История мирового безумия: от клогов до кроссовок
Что выбираете вы?
З
наменитый дизайнер Пьер Арди считал, что обувь, как и любой другой элемент моды, должна приспосабливаться, чтобы выжить. И она приспосабливалась! Так, в конце XX века сандалии гладиатора, история которых насчитывает 2000 лет, покинули Колизей и вышли на подиум, а неудобные клоги стали родоначальниками как защитной обуви, так и туфелек для городских модниц. Интересно, насколько древней может оказаться модель вашей любимой пары?
Кроссовки: история мирового безумия (золотая)
Античность
Первой моделью, которая украсила человеческие ступни, были сандалии. Считается, что они появились еще в Ледниковом периоде. Изначально сандалиями назывались подметки из различных материалов с привязанными к ним ремнями. Сандалии, похожие на современные, появились в Древнем Риме. На пробковой подошве, с кожаными ремешками, грубые или с хитрым узором и отделкой из драгоценных металлов, они уже шились по разным лекалам для правой и левой ноги.
Еще одна древнейшая модель — мокасины, обувь североамериканских индейцев, которая позволяла надежно защищать ступни, но при этом чувствовать землю и бесшумно скользить по ней. Обувь охотников и шаманов, она пришла в Европу только в XVIII веке, а в 1960-х стала атрибутом хиппи.
Средневековье
Эта эпоха породила многие модели. Так, современная обувь на платформе — родственница патен, сандалий с очень высокой деревянной подошвой, которые надевали, чтобы пройти по улице, утопающей в нечистотах. Патены, а к ним и дополнительную пару кожаной обуви, могли позволить себе только богатые люди, а бедняки надевали различные варианты клог.
Или, например, винклпикеры — изящные ботинки с длинным носом. Они появились на свет только благодаря пуленам — смешной обуви средневековой знати. Князьям предписывалось носить пулены, на три фута превышающие размер ноги. Чтобы не спотыкаться, бедные модники привязывали носок своих ботинок к щиколотке.
1 — средневековый патен; 2 — клоги; 3 — обувь на танкетке, XX век; 4 — пулен, 5 — винклпикер. Бонус — Боб Дилан в винклпикерах.
Возрождение и эпоха Реформации
XV век считается временем бесформенной обуви. Туфли и ботинки часто были настолько широкими, что необходимость делить их на правые и левые отпала сама собой. Зато уже XVI столетию мы обязаны развитием моды на каблуки. Они были созданы для практических целей (чтобы всаднику было легче держаться в стремени), но позже стали статусной вещью. Одна из ранних форм каблука, сохранившаяся до сих пор, изобретена в самом конце XVII века, и называется она «Людовик», в честь Людовика XIV. «Король-солнце» был очень мал ростом, всего 160 см, но ему хотелось выглядеть внушительно, и каблуки на его обуви добавляли своему владельцу 10 сантиметров. Чуть более высокие и тонкие женские каблучки получили название «Помпадур» — в честь фаворитки монарха.
Также в XVI веке в Европе вырос интерес к сапогам, но, опять же, как к обуви для верховой езды. Нередко их голенища украшал сложный узор, были и отвороты, отделанные кружевами. Сапогам даже давали имена, чаще всего — связанные с военными действиями. Так, в XIX веке появились «Наполеоны» — сапоги с завышенной передней частью голенища. Намного позже, уже в начале XX столетия, риддинги — сапоги для верховой езды — стали неофициальным символом первых феминисток.
Великая французская революция и XIX век
Это неприлично. Руководство по сексу, манерам и премудростям замужества для викторианской леди
Мария Антуанетта взошла на эшафот на каблуках, поэтому неудивительно, что во время революции и после нее каблук стал символом аристократического декаданса и почти не использовался. В середине XIX века модельер Жан-Луи Франсуа Пине запатентовал облегченный вариант «Людовика». Эта форма каблука понравилась парижским куртизанкам и долгое время ассоциировалась с эротикой и страстями, особенно после того, как в 1889 году на них встали исполнительницы канкана в «Мулен-Руж».
Что касается приличных женщин, то они в качестве уличной обуви использовали черные полусапожки на толстой подошве, невысоком каблуке-рюмочке и с высокой шнуровкой. Примерно одинаковый фасон был и для летней, и для зимней обуви.
Санитарная ситуация в Европе до самого конца XIX века была неутешительной, поэтому расшитые жемчугом бархатные туфельки использовались лишь в качестве домашних тапочек (sic!) и бальной обуви.
1 — туфелька и ботинок на каблуке Пине, 2 — ботинок, вторая половина XIX века; 3 — венецианская шелковая домашняя туфелька.
XX век
В XX веке все то, что человечество изобрело в течение тысячелетий, было переосмыслено, переработано и приобрело привычный для нас вид. Несмотря на две мировые войны и несколько финансовых кризисов, людям, особенно женщинам, хотелось быть красивыми. И уже в начале века, с приходом в Европу экзотического танго, появились и танго-туфли, не менее вызывающие, чем сам танец, а в 50-х дизайнеры обуви поставили женщин на шпильки.
Журналистка Bizarre Пола Санчес в это десятилетие отметила, что главным в такой обуви было то, как она меняла походку ее владелицы: «Очень высокие каблуки заставляют женщину выпрямить спину, грудь устремляется вперед, по телу проходит привлекающая взгляд волна. Бедра при ходьбе покачиваются из стороны в сторону... И это движение, напоминающее гавайский танец “хула”, становится автоматическим».
Современность
Как бы ни были прекрасны туфли на высоких каблуках, здоровья они не прибавляют. XXI век можно по праву назвать столетием удобной обуви, среди которой центральное место занимают кроссовки. В январе 1980 года The New York Times опубликовал фотоподборку, где были изображены женщины в шубах и кроссовках. Галерею сопровождала ироничная подпись:
Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем
«Интересуетесь, какая обувь подошла бы к тем роскошным соболям, ради покупки которых вы продали лодку и машину и заложили дом? Как насчет кроссовок?»
То, что раньше казалось смешным, теперь воспринимается как само собой разумеющееся. Кроссовки надевают и с леггинсами для пробежки, и со строгим деловым костюмом. Они стали не просто обувью, а стилем жизни, своеобразной философией. Их коллекционируют, за новыми моделями выстраиваются очереди, лучшие дизайнеры бьются над тем, чтобы создать что-то, чего еще никто не видел. Наряду с джинсами, эта обувь превратилась в символ современности и бунта против консервативной иерархической системы.
Эпоха каблуков-шпилек, манящих, сексуальных, делающих женщину одновременно опасной и слабой, не уходит в прошлое. Туфли таких моделей просто приобрели статус выходных и используются намного реже. И, наверное, это к лучшему.
ЭКСМО
Комментариев нет:
Отправить комментарий