Долгое восхождение
в Сион
Борис Гулько
Два главных
гения русской литературы Пушкин и Лермонтов имели общую страсть – загадку
предопределённости судьбы. В «Песне о вещем Олеге» у Пушкина «вдохновенный
кудесник» верно предсказал князю источник его смерти. Но если судьба
предопределена, велик ли риск играть ей? Например, в карточной игре.
Германн в
«Пиковой даме» попытался овладеть своей судьбой, выпытав секрет трёх карт. Но в
решающий момент:
— Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою
карту.
— Дама ваша
убита, — сказал ласково Чекалинский.
Германн
вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил
своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
В эту минуту
ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась.
Чему она
усмехнулась? Попытке провести судьбу. Эта попытка тщетна. Вот Германн и обдернутся.
Та же тема –
игра с судьбой в карты – в лермонтовской «Тамбовской казначейше» и в
неоконченной повести «Штосс».
Особенно остро ощущение
судьбы в игре со смертью. У Лермонтова в повести «Фаталист» поручик Вулич
предложил пари: «Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек
своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена
роковая минута».
Вулич наставил
пистолет в свой лоб и нажал курок. Случилась осечка. Такая судьба?
Но в тот же
вечер Вулича, возвращавшегося домой, зарубил шашкой пьяный казак.
Однако
Лермонтов (в повести он – Печорин) ещё до выстрела Вулича заметил: «Мне
казалось, я читал печать смерти на бледном лице его. Я замечал, и многие старые
воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен
умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной
судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться». Что же, предопределённость
была?
Мне дважды приходилось прощаться с людьми, которым оставалось жить по нескольку
часов. Оба были стары, но не то, чтобы больны. Я ясно запомнил их лица в
момент, когда они, почему-то, хотели особо попрощаться со мной (с первым это
произошло 55 лет назад). Кажется, они чувствовали, что мы расстаёмся навсегда.
Лица их несли ту печать, о которой писал Лермонтов. Нечто подобное, кажется, называют «маской
Гиппократа».
Игра с судьбой
на свою жизнь, сперва пережитая Пушкиным и Лермонтовым при описании ими драматичных
событий в их главных книгах, и стоила им жизни.
Я ощутил присутствие
потустороннего в своей жизни рано, лет в шесть. Наверное, это потустороннее
называется ангелом-хранителем. Мы с друзьями играли на втором этаже недостроенного
здания. Неожиданно из тряпья в углу с рыком поднялся спавший в нём незамеченный
нами пьяный. Я испугался и побежал от него по доске, перекинутой через стройку.
Падение вниз на металлическую арматуру грозило увечьями. Вдруг я почувствовал, как
некая тёплая волна поддерживает меня и переносит на другой конец стройки.
Ощущение было столь ясным, что осталось в моей тактильной памяти навсегда. Я
совсем не утверждаю, что связь с ангелом-хранителем всеобща. Более того, я
догадываюсь, что случаются люди без судьбы. Другие её имеют.
Открывшаяся мне
поддержка – не обязательно полезное знание. В иные моменты моей жизни я не
прилагал необходимые усилия для достижения цели, предполагая, что результат и
так предопределён. В другие – не понимал, что для меня лучше, и мой ангел вёл
меня по уготованной мне тропе упирающимся.
15 мая 1979
года мы с женой Аней и трёхмесячным Давидом подали заявление о желании покинуть
СССР. Мотивы подавантов 70-х годов грубо делились на две группы. Одни после
чуда Шестидневной войны 1967 года почувствовали глубинную связь со своим
народом и рвались на Святую Землю. Другие после оккупации советскими войсками
Чехословакии 21 августа 1968 года ощутили омерзение к своей стране и стремились
покинуть её. Я принадлежал ко второй группе. Во время той оккупации я играл в
шахматы в маленьком чешском городке, и позор быть советским грыз мою душу.
Мы планировали
обосноваться в Германии, где игра за клуб в Бундеслиге гарантировала безбедное шахматное
существование. Мне виделось участие в элитных турнирах, проходивших в
прелестных европейских городах.
Мне нравилась
Европа. В моей генетической памяти осталось воспоминание о черепичных крышах
покидаемого моей отлетающей душой места. Каббалистами высказывалась идея, что
рождённые после Холокоста евреи являются реинкарнацией убитых европейских
евреев. Моё младенческое пред-воспоминание соответствует этой теории.
Наша семья
попала в «отказ». С каждым годом таяли наши с Аней шансы побороться за высшие
титулы в шахматной иерархии. Однако 7 лет ожидания и борьбы оказались для нас
как личностей более важными, чем невыигранные соревнования. Возможность
покинуть «империю зла» мы завоевали предельным напряжением наших душевных сил –
после месяца ежедневных (кроме шаббатов) демонстраций и арестов. Похоже, всё та
же сила, что спасла меня в детстве, продолжала заботиться обо мне взрослом. Победив,
мы отправились в Израиль.
Оказавшись
здесь, мы, однако, призадумались: что дальше? Шахматной жизни в Израиле в те
годы не было никакой. Между нами и этой жизнью пролегло широкое и глубокое
Средиземное море. Я получил два приглашения на турниры и через месяц после
прибытия в Израиль отправился в Марсель и в Америку. В Новом свете мне предложили
спонсорство от существовавшего тогда «Американского шахматного фонда», и на 33 долгих
года мы переселились в США.
Наши поиски
пути тяжело отражались на нашем сыне Давиде. Мы с ним подсчитали: за 11
школьных лет ему пришлось сменить 11 школ на трёх континентах. К 12 годам Давид
был несчастным американским мальчиком в новом для него городке, без друзей,
распевавшим рекламные песенки из телепрограмм. Его ангел-хранитель явился ему в
образе гостившей у нас моей сестры Бэллы.
Бэлла в детстве
воспитывала и образовывала меня – она почти на 8 лет старше. К описываемому
моменту они с мужем Володей Кисликом, «Узником Сиона» (из своих 16 отказных лет
Володя три – в наказание за сионистскую активность – провёл в заключении), жили
в Иерусалиме. Позже, в знак протеста
против договора с Арафатом, они переедут в поселение Долев и станут
«поселенцами». Бэлла пригласила Давида пожить год у них.
Через год из
Израиля Давид вернулся другим человеком. После обучения в «государственной
религиозной школе» он приобрёл веру. Казалось, что в него вдохнули душу.
Поразительно – как много Давид выучил за год. После проигранных дискуссий с
только что отпраздновавшим бар мицву парнем, соблюдать традицию стал и я (анин
поиск пути был динамичнее моего). Ещё через год Давид объявил нам, что навсегда
уезжает в Израиль.
Но в судьбе
значилось иное. 14-летний Давид совершил против Израиля серьёзное
государственное преступление. Одной из ночей он был арестован за расклеиванием
листовок с пропагандой убитого арабским террористом рабби Меира Кахане. Рабби
Кахане был отвергнут Израилем, его учение запрещено. Возбудили уголовное дело.
Давид улетел в США.
В следующие
годы он получил от Колумбийского университета степени в экономике и в юриспруденции,
стал магистром в еврейской истории от Yeshiva University, женился, родил четырёх дочерей. Наконец на
адрес Бэллы пришло письмо, что за давностью совершённого преступления дело
против Давида закрыто.
Он стал вновь бывать
Израиле. Но к этому моменту Давид уже профессионально врос в американскую
жизнь.
Старшая дочь
Давида Несса последние два лета провела в Израиле. На последнюю Хануку мы в
Аней полетели в Америку – праздновалась бат мицва Нессы (имя Несса происходит
от ивритского Несс – чудо. Она родилась в праздник ханукального чуда
несгорающего масла). «Привезли мне подарок?» – спросила Несса. Для ребёнка
подарок – всегда чудо. Конечно, и Аня, и Бэлла приготовили для неё подарки.
Несса тоже
готовила для нас с Аней подарок. К последнему вечеру нашего пребывания в
Америке он был готов.
Мы приехали к
дому Давида поздно – посещали лекцию нашего товарища. Несмотря на студёную
погоду Несса ждала на улице. Она привела нас в свою комнату и представила законченную
ей картину, вдохновлённую, очевидно, месяцев, проведённым у нас в Иерусалиме последним
летом. У меня захватил дух. Как будто зазвучало любимое мной «Под небом голубым
есть город золотой» на стихи Анри
Волохонского (при участии пророка Йехезкэля).
Хотя стих Нессе незнаком – русского она не знает.
Несса увидела
то, что не видел я. К ней тянется нить, идущая через нас от далёких предков.
Когда-то мой
дед кузнец Гилык купил Палестинский бонд. После Гражданской войны папа
уговаривал деда совершить алию (алия на иврите означает восхождение, подъём – в
Землю Израиля). Гилык не решился. Он не был уверен, сможет ли прокормить в
незнакомой стране своих девятерых детей? Летом 41-го года, за 6 лет до моего
рождения, деда убили немцы. Или соседи украинцы. А может, выдали его немцам.
Мой папа,
офицер-связист, после окончания войны был оставлен служить в Германии. К нему
приехали мама с Бэллой. А я родился на месте. Папа думал – не увезти ли семью в
американскую зону, а оттуда в Палестину? Но в СССР оставались заложниками родственники.
Предназначено
ли Нессе завершить то, что не удавалось предшествовавшим ей поколениям моей
семьи?
Комментариев нет:
Отправить комментарий