Лет 17 назад состоялась конференция, посвященная «Женевской инициативе»
с участием Йоси Бейлина и Михаила Хейфеца. Был там, грешен. Столы ломились от
яств. Откушал пару бутербродов с красной икрой, еще один с вкуснейшей рыбкой
того же цвета, выпил водочки, просмотрел проспект, пропагандирующий эту
инициативу с картой, на которой уже были обозначены два государства: Израиль и
Палестина, оглядел собравшихся, а подумал вот о чем? Почему у левых нашего
замечательного государства всегда было много денег на пропаганду своих идей, а
у правых не то что икорки ни разу попробовать не удалось, черствого сухарика не
видел.
Если честно, удрал, не дождавшись начала выступлений, вспомнив, что
подхарчиться из рук врага никак не грех, а даже мицва своеобразная.
Да и давно опостылели все эти безумные проекты по переводу хищников на
травоядную диету. А по дороге домой, вспоминая радостное возбуждение участников
конференции, думал о великом чувстве стыда, которым природа наградила человека.
Не каждого, конечно. Может быть, в отсутствии этого удивительного качества и
кроется большая часть бед людских.
Публике, собравшейся на тусовке, посвященной пустой и вредной затее,
не было стыдно говорить о ерунде, слушать очередные, блаженные всхлипы
«миротворцев», готовых вновь и вновь наступать на одни и те же
грабли. Судя по всему, отсутствие стыда или его наличие - есть идеяобразующее
начало, если мне будет позволено так выразиться.
И вспомнил о том, что и я до сих пор не могу избавиться от мук
совести. Тогда, на одном из питерских литобъединений поэтов, прочел громко и с
гордостью вирши, которые никогда не забуду до самой смерти. Вот они: «Я не
сторонник заграничных мод. Мне нравится единственная мода: чернеющая
клятвенность бород свободолюбивого народа» и так далее. Мне было шестнадцать
лет. Я любил поэта Евтушенко. Я верил Евгению Александровичу, как себе самому,
а поэту Евтушенко тоже нравились Куба и Фидель Кастро. Тогда, прочитав свою
здравницу, я ждал одобрения коллег по перу, но ответом было гробовое,
презрительное молчание. И мне вдруг стало стыдно. Я не понимал, откуда возникло
это чувство. Казалось, и стихи были в рифму, и порыв души наличествовал, а тут
полное равнодушие. Мне захотелось уйти и больше никогда не появляться среди
этих злых и несправедливых людей, но не ушел. Слишком хороши были
стихи, прочитанные после моих словоизвержений.
Потом, когда все закончилось, в коридоре, на ходу, знакомый поэт
буркнул, не глядя в мою сторону: «Не пиши больше всякую гадость».
- Почему гадость? – опешив, спросил я.
Он остановился и вдруг заорал, вспугнув проходящую мимо девицу:
- Не пиши больше! И все!
Этот крик слышу по сей день. Далеко не всегда удавалось жить и
работать, руководствуясь тем давним и острым чувством стыда, но не покидало оно
меня никогда. Уверен, что и тем лучшим, что удалось сделать, обязан этому
святому чувству.
Тогда же, сорок пять лет назад, затаил обиду: как же, такой любимым,
такой замечательный поэт Евгений Евтушенко мог заразить меня этой
пропагандистской мерзостью, этим идиотским революционным запалом, этой стыдной,
бессовестной сделкой с властью.
Пройдут годы. Наши, Евтушенко и мои, звуковые студии на Мосфильме
оказались рядом. Евгений Александрович завершал работу над свои
фильмом «Похороны Сталина», я тоже «добивал» свою ленту. Мы не были знакомы.
Евтушенко стоял в коридоре, напряженно думал о чем-то.
- Слушайте, - вдруг сказал я ему. - Зачем вы тогда – «Я – Куба»,
Фидель, зачем?
- Что? – не понял он меня.
- Поверил вам тогда, - сказал я.
- Я сам себе поверил, - буркнул он и ушел по своим рабочим делам,
судя по всему недовольный самим ходом «озвучки» фильма, в котором он
замечательно пересказал историю с грехом своей юности,моментом рождения стыда и
совести, но об этом позже.
Тогда подумал, успокоившись: «Он не солгал. Не обманул меня,
легковерного юнца, намеренно. Он тогда сам себе верил». А
потом спохватился, что ни одного «политического» стихотворения
Евтушенко не помнил наизусть. Так, все проскочило, упало без следа, как капля в
воду, а помню многое и совсем другое. Особой памятью помню – благодарной.
Слякотное, промозглое раннее утро. Трамвай №14 набит до отказа рабочим
людом. Вонь в вагоне от немытых тел и нестиранной одежды, дух гнилой, сивушный.
Лица грубые, слова еще грубее. Раздражение, злость… Тоска смертная. И тут
спасением, убежищем, миром, в котором можно выжить, стихи Евтушенко,
вызубренные на память: «Окно выходит в белые деревья, в прекрасные и белые
деревья. Профессор долго смотрит на деревья. Он очень долго смотрит на деревья.
И очень долго мел крошит в руке…»
Трамвай этот, везущий меня к заводу, вонь, дурно испеченные лица в
трамвае – все это перестало быть реальностью, ушло, сгинуло. «Прекрасные и
белые деревья» окружили образом своим и музыкой. Стою и улыбаюсь.
Прихожу в себя от тычка и оклика:
- Выходишь? У, бля! Чего лыбишься?
Мне плевать. Я понял, как спастись в этом мире. Такое не забывается,
такое нельзя забыть.
Принимаю почти все, написанное и сказанное моим любимым поэтом и
эссеистом Иосифом Бродским. Запнулся лишь однажды над известной остротой: в
СССР идет перестройка. Бродскому рассказали, что даже Евтушенко выступил против
колхозов. «Если Евтушенко против, я за», - ответил Бродский. Он был безжалостен
– этот гений. Он, никогда не крививший душой, наверно, имел право на эту
безжалостность. Но не Бродский, а Евтушенко написал бессмертные строчки о
Бабьем яре. Строчки, подобные землетрясению.
Всегда думал, что именно стыд продиктовал Евгению Александровичу
«Бабий яр», как и главу о жертве Холокоста в «Братской ГЭС». Стыд человека,
осознавшего грех юдофобии, которой давно и страшно болен его народ. Оказалось
все и проще, и сложней.
Читаю в недавнем интервью Евтушенко журналу «Итоги».
Вопрос: «За что стыдно «стыдохранителю» Евтушенко?» Ответ: «Есть
такая поэтесса – Римма Казакова. Талантливая. Недавно она вдруг заявила: «Я –
полукровка, чем горжусь. А Евгений Александрович в стихотворении «Бабий яр» свое
еврейское происхождение стыдливо скрывает». Я прочел об этом с
интересом. (Смеется.) Понятия не имею, что во мне течет еще и
еврейская кровь. Но разве это что-то меняет? Неужели писать на еврейскую тему
может только еврей? Да, про стыд? Я был мальчиком своего, сталинского времени.
И сообщения о том, что врачи-убийцы пытались отравить товарища Сталина, меня
потрясли. Настолько, что я написал строчки: «Пусть Горький другими был убит,
убили, мне кажется, эти же». И принес эти стихи в дом, который был моей
совестью. Его хозяйка – ее, еврейку, к тому времени уже успели уволить из
аптеки – чуть ли не колени встала: «Женечка, это все неправда, спрячьте свои
стихи, никогда потом не отмоетесь». А ее муж заметил: «Когда-нибудь вы поймете,
что газета «Правда» и правда – совсем разные вещи. Одна эта фраза тянула лет на
пять лагерей. Я послушался, но чувство стыда за те стихи не умирало. Возможно,
от того я и написал «Бабий яр». Время от времени человек должен исповедоваться,
хотя штука эта тяжелая. Сколько плохого о себе наговорил, в том числе о
качестве собственных стихов. Иногда действительно думаю, что 70% - полная мура,
хотя искренняя. Впрочем, мои тридцать процентов – это солидный том, так что это
не так уж скромно».
Выходит, именно свой, персональный грех легковерности и юдофобии
замолил Евгений Александрович «Бабьим яром» и своим фильмом "Похороны
Сталина". Что делать, кто в мире людей без греха? Был бы стыд и совесть.
Был бы…
Зря я все-таки не остался на той конференции «миротворцев» в
Тель-Авиве. Глядишь, вдруг бы поднялся кто-то из ведущих и сказал: «Люди, я
врал вам. Не без корысти лгал. Простите, больше не буду». Вот было бы славно и
радостно, как бывает славно и радостно, когда совесть и чувство стыда
вытаскивают человека из гнилого омута подлой лжи и делают его очистившимся и
счастливым…. Конечно, не было там никакого покаяния, да и не могло оно
случиться, а жаль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий