Письмо Белинского Гоголю, распространять которое в России было запрещено
В 1847 году выходит книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Во-первых, книга показала публике Гоголя с неожиданной стороны, глубоко верующего, а во-вторых, наделала много шума, что расстраивало писателя, который считал, что его книгу понимали превратно. "Содержательно — это попытка проповедовать христианство современникам, причем современникам, весьма от веры далеким", - считает доктор филологических наук Владимир Воропаев.
Уже тогда известный критик, Виссарион Белинский, прочитав «Выбранные места» написал рассерженное письмо, распространение которого в России было на тот момент невозможно, его тайно переписывали от руки. Кстати, именно за «недонесение о распространении преступного <…> письма литератора Белинского» Достоевского и приговорили к смерти в 1849 году, позднее заменив расстрел на каторгу.
«Я любил Вас со всей страстью...»
Письмо Белинского начиналось с признания огромной степени своей рассерженности («Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека»), Белинский с первых строк обвиняет Гоголя в оскорблении чувства истины, человеческого достоинства и в проповеди лжи и безнравственности в качестве добродетелей. В чем же заключались его обвинения?
«Вы сгорите, как свечка, и других сожжете...»
Гоголь ответил на это письмо. То, что было отправлено, имело небольшой объем, в письме Гоголь не касался прямых нападок критика на его книгу, и говорил о том, что они с Белинским оба «разбросались». Однако сохранилась черновая первая редакция этого письма, которая гораздо эмоциональнее, Гоголь буквально по пунктам защищает свою позицию, православие и обвиняет Белинского в его распаленности и рассерженности.
При этом когда читаешь письма Белинского и Гоголя, и у того, и у другого прослеживается глубокое переживание за своего оппонента. Так, Гоголь сокрушается:
«Зачем вам с вашей пылкою душою вдаваться в этот омут политический, в эти мутные события современности, среди которой и твердая осмотрительная многосторонность теряется? Как же с вашим односторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим прежде, чем ещё успели узнать, что истина, как вам не потеряться? Вы сгорите, как свечка, и других сожжёте. О, как сердце моё ноет [в эту минуту за вас!] Что, если и я виноват, что, если и мои сочинения послужили вам к заблуждению?».
Парадоксально, что письма из переписки Белинского с Гоголем можно пересчитать на пальцах одной руки. А какая острота полемики! К слову, между ними было много общего: они были почти сверстниками, оба не понаслышке знали о бедности и оба быстро «сгорели», оставив после себя колоссальный след, один – в литературе, другой – в общественной мысли.
А.К. Интересно, что полный провал нравственного чувства Гоголя в "Тарасе Бульбе" (описание еврейского погрома) не вызвал у либеральных современников писателя "глубокого возмущения".
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий