А.А.Фейгин
А на вас не капает?
"В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел Я их из Египта".Сорок лет странствовали праотцы наши по пустыне, шли к неведомой земле, ели небесный «хлеб», пили воду из чудесного странствующего колодца и жили под звездами.Это еще что за ностальгия?!Хорошо ли быть бездомным? Чего уж хорошего.А вот контрвопрос: хорошо ли жить безбедно? Здесь интуитивный ответ: "Да!" оказывается отнюдь неоднозначным.Раби Мендл из Кандинова говорил: моя бабушка всегда, зажигая субботние свечи, всегда молилась о том, чтобы потоки ее не были богаты. Ее молитвы были услышаны и все ее внуки вышли нищими праведниками.Мудрецы, комментируя начало Торы (рассказ о змее-искусителе, «прахом будешь питаться») говорят: Всевышний проклял змея изобилием пищи. Тот, у кого все есть, не нуждается в Б-ге и не видит Б-га.Благословение богатством может обернуться проклятием безверия. Человеку трудно жить в бедности, но трудно жить и в ситуации изобилия и собственного "всемогущества".Полезно видеть границы собственных возможностей, полезно жить в рамках. В современном культурном контексте ощущение зависимости и ограниченности воспринимается как унижение. Человек провозглашен главной ценностью, ему можно все, а если нельзя, но очень хочется, то тоже можно. Стремление к абсолютной свободе, может быть, вполне легитимно. И если бы каждого из нас спросили: хочешь быть рабом или свободным, все предпочли бы свободу. Но жизнь предлагает иной выбор: быть рабами Всевышнего или рабами рабов.Иудаизм предлагает человеку не обольщаться иллюзией, что все зависит только от него, но и не впадать в бездеятельный фатализм. Поэтому в Сукот мы и сидим не в доме, и не под открытым небом, а в построенном своими руками шалаше. Не без крова, но и крыша над нами та еще - течет в дождь, да и от солнца не защитит.Кстати, отличная крыша: каждая холодная капелька, падающая на темечко, напоминает о том, что есть над нами Власть и Воля Творца.Правило, сформулированное мудрецами: "кто не желает быть рабом Всевышнего будет рабом людей", работает неумолимо. Жизнь трудна и даже заядлый оптимист очень скоро убеждается в том, что не все козыри в его руках, что не все желаемое становится реальностью. Если ты не веришь, что Всевышний правит миром, значит все неопределенные функции в нашей жизни представляются игрой земных сил: стихии, людей, властей. Ты искал свободы от Всевышнего? Изволь, но тогда прими с покорностью зависимость от тысячи частностей.Не хочешь служить Одному? Служи тысяче: начальству, жене, погоде, банкам, пробкам на дорогах, болезням и врачам.В этом и состоит один из многих уроков осеннего праздника Сукот: строй сам себе крышу, не полагаясь на Всевышнего, но, с другой стороны, имей в виду что Его дождь и Его солнце найдут в построенной тобой кровле прорехи. Заботься о будущем, но отдавай себе отчет в том, что мы предполагаем, а Он располагает.Иудаизм, ставящий во главу угла деятельность, инициативу человека, предостерегает как от пассивности, так и от самонадеянного "активизма".Казалось бы, тот, кто безоговорочно принимает власть Всевышнего, должен утратить свободу выбора. На деле же только он реализует ее полностью. Ведь он принимает на себя не только бремя выбора и ответственности, но и вполне осознает естественные ограничения, границы своих сил и возможностей.Вот такая диалектика: между рабством и свободой, между кровлей и открытым небом.
"Восхождение" №627, 14 тишрей 5763 года, 20.09.2002
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД
Комментариев нет:
Отправить комментарий