Последний из плеяды великих итальянцев
Умер Бернардо Бертолуччи – последний из плеяды великих итальянцев. Мне из всех его фильмов больше всего нравился не «Конформист», сделавший режиссеру имя, не «Последнее танго в Париже», принесшее ему славу истинного ценителя сливочного масла, и даже не оскароносный «Последний император», а тонкая, неторопливая, построенная на мягких желто-коричневых полутонах лента «Осажденные» (Besieged), красивая такой совершенной и безупречной красотой, что дальше, кажется, уже невозможно.
Если бы нежный Рафаэль пошел в кинематограф, то он делал бы примерно такое кино. Впрочем, возможно, это именно его душа, 77 лет тому назад вселившаяся в тело человека с фамилией Бертолуччи, отлетела сегодня в руки Создателя для повторной утилизации.
Он словно бы дополнял своего соплеменника и старшего собрата по цеху Федерико Феллини, чей столь же безупречный итальянский вкус работал на противоположной стороне эстетической шкалы, ища и обнаруживая красоту в проявлениях уродства и гротеска. Светлая память обоим великим художникам.
Ну, и чтоб два раза не вставать, если уж зашла речь про кино, – о молодых россиянах. Посмотрел два фильма Наталии Мещаниновой: четырехлетней давности «Комбинат Надежда» и совсем недавний «Сердце мира» (Гран-при Кинотавра-2018). Хорошее талантливое кино, с собственным почерком, прекрасной работой с актерами и четким, но ни в коей мере не навязчивым месседжем (вот у кого бы поучиться фестивальному баловню Звягинцеву, который любит выпячивать мораль своих басен так, что она прям-таки вываливается с экрана).
Важно еще и то, что второй фильм лучше первого, то есть демонстрирует явный прогресс. Чего, к огромному сожалению, никак нельзя сказать о многих коллегах Мещаниновой из «молодого» российского кино. Как-то сникли после ярких дебютов и В.Г. Германика, и А. Никонова, и В. Шамиров, и Ю. Быков, и Б. Хлебников. Как интересна была «Сумасшедшая помощь» последнего! И как беспомощен – в чисто профессиональном плане – его недавний сериал «Обычная женщина»! Просто дешевка, а не сериал – годный разве что на мыльные оперы оператор, ужасающий звук, неряшливые банальные кадры, актеры, предоставленные самим себе и потому дующие каждый в свою дуду. Короче, печалька. И куда только талант подевался…
Алекс Тарн
FB
Комментариев нет:
Отправить комментарий