдныe — жepтвы, и так и будет впредь? Разве нельзя учить их истине более обнадеживающей и честной?
Если вам охота поглядеть, чему ваших детей или внуков учат в колледже, посетить симпозиум будет полезно — хотя дело это хлопотное и неблагодарное. Заодно узнаете, на что идут деньги налогоплательщиков.
Но если вы консерватор, увиденное вам не понравится. Рискну предположить, что вы увидите взаимосвязь между разлагающим влиянием профессоров и левым уклоном американской молодежи. Может, сами преподаватели и сидят в башне из слоновой кости, но их радикализм пагубно влияет на реальный мир. Многие молодые люди успели стать радикалами еще в старших классах школы, а в колледже попросту оттачивают свои навыки гнева и отчуждения. И наконец, они упускают из виду истинную природу литературы, истории, философии и многих других дисциплин.
Джеффри Фолкс — автор ряда книг и статей об американской культуре, включая «Земля фантазии: консервативные ценности в американской литературе от По до О’Коннора и Харуфа» (2011).
Комментариев нет:
Отправить комментарий