Мы и наши тени
Борис Гулько
Тора рассказывает о судьбоносном споре, возникшем среди
глав колен Израилевых при нашем возвращении из Египта в Землю Израиля. Десятеро
из лидеров колен, исследовавших Землю Израиля, сообщили народу плохую весть: «Течет
она молоком и медом… Но силен народ, живущий на земле той… не можем мы пойти на
народ тот, ибо он сильнее нас... Там же видели мы исполинов…; и мы были в
глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» (Числа, 13:27-14:1). Двое
же других вождей – Йеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне звучали
оптимистично: «Не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение,
ушла от них тень их…» (14:9)
Тора – это не роман с художественными образами. К её
определениям следует относиться серьёзно. Что означает загадочное: «ушла от них
тень их»? Кто это – люди без тени?
Реальные люди должны, вроде,
отбрасывать тень. Кроме случаев, когда они прозрачны... В романе Набокова
«Приглашение на казнь» герой его Цинцинат Ц. – личность. Он обладает душой и непрозрачен:
«Чужих лучей не пропуская, а потому, в состоянии покоя, производя диковинное
впечатление одинокого темного препятствия в этом мире прозрачных друг для
дружки душ, он научился все-таки притворяться сквозистым…» Однако Цинцинат разоблачён:
«Обвиненный в страшнейшем из преступлений, в гносеологической гнусности, столь
редкой и неудобосказуемой, что приходится пользоваться обиняками вроде: непроницаемость, непрозрачность, препона; приговоренный
за оное преступление к смертной казни». Цинцинат подвергнут
публичной экзекуции. Заступиться
за него некому: «Зрители были совсем, совсем прозрачны». Но после казни он находит
души непрозрачные: «Цинциннат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших
полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».
Роман Набокова был создан в
середине 30-х годов в Германии, среди публики «совсем, совсем прозрачной», сквозь
которую беспрепятственно проникали идеи Гитлера. В те же годы на востоке, на
родине Набокова, прозрачные народные массы, бездушные и не отбрасывающие тени, пропускали
сквозь себя без сопротивления иное злодейское ученье.
В булгаковском романе о москвичах 30-х годов потерял
тень администратор варьете Варенуха: «Сзади кресла, на полу, лежали две
перекрещенные тени, одна погуще и почернее, другая слабая и серая. Отчетливо
была видна на полу теневая спинка кресла и его заостренные ножки, но над
спинкою на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было
ног администратора. «Он не отбрасывает тени!» – отчаянно мысленно вскричал
Римский». Варенуха, попавший в лапы
нечистой силе, утратил личность, тень, и превратился в прозрачного злого духа –
«вампира-наводчика».
В романе описан подобный вампир-наводчик
из московской жизни: Алоизий Могарыч. Доставленного к Сатане, его допрашивают:
– Это
вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу
с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? – спросил
Азазелло… Вы хотели переехать в его комнаты?…
Сколько десятков миллионов
прозрачных жителей СССР в те годы служили «вампирами-наводчиками»?
Посыл обоих писателей
соответствует сказанному Торой: прозрачны для зла и не имеют тени не только
отдельные «Варенухи», но целые народы. Избавление непрозрачным Цинцинату Ц. или
Мастеру с его Маргаритой сулит только смерть, с неведомыми «существами, подобными
ему» у Набокова и «покоем» у Булгакова. Сами общества «людей без тени», среди
которых творили писатели, тоже оказались нежизнеспособными.
Народ Германии с его замечательными
философией, музыкой, наукой исторически отнюдь не был прозрачным. О нём у
Блока: «Сумрачный германский гений». Немцы отбрасывали впечатляющую тень на
цивилизацию. Потеря тени, прозрачность и гибель государства случились с ними вслед
затеянным ими геноцидом евреев.
После Катастрофы еврейства и
катастрофы самой Германии, немцы раскаялись, выплатили большие репарации. Но
есть вещи необратимые. Меньше чем 15 тысяч нынешних немецких евреев являются
потомками тех полумиллиона, которые жили в Германии в 1933 году. Душа – тонкая
материя. Она в Германию не вернулась. Немцы, как те библейские народы, которым
предстояло быть сокрушёнными евреями, прекращают отбрасывать тень. Они заводят
мало детей. Молодые в значительных количествах эмигрируют. В Германию переселяются
миллионы иммигрантов-мусульман, в основном молодых мужчин. В стране повсеместно
закрываются церкви и открываются мечети. Если христианство считать душой европейцев,
придававшей ей свойство «непроницаемость, непрозрачность» для зла (как у
Цинцината Ц.), то его отступление по всему континенту сделало эту душу
прозрачной, не имеющей тени. Это грозит европейцам судьбой, аналогичной выпавшей
народам Ханаана, которую в Торе предсказывали Йеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне.
Похоже, такой ход событий был
предсказан европейцам великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном в сказке-притче
«Тень». Андерсен учился в еврейской школе, сочувствовал евреям, что видно,
например по его жалостливой сказке «Еврейская девушка». В «Тени» «учёный… писал книги,
в которых говорилось об истине, добре и красоте». «Учёный» выглядит символом
евреев, тень которых – христианство – одухотворило
Европу, сменив той язычество на монотеизм с ясным гуманистическим посылом. Но
затем «тень» евреев – христианство – отделилась от них
и стала жить своей жизнью.
Уступив свою «тень» Европе, «учёный» отрастил
себе иную «тень»: «К счастью, в жарких странах всё растёт и созревает
необыкновенно быстро, и вот через неделю учёный, выйдя на солнце, заметил к
своему величайшему удовольствию, что от ног его начала расти новая тень, —
должно быть, корни-то старой остались. Через три недели у него была уже
довольно сносная тень, которая во время обратного путешествия учёного на родину
подросла ещё и под конец стала уже такою большою и длинною, что хоть убавляй». Духовная жизнь евреев после отделения от
них христианства осталась богатой и содержательной, «хоть убавляй». Особенно
после «обратного путешествия на родину».
Но что сталось с евреями, оставшимися в Европе?
Их «тень», пользуясь шантажом и разбоем, разбогатела, стала успешной и решила выдавать
себя за реального человека. «Учёный» же от безысходности согласился
представляться её тенью. Как обычно в сказках, арбитром практического успеха
выступила «принцесса». Она, очевидно – символ народов Европы. «Тень» очаровала
«принцессу», поскольку, когда у «принцессы» возникали вопросы, «тень» отсылала
её к «учёному»: «Даже моя тень знает ответ на твой вопрос» – отговаривалась она. Конечно, мудрость «учёного» –
ТАНАХ – восхитила «принцессу», и она вышла за его «тень» замуж. Тем более, что
успешность и богатство «тени» говорили за неё. «Учёный» же стал «тени» не нужен,
и она убила его. Чем не предсказанный «Холокост»?
Однако более точный символ
трагедии «учёного» и его «тени» предложил Евгений Шварц в его театральной
версии сказки Андерсена, созданной в 1940 году, когда христианский мир уже
объединился, чтобы уничтожить евреев, когда уже состоялась Эвианская всемирная конференция,
отказавшая евреям в пути к спасению.
У Шварца «учёного», преданного всеми
– аристократией, интеллигенцией, артистическим миром королевства, обезглавливают.
Но выясняется, что «тень» не может жить без своего источника. «Учёного»
воскрешают живой водой. «Ведь чтобы победить, надо идти и на смерть» – провозглашает
«учёный» и покидает страну. Это похоже на послевоенный прорыв выживших жертв
Холокоста в Палестину.
У евреев, возродивших Израиль, сегодня
иная, не европейская тень. А христианская Европа, предавшая своих евреев, перестаёт
отбрасывать тень и умирает. Ведь ещё создатель христианства Павел в послании к Римлянам
(11: 16-26) предупреждал, что не может плодоносить ветвь привитой маслины
(церковь), если иссушен её корень и уничтожен материнский ствол (евреи).
Комментариев нет:
Отправить комментарий