В Нью-Йорке - премьера фильма
IT IS NO DREAM: THE LIFE OF THEODOR HERZL
Трудно смотреть историко-биографические фильмы, особенно посвященныечеловеку, появившемуся на свет > 150 лет назад. Трудно преодолетьинертность и ответить на вопрос, зачем это мне. Но сядьте передэкраном, и вы подивитесь тому, насколько актуален фильм, обращенный кнам – покинувшим СССР, Россию и другие «страны СНГ» по «пятомупункту». «Еврейский вопрос существует до сих пор», - ровным голосомсообщает диктор, и на экране возникает Россия, русские фашисты совскинутыми в нацистском приветствии ладонями, следом Ахмадинежад...«Атака на евреев продолжается в прессе и на улицах, количество нападокрастет»... Голос диктора звучит, а в кадре – Москва. Исписанная синимибуквами стена. «Умрите, жиды» - написано по-немецки. Ниже – «ЗигХайль». Справа – рисунок: виселица, где повешенным в петле болтаетсямагендовид. И совсем внизу, наконец, на родном языке: «Обосритесь,жыды» - орфография подлинника.Не обольщайтесь – это НЕ российские кинематографисты прошли по улицамстраны. Американские. Диктор за кадром тем же ровным голосомпродолжает: «Но они не могут нас истребить. Нет другой нации на земле,которая приняла бы столько страданий...». И только теперь появляетсядата – эти слова написаны в 1895 году основоположником сионизмаТеодором Герцлем. Новый американский документальный фильм рассказываето нем. «Это не мечта» называется картина. А, может, «Это не сон» -переведите, как вам удобнее «It is not a dream». Второй строкой:«Жизнь Теодора Герцля».Это первый за сто лет (!!!) кинофильм о человеке, чье имя следуетзнать всем евреям, живущим в Израиле и не только. Потому что Герцльвымечтал саму идею найти евреям на огромной планете клочок земли, гденикто не будет их убивать. В нынешнем мае исполнилось 152 года со днярождения Т.Герцля. Конечно, в Израиле отмечать этот праздниксподручнее. Имя Теодора Герцля - один из символов Израиля. В каждомизраильском городе есть названные в его честь улицы и бульвары. ВИерусалиме есть гора его имени, где покоится его прах, а недалеко отмогилы находится его музей. 20 тамуза, день смерти Герцля, объявленнациональным днем его памяти. Исследователи читают его книги, аобыкновенные евреи живут в стране, которую он вымечтал в 1895-м, сидяв антисемитском Париже корреспондентом газеты Hôtel de Castille, гденаписал знаменитые строки своего романа-утопии о будущей стране «DerJudenstaat»: «Мы – народ, единый народ. Еврейское государство –потребность всего мира. Следовательно, оно возникнет».Но даже в Израиле ощущают, что личность основателя Всемирнойсионистской организации не оценена по достоинству. Нет ни одногоигрового фильма о нем. Нет актера, который бы сыграл этого красивогояркого мечтателя, которому мы все обязаны своим сегодняшнимместопребыванием. Нынешняя лента идет более двух часов. Длядокументального фильма это много. Но другого пути нет, когдапредпринята первая попытка с педантизмом, исключающим возможностьизвращенного толкования, исследовать рождение и формирование идеисамостоятельного государства в уме ОДНОГО человека. Авторывосстанавливают обстоятельства места и времени, в которых полтора веканазад в центре благополучной Европы родился и вырос мальчик, которомуважнее собственной жизни стала жизнь его народа.Герцль родился в Будапеште. В благополучной семье у образованныхродителей, воспринявших немецкую культуру. Если дед Теодора еще велрелигиозный образ жизни, то отец относился к иудаизму формально. МатьГерцля Джанет Диамант, дочь преуспевающего торговца, получила хорошеесветское образование. К моменту рождения мальчика семья покинула геттои была равной среди равных: немецкоязычная, состоятельная, религиозно«просвещенная». И быть бы ему добрым мадьяром и забыть свое еврейскоепроисхождение, но – спасибо антисемитам: ему быстро напомнили, кто он.Едва начав учиться в гимназии, он столкнулся с антисемитами. Да так,что мама перевела его в будапештскую евангелическую гимназию,большинство учащихся которой были евреями. Он изучал французский,английский, музыку, как положено всякому культурному австpийцу, но ещеписал и печатал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештскихгазет. Родители Герцля поддерживали его литературные устремления,требуя одного - чтобы он закончил юридический факультет Венскогоуниверситета. Изучение антисемитского сочинения Е. Дюринга «Оеврейском вопросе» травмировало его, но покинуть университет он немог. Следовало терпеть. Зато Студенческое общество он оставил - в знакпротеста против антисемитских выходок. А получив степень доктораюридических наук и поработав клерком в судах Вены и Зальцбурга, онузнал, что «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи.Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией»,- как он записал в дневнике.Начиная с 1885 года Герцль посвятил себя литературе: он писал пьесы,фельетоны, рассказы. Пьесы его шли на сценах Вены, Берлина, Праги идругих театральных столиц Европы и имели настолько громкий успех, чтокакое-то время у него была репутация одного из ведущих австрийскихдраматургов. Дальше – женитьба на состоятельной женщине, котораяникогда не смогла стать ему другом и разделить его взгляды, но родилатроих детей.В 1891 году Герцлю предложена должность парижского корреспондентавенской Neue Freie Presse, которую он воспринимает, как «трамплин, скоторого можно высоко прыгнуть». Но именно во Франции он сталкиваетсяс тем уровнем антисемитизма, который не может вынести и бежать откоторого некуда. Сначала публицист Дрюмон упрекает международноееврейство в бедах страны, призывает экспроприировать еврейскийкапитал, и на этой волне становится главным редактором газеты «LibreParole» - рупором для атак на евреев.Следом - антисемитская пьеса в театре Франции, смерть офицера,которого назвали «жидом», а он вызвал обидчика на дуэль, антисемитскиедемонстрации, клеветнические суды.Герцль ищет пути решения «еврейского вопроса». В дневнике того временион записывает, что намерен вызвать на дуэль и стреляться лично слидерами антисемитизма, среди которых были Георг фон Шенерер, КарлЛюэгер и сам принц Лихтенштейн. Мечтает победить и выступить на суде сречью против антисемитизма.Другой путь, который представляется ему плодотворным, - массовоекрещение евреев. Герцль мечтает об аудиенции Папы Римского.Но живая жизнь оказывается богаче: осуждение Альфреда Дрейфуса 22декабря 1894 года прерывает его мечтания. Герцль убежден вневиновности Дрейфуса: «Еврей, который начал свою дорогу чести какофицер генерального штаба, не может совершить такое преступление… Какследствие длительного гражданского бесчестья, евреи обладают частопатологическим стремлением к чести; и еврейский офицер в этом смыслеставит себе особую планку», - записывает он в днивнике.Толпы на улицах требуют смерти Дрейфуса, а далее - «Смерть евреям!»Герцль не может поверить, что все это происходит во Франции спустя столет после провозглашения Декларации прав человека. «Достижения Великойреволюции отменены», - пишет Герцль, и его статью не печатают. Призыв«Смерть евреям!» на парижских улицах убеждает его в том, чтоединственным решением еврейского вопроса является созданиенезависимого еврейского государства.В 1895 года он записывает в дневнике то, что ему нужно: «Страна, вкоторой мы сможем жить с крючковатым носом, черной или рыжей бородой…и при этом не будем объектом осмеяния. Страна, где мы сможем в концеконцов жить как свободные люди на своей земле. Страна, где будем также, как и другие, пользоваться уважением за великие и добрые дела, гдемы будем жить в мире со всем миром».Так открывается главная цель жизни Теодора Герцля. Он бросается кведущим еврейским филантропам, создает Всемирную сионистскуюорганизацию, созывает Первый всемирный конгресс сионистов и открываетновую эпоху в истории еврейского народа.Фильм построен на исторических документах, забытых фактах, подробныхдневниковых записях Герцля, рукописях его статей, книг, философских ипублицистических трактатов. Но главная заслуга авторов в том, как данаэта интенсивная интеллектуальная деятельность молодого мыслителя, какпогружена в детали и подробности его каждодневного быта, в котороместь родители и семья, в которой он родился, потом – семья, которую онпостроил сам. Деликатно касаются авторы темы драматичной супружескойжизни. Красивые особняки в разных городах Европы не позволяютобывательскому сознанию представить, какое неблагополучие пряталось затяжелыми шторами в высоких окнах...Редкие групповые фото первых сионистских конгрессов завораживают изаставляют подолгу всматриваться в лица тех – первых – приплывших вЕвропу с Украины, Молдавии, которые приняли решение нарушить традициюотцов и перестать ждать Мессию...Герцль начинает работать над книгой «Еврейское государство». «Идеи вдуше моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит,чтобы все это осуществить…». Герцль излагает программу действий иназывает книгу «Опыт современного решения еврейского вопроса» (DerJudenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. Еепереводят с немецкого на иврит, английский, французский, русский ирумынский языки. Герцль впервые внятно обосновывает, что еврейскийвопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другуюили ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно бытьсогласовано с великими державами. Массовое переселение евреев веврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией,открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями.Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельноееврейское государство. Герцль полагал, что образование подобногогосударства должно осуществляться по заранее продуманному плану.Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественногопрогресса, свободы и равноправия. Для реализации этого плана Герцльсчитал необходимым создать два органа: «Еврейское общество» в качествеофициального представительства еврейского народа, и «Еврейскуюкомпанию» для руководства финансами и строительством. Необходимыесредства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, итолько в случае их отказа должен был последовать призыв к широкимеврейским массам.На Всемирном сионистском конгрессе в 1897 году в Базеле он был избранпрезидентом Всемирной сионистской организации. А в 1899 создал«Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли вПалестине, которая тогда была частью Османской империи. Невероятныекадры кинохроники позволяют увидеть города, страны, лидеров – царей,премьер-министров, королей, с которыми ведет переговоры неугомонныймечтатель.В 1900 году Герцль он пишет и издает «Философские рассказы». Вутопическом романе на немецком языке «Altneuland», Герцль создаетидеалистическую картину будущего еврейского государства. Он создалэскиз политического и общественного строя будущего еврейскогогосударства в Палестине, допустив только одну ошибку: Герцль полагалчто арабы Палестины будут рады еврейским поселенцам...Долгие яростные споры и схватки с оппонентами не раз доводили Герцлядо сердечных приступов. Однажды это совпало с воспалением легких...Другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Колокол звонит помне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я непотерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохопослужил своему народу».Это были его последние слова. 3 июля 1904 г. Герцля не стало. Взавещании он просил похоронить его в Вене рядом с отцом, но только дотой поры, пока еврейский народ не решит перенести его останки в ЗемлюИзраиля. 14 августа 1949 года, вскоре после создания ГосударстваИзраиль, по решению правительства еврейского государства останкиГерцля доставили из Австрии в Иерусалим, где прах его ныне покоится нагоре, носящей его имя. Увы - судьба родных детей Герцля сложиласьтрагично: старшая дочь Паулина покончила самоубийством в тридцатомгоду в Бордо, во Франции, сын Ханс застрелился на её могиле, а младшаяМаргарет – погибла в сорок третьем в нацистском лагере Терезин.И был бы этот фильм историко-биографическим о чем-то канувшем-сгинувшем – человеке ли, деле ли, если бы не короткие съемки нынешнейРоссии.Перестройка и открытые границы создали невероятный феномен, о чем мы,уехавшие, благодаря Герцлю, не знаем: антисемитские лозунги на Русинынче пишутся на трех языках. С этого начинается фильм, который янастоятельно рекомендую посмотреть, так написанное большими буквамибелой краской во всю стену «Обосритесь, жыды!» прочесть в Америке безперевода можем только мы.И сразу окажется, что нет никакого прошлого – все происходит сиюминуту – пока мы смотрим тут – в Америке – фильм. Новые фашистыстарательно выводят краской старые лозунги на стенах домов.Нас снова гонят и гонят.Спасибо, господин Герцль, - нам есть куда бежать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий