Михаил РОММ
Чтоб мы все вели себя так, как Н. Шангелая
>>>> Михаил
Ромм, никому еще не известный, но молодой и нахальный ассистентик
>>>> режиссера, забрел однажды по своим ассистентским делам на
Малый
>>>> Гнездниковский, в Комитет по делам кинематографии. И попал в
тот момент,
>>>> когда вся кинематографическая элита чествовала Николая
Шенгелая, только
>>>> что снявшего "Двадцать шесть комиссаров". А Ромму
картина не нравилась.
>>>> И едва отзвучали дифирамбы, на сцену дерзко вылез тощий
носатый молодой
>>>> человек, которого там никто, естественно, не знал, за
исключением
>>>> Эйзенштейна. Вылез и расколошматил шенгелаевских
"Комиссаров" в пух и
>>>> прах, как какая-нибудь Антанта. Сделал, по его словам, из
картины
>>>> отбивную котлету. Видимо, с таким задором, что по завершению
его спича
>>>> оторопевшие кинематографисты только молча взирали на ув. докладчика.
>>>> А потом, удовлетворенно выйдя на улицу, столкнулся с всей этой
>>>> компанией, включая Шенгелая, нос к носу. Точнее, хотел
смыться, едва их
>>>> заметив, но Шенгелая сказал:
>>>> - Молодой человек! Не прячьтесь. Разве уж вы столько наговорили,
>>>> пойдемте с нами.
>>>>
>>>> Деваться было некуда. Пришли они в "Метрополь". Там
был накрыт роскошный
>>>> стол. Выпили за Шенгелая, стал он тамадой. И пошло-поехало,
бокалы,
>>>> тосты, алаверды, один за другого, другой за третьего. Только
за Ромма
>>>> тоста нет, хотя сидят уже несколько часов. А Ромм знает, что
согласно
>>>> грузинским национальным скрепам тамада должен выпить за
каждого. Если не
>>>> пьет - значит оскорбить хочет. Не дожидаясь развязки, он
потихонечку
>>>> начал выбираться из-за стола. И тут Шенгелая наконец обернулся
к нему.
>>>> Просит всех еще раз наполнить бокалы. И произносит наконец
тост.
>>>>
>>>> - Я прошу вас выпить этот бокал еще за одного человека,
который сидит
>>>> тут с нами. Это малоизвестный человек, говорят, он ассистент
режиссера,
>>>> говорят, фамилия его Ромм, но это не тот знаменитый Абрам
Роом, автор
>>>> "Бухты смерти", "Третьей Мещанской",
"Предателя", которого мы очень
>>>> хорошо знаем. Это другой, неизвестный Ромм, и зовут его
Михаил. Так вот,
>>>> сегодня Михаил Ромм говорил. И я хочу говорить.
>>>>
>>>> Бывает ли так в жизни, чтобы человек плюнул тебе в лицо, а ты
вытер лицо
>>>> и сказал ему: молодец, красиво плюнул? Не бывает. Бывает ли
так в жизни,
>>>> чтобы человек ударил тебя кинжалом в сердце, а ты, умирая,
сказал ему:
>>>> спасибо, Друг, ты был прав? Не бывает. Бывает ли так в жизни,
чтобы
>>>> человек отнял у тебя самое дорогое, что есть у тебя в жизни -
твою жену,
>>>> а ты бы сказал ему: будь счастлив с ней? В жизни так не
бывает. А в
>>>> искусстве бывает.
>>>>
>>>> Сегодня вот этот человек, Ромм, плюнул мне в лицо, ударил меня
кинжалом
>>>> в сердце и отнял у меня более дорогое, чем жену, - прости,
Натэлла,
>>>> прости меня, – мою картину. Но он сделал это красиво. Он это
талантливо.
>>>> Слушай, Ромм, я хочу, чтобы ты сделал свою первую картину
лучше, чем я
>>>> сделал "Двадцать шесть комиссаров", и если ты
сделаешь лучше, клянусь
>>>> тебе, где бы я ни был, я приеду и буду тамадой за твоим
столом. Но если
>>>> ты только болтун, если ты только умеешь критиковать чужие
картины и
>>>> видеть чужие недостатки, - берегись, я тебе не прощу. И никто
из сидящих
>>>> здесь за этим столом тебе не простит, а здесь сидит вся
советская
>>>> кинематография.
>>>> Я прошу вас всех выпить за то, чтобы мне быть тамадой за
столом у
>>>> Михаила Ромма, когда он сделает свою первую картину.
>>>> И все выпили.
>>>>
>>>> А через несколько лет Ромм снял "Пышку". Она вышла
на экран, и
>>>> свежеиспеченному режиссеру принесли телеграмму из Тбилиси:
"Когда стол?
>>>> Шенгелая, Вачнадзе".
Комментариев нет:
Отправить комментарий