Дочери Лилит,
или бунт ведьм
Борис Гулько
Тора рисует в шестой день творения идиллическую
матримониальную картину: «И сказал Бог Всесильный: «Нехорошо бытие, когда человек один, сделаю ему
помощника-оппонента». И навёл Бог Всесильный сон на человека, и когда уснул он,
взял он одно из рёбер его и закрыл плотью место его. И переустроил Бог Всесильный ребро, которое он взял у человека, в жену, и
привёл её к человеку. И сказал человек: «На этот раз – это кость от кости моей и плоть от плоти
моей; она наречена будет женщина (иша), ибо от мужчины (иш) взята она».
(2:18-23 Версия перевода – Пинхаса Полонского). И появилась у мужчины жена –
помощница, советница, оппонент – его половина («лучшая половина», как говорит
мой добрый знакомый, справляясь о моей жене Ане). Становятся муж и жена единой
плотью. «У нас рука болит», – пожаловался один раввин, приведя к врачу
занемогшую жену.
«За каждым успешным мужчиной стоит женщина» – давно заметил некто наблюдательный.
Но нет большего
несчастья для мужчины, чем злая ворчливая жена. О преданных женщинах
рассказывают легенды. Например, такая: когда город был обречён на уничтожение и
враг разрешил покинуть его женщинам, уносящим лишь то, что те смогут удержать в
руках, некая жена вынесла своего мужа. В древнем Риме «девица Перо» спасла от
голодной смерти старика-отца Цимона, навещая того в темнице и кормя грудью. В этрусской
легенде таким образом Юнона кормила своего брата-мужа Геркулеса.
В русской истории рисуют преданными женщинами жён
декабристов, отправившихся за сосланными мужьями «во глубину сибирских руд».
Классический образ преданной женщины создал Чехов в рассказе «Душечка». Героиня
его полностью меняет свою личность в зависимости от того, какому мужчине она в
тот момент предана.
А верх преданности являли индийские вдовы, которых
сжигали вместе с телами почивших мужей. Эти женщины часто сами бросались в
погребальный огонь. Такая преданность выглядит гротеском.
Однако отношения полов не всегда гармоничны. Мы
можем понять из библейской цитаты, с которой я начал – «На этот раз – это кость
от кости моей и плоть от плоти моей», что был прошлый раз.
Ева, похоже, была не первой женой Адама. В предыдущей главе Тора повествует: «Сотворил
Всесильный человека по образу своему… мужчину и женщину сотворил их». (1:27)
Полонский объясняет, что сначала мужчина и женщина были сотворены вместе и
соединены «спина к спине». Но разделение их – существовал ли тогда уже наркоз?
– произвело на обоих, вероятно, столь гнетущее впечатление, что возненавидели
друг друга супруги. Об этой паре рабби Штайнзальц написал в комментариях на Тору,
что, в отличие от самцов и самок других животных, «мужчина и женщина отличны не
только биологически, но фундаментально».
Можно предположить, что первая жена Адама стала героиней
сказаний о Лилит. Эта загадочная женщина мельком упомянута в пророчествах Исайи: «Звери пустыни
будут встречаться там с дикими кошками, и дикие козлы будут перекликаться один
с другим; там будет отдыхать Лилит и находить себе покой» (34:14). В мидрашах
Талмуда Лилит упомянута как бесовская женщина. В средневековой книге бен Сиры
Лолит отказывается вернуться к Адаму и принимает как плату за это, что
ежедневно будут умирать сто её детей. «Поэтому ежедневно умирают сто чертей».
Н. и П. Полонские в книге «Из праха земного» отметили,
что, так как Лилит не участвовала в истории с плодом Дерева Познания Добра и Зла – она покинула
Адама до создания Евы и истории со Змеем, то «к ней непримиримы претензии,
связанные с добром и злом, она находится вне этих
категорий, поэтому она близка ангелам и страшна обитателям этого мира». Ужасна
участь – иметь жену, которая вне категорий добра и зла. Что-то об этом,
кажется, у Фейхтвангера: «Философ Клеанф учил: «Горе тому, кто попадет на ложе
гедонички <…> тем, на кого свалится такая напасть, он рекомендовал искать
исцеления в общественной деятельности, в борьбе за
свободу и родину». Оттого-то, наверное, такая борьба столь часто вне
категорий добра и зла.
Суть женщин из корня Лилит – неприязнь к мужчинам и к деторождению. В
послебиблейское время этот тип женщин проявился в истории и легендах об амазонках.
Так, аргонавты останавливались на острове Лемнос, заселённом женщинами,
перебившими там всех мужчин. А девятым подвигом Геракла стал захват им трофея в
войне против амазонок – пояса царицы амазонок Ипполиты. О стране амазонок
упоминается даже в древнерусской «Повести временных лет». Эта страна из-за продвижения
греков была вытеснена из Малой Азии на восток и в конце достигла берегов Каспия
Руф Квинт Курций в «Истории Александра Македонского» описал прибытие к полководцу царицы
амазонок Талестрис: «Одежда
амазонок не полностью покрывает тело; левая половина груди обнажена; все
остальное закрыто, но одежда, подол которой они связывают узлом, не опускается
ниже колен. Они оставляют только одну грудь, которой кормят детей женского
пола, правую же грудь они выжигают, чтобы было удобнее натягивать лук и бросать
копье. Без всякого страха Талестрис смотрела на
царя… На вопрос, не желает ли она просить о чем-нибудь царя, она, не колеблясь
призналась, что хочет иметь от него детей, ибо она достойна того, чтобы
наследники царя были ее детьми: ребенка женского пола она оставит у себя,
мужского — отдаст отцу. . . В угоду ей было затрачено 13 дней». Есть версии,
что рождённых мальчиков амазонки убивали или ломали тем руки и ноги и
использовали инвалидов для домашних работ.
В более
близкие к нам времена дочери Лилит – это колдуньи и ведьмы. Ещё в Кодексе
Хаммурапи присутствует закон о смертной казни для колдуний. Наказание за
колдовство существовало и в классическом римском
праве. В эпосах всех народов рассказано немало фантастических (хотя – кто
знает?...) историй о ведьмах. Значительную роль в развитии демонологии – науки
о ведьмах, послуживших основанием для гонений на них, сыграли работы «учителя
церкви» Фомы
Аквинското.
Из-за массовых гонений на ведьм Европа потеряла
многих талантливых женщин. Обсуждая в упомянутой книге различия между наследницами
двух жён Адама, Полонские видят психологию первой из них, Лилит, «близкой к
мужской. В этой ипостаси она отказывается от роли
«самки-производительницы» и готова остаться бездетной. Идея Лилит – женщины, равной по своему статусу мужчине –
одновременно и привлекает, и отпугивает мужчину. Несмотря на то, что
подчинённая женщина не столь интересна и привлекательна, как женщина равная и
свободная, связь с первой гораздо более устойчива и безопасна». В характере большинства
женщин, можно предположить, в той или иной пропорции присутствуют черты и Евы,
и Лилит.
По поводу «отказа от роли
«самки-производительницы» – многие выдающиеся женщины предпочитали
делать аборты и оставаться бездетными. Жена Александра Блока актриса Л.Д.
Менделеева в воспоминаниях описала, каким расстройством была для неё её
единственная беременность и каким облегчением – ранняя смерть младенца.
Дочери Лилит часто физически опасны для мужчин. Со
старых времён существует поверие, будто у таких женщин быстро умирают мужья.
Так у Тамар, невестки Иуды, родоначальника главного колена евреев, умерло двое
мужей – сыновей Иуды. Патриарх побоялся давать в мужья Тамар своего третьего
сына – как бы тот тоже не умер. Тогда Тамар обманом, переодевшись проституткой,
сумела завлечь самого Иуду и зачать от него. От их сына Переца произошёл царь
Давид. Но, повествует мидраш, Иуда после того маскарада к Тамар не прикасался.
Многие выдающиеся женщины – великие поэтессы и
замечательные актрисы – несут черты дочерей Лилит. Анна Ахматова в стихе
«Хозяйка», посвящённом вдове Михаила Булгакова Елене, прототипу Маргариты в его
знаменитом романе, которую писатель обрёк в её литературной ипостаси целую ночь
обнажённой царствовать на балу Сатаны, признавалась:
В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья,
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
С
потусторонними силами связывает Ахматова и своего «двойника» Марину Цветаеву. Посвящённый
ей «Поздний ответ» начинается так:
Белорученька
моя, чернокнижница...
Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в черных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой...»
Неслучайно
возникает здесь и Маринкина башня Коломенского Кремля, в которой содержалась
под стражей главная ведьма российской истории Марина Мнишек, в 1606 году
коронованная императрицей России. Эта, в стремлении к власти, губила одного своего
мужа за другим. История Марины Мнишек волновала воображение обеих поэтесс.
Значительна такая
строфа из того же стиха:
Поглотила
любимых пучина,
И разрушен родительский дом".
Близость к
этим великим женщинам не несла их мужчинам счастья. У Ахматовой в «Реквиеме:
«Муж в могиле, сын в тюрьме, /Помолитесь обо мне». Правда, у неё же, обращённое
к Цветаевой:
Мы с тобою
сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны…
Да, таких
были миллионы. Но как могла всё понимавшая умница Марина допустить отъезд в
СССР на погибель мужа и дочери, а потом туда же отвезти и сына, если не разрушительный
импульс Лилит?
Не несут
счастья и преданности своим мужчинам и великие актрисы, дочери Лилит. Бриджид
Бардо, эталон всех девушек конца 50-х годов назвала в своих воспоминаниях 19
мужчин, романы с которыми были важны для неё. Увлекшись в свои поздние годы
защитой кошек, актриса устроила для сбора средств аукцион подарков от своих
мужчин. Американский журналист заметил: если бы такой аукцион устроила Элизабет
Тейлор, она смогла бы выплатить государственный долг США. Отмечу, это было
написано до президентства Обамы, вдвое увеличившего этот долг…
Отцы-основатели Соединённых Штатов наделили правом голоса только мужчин,
полагая, очевидно, что женщины должны разделять взгляды супругов или отцов.
Ветвь Лилит проросла в американских женщинах в начале ХХ века с возникновением
движения суфражисток. В 1920 году они завоевали право голосовать. Женским
голосам обязан своим обеим победам на выборах Обама. Перед выборами 2016 года одна
из наиболее явных ведьм американской политики, бывший Госсекретарь Маделен Албрайт,
на совести которой жертвы трёхмесячной бомбардировки Сербии в 1999 году, грозилась,
что не проголосовавшие за Хиллари Клинтон женщины, по её сведениям, попадут в
ад.
Воззрения американских воинственных феминисток
соответствуют страстям их родоначальницы Лилит: ненависти к мужчинам и к
деторождению. Почти эксклюзивными политическими требованиями феминисток стали
право на аборты почти до возраста, когда зародыш уже сможет постоять за себя, а
также на бесплатные противозачаточные пилюли.
Сразу после вступления Трампа в президентство
феминистки провели однодневный протест, по мнению журналистки-феминистки
Вирджинии Хеффернан, «устанавливающий рекорд крупнейшего в американской
истории». Розовые чепчики, в которые вырядились участницы марша,
символизировали, по их словам, их вагины. Так что, используя цензурную форму
определения, которое я вычитал в рассказе Людмилы Улицкой, их можно назвать
вагиноголовыми. Одна из новых амазонок держала плакат: «Будущее принадлежит
женщинам». Суперзвезда марша актриса и певица Мадонна, выступая, материлась и
призывала взорвать Белый Дом. Другой звездой и организатором была арабская
израилененавистница Линда Сарсур. По её воззрениям ненависть к мужчинам должна
начинаться с евреев.
Последний бунт ведьм начался по поводу утверждения
членом Верховного суда США Бретта Кавано. Когда обсуждение деловых качеств и личности
Кавано было почти завершено, представив публике высококвалифицированного юриста
и ангелоподобную личность, в бой пошли ведьмы. Выглядящая состарившейся Мальвиной
85-няя сенатор Дайана Файнстин извлекла из рукава оговор, которое прятала 2
месяца. В нём утверждалось, что 36 лет назад, на школьной вечеринке, Кавано
пытался стянуть с обвинительницы купальник. Та не помнила ни место, ни время
происшествия, но назвала троих свидетелей. Все трое оговор не подтвердили. Но тут
возник новый оговор. Вторая ведьма, соученица Кавано по Йельскому университету,
рассказала, что лет 30 назад, на студенческой попойке, мертвецки пьяная, она
имела видение пениса. Сейчас, после недельной консультации с адвокатом, она уверилась,
что пенис тот принадлежал Кавано. Никто из потенциальных свидетелей основания
для такого сюрреализма не наблюдал. Третья ведьма сообщила, что присутствовала
на десяти групповых изнасилованиях (хорошая у неё кампания!), однажды как объект,
и всякий раз то между зрителей, то среди насильников мелькал Кавано. Понятно, и
тут свидетелей не нашлось.
Сенат США, обсуждающий оговоры ведьм, причём
демократы – с сочувствием, превратился в ведьмину кухню. Такое можно найти на
Каприччио Гойи. Причины оговоров: американские дочери Лилит подозревают судью
Кавано в том, что тот не одобряет аборты. Также он – «белый мужчина», что стало
в среде левых синонимом мирового зла. Так профессор престижного Джорджтаунского
университета Кристин Феар опубликовала в Твиттере, что белые мужчины,
поддерживающие судью Кавано, достойны презренной смерти, а женщины должны бы
кастрировать получившиеся трупы, и отрезанное скормить свиньям.
Процесс превращения Америки в вотчину ведьм начал
«князь тьмы» Обама, установивший для колледжей и университетов правило «Статьи
IX», по которой обвинение студента в сексуальном насилии, что бы под этим термином
не понималось, не требует доказательств и принимается как приговор – «девушки
заслуживают доверие». Успех ведьм в провале кандидатуры судьи Кавано распространил
бы «Статью IX» на всё общество.
Вскоре, на ноябрьских выборах, мы узнаем: проголосует
ли большинство американцев за партию демократов, прибежище ведьм, согласятся ли
для своей страны на этику дочерей Лилит, находящуюся вне понятий добра и зла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий