Подгузники
вместо хлеба
Борис Гулько
Годы 1955-1966 называют
«золотым веком» отношений между чернокожими американцами и евреями. Это
было время борьбы за права чернокожих.
Евреи с севера США поехали в южные штаты организовывать эту борьбу. Они создали
и субсидировали национальные организации защиты гражданских прав. Двое молодых
евреев – Эндрю Гудмэн и Майкл Швернер – в «лето
свободы» 1964 года были убиты белыми расистами.
В марте следующего года в
знаменитом марше Сельма – Монтгомери рядом с Мартином Лютером Кингом (МЛК)
шагал самый известный неортодоксальный раввин Америки Авраам Иешуа Хешель.
Позже МЛК писал: «Как
среди чернокожих может существовать антисемитизм,
когда наши еврейские друзья продемонстрировали свою приверженность принципу
терпимости и братства не только в виде значительной финансовой поддержки, но и
во многих других ощутимых формах, и зачастую в больших личных жертвах. Можем ли
мы когда-нибудь выразить нашу признательность раввинам, которые решили дать нам
моральную поддержку...? Нужно ли мне напоминать кому-либо о ужасном избиении
раввина Артура Леливельда из Кливленда...? Невозможно описать вклад, который
еврейский народ внес в борьбу чернокожих за свободу...»
В борьбе за десегрегацию
евреи приняли в свои прелестные городки и школы на севере США чернокожих
переселенцев с юга, но со временем должны были сами покинуть эти городки. Увы,
гармония между двумя общинами расстраивалась.
Уже в 1966 году
Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC) проголосовал за исключение
белых из своего руководства. «Белыми» оказались евреи. После убийства МЛК все
заметные лидеры чернокожих
оказывались антисемитами: Малькольм Экс, Фаррахан, Джексон, Шарптон. Опрос 1998 года определил ярыми антисемитами 34% чёрных, и только 9% белых
американцев.
В районе
Бруклина, в котором сохранилось смешанное еврейско-негритянское население – в Краун Хайтс, с 19 по 22 августа 1991 года полыхал еврейский погром. В ходе него Лемрик
Нельсон зарезал студента йешивы Янкеля Розенбаума. Позже суд присяжных,
состоявших в основном из чернокожих, оправдал Нельсона. Процесс завершился
банкетом, на котором пировали вместе родственники убийцы и члены жюри.
Чернокожий мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс поддержал оправдательный вердикт. Погром он прервал, послав в Краун Хайтс полицейских, только когда президент
Буш-старший пригрозил ввести в Нью-Йорк национальную гвардию.
Но хотя бы евреи помогли
прогрессу чернокожих? Увы, это спорно. Один из ведущих журналистов WSJ чернокожий Jason L. Riley привёл статистику
изменений в чёрной общине в последний период ущемления её гражданских прав.
«Ирония в том, что история чёрных в первой половине ХХ века являет нам картину
грандиозного прогресса, несмотря на значительные внешние препятствия», – писал
он. Между 1940-м и 1960 годами количество бедных в чёрной общине упало с 87% до
47%. Процент работников интеллектуального труда среди них с 1940 по 1970 год
вырос вчетверо.
Важнейший фактор,
определённо связанный с названными успехами: все исследования, проведённые с
1890 года по 1940-й, показывали, что в браке состоял больший процент
чернокожих, чем белых. В 1925 году 5 из 6 чёрных детей жили в семьях с двумя
родителями.
Ситуацию в чёрной общине
кардинально изменила к худшему реформа «по борьбе с бедностью» 1964 года,
названная президентом Джонсоном «Великое общество». Строго говоря, за нечто
подобное ратовал и МЛК, заявивший в 1967 году: «Самый эффективный метод борьбы
с бедностью – её прямая отмена введением гарантированного
дохода». Этот «гарантированный доход» реформа Джонсона обусловила наличием
у женщины детей и отсутствием у неё мужа. Сейчас около 80% чёрных детей
рождается вне брака. Мрачные социальные последствия «гарантированного дохода»
подчеркнул уик-энд 4-5 августа с.г. в чёрном районе Чикаго: в уличных
перестрелках там пострадало 74 человека, 14 было убито.
Борьба евреев за
«униженных и оскорблённых» продолжается. Вступив в должность в январе 2017
года, президент Трамп немедленно ввёл мораторий на эмиграцию в США мусульман. Тут
же в аэропорт JFK устремились на демонстрацию протеста взволнованные евреи. При виде на
картинке ТВ возбуждённые лица иудеев в кипах, требующих впустить в страну
переселенцев из стран, откуда евреям пришлось бежать, мне представились те же
лица несколько лет спустя, плачущими: «Мы боролись за них! Зачем они подорвали
еврейскую школу; детский сад; общинный центр!» Может быть, это видение пришло
мне под влиянием посещения улицы Пастер в Буэнос- Айресе, на которой у каждого
чахлого городского деревца укреплена табличка с именем еврейского ребёнка,
вроде: «Моше Кац, 5 лет», «Лея Шапиро 4 года». На этой улице в 1994 году
мусульмане взорвали еврейский общинный центр, погубив жизни 85 человек. Более
200 были ранены. Был уничтожен детский сад. Аргентина объявила в международный
розыск высокопоставленных иранцев – организаторов теракта. Но те спокойно
разъезжают по миру. Никто не собирается их арестовывать.
О провалах
альтруистической деятельности евреев напоминает статья в JP от 5 августа «Что с
тобой случилось, Кори Букер?» «самого известного раввина Америки», как его
представляет «Вашингтон пост», Шмуэля Ботеаха. Рабби Ботеах в своей
деятельности пытается соединить ортодоксальный иудаизм с американской массовой
культурой. Он – автор 34 книг, включающих «Кошерный секс» и, написанную
совместно с моделью журнала «Плейбой» Памелой Андерсон, «Жажда любви». Ещё в
его резюме значится дружба и духовное наставничество певца и танцора Майкла Джексона.
С 1988 года рабби Батеах
11 лет был посланцем Любавичского реббе и служил главным раввином Оксфордского
университета. В результате его деятельности ассоциация студентов-евреев стала
второй по размерам студенческой организацией в долгой истории Оксфорда. Эта
ассоциация включала в себя почему-то 5000 членов-неевреев, а президентом её был
чернокожий американец Кори Букер. Из-за чего эта организация считалась еврейской
– я не выяснял.
Дружба рабби с Букером
стала частой темой публикаций рабби и способствовала росту популярности Букера,
особенно среди евреев. Это ярко выразилось в финансовой поддержке. «Кори явился
одним из крупнейших получателей пожертвований произраильской кампании в
американской политической истории» – сообщил в помянутой статье рабби Ботеах.
Кори Букер олицетворяет собой верх достижений
еврейской борьбы за права чернокожих. Он – из семьи руководителей корпорации IBM, закончил Стэнфордский
университет, как стипендиат Родса учился в Оксфорде, потом стал доктором права
от Йельского университета. Позже, будучи мэром Ньюарка, Букер прославился
заботой о горожанах.
С этой заботой, правда,
есть разночтения. Журналисты с восторгом рассказали, как Кори, узнав, что в
засыпанном уже третий день снегом городе у женщины кончились подгузники для
дитя, явился к ней, неся под мышкой коробку с подгузниками.
Красивая история. Её испортила, однако, сама облагодетельственная: «Мне нужны
ещё хлеб, молоко. Лучше бы мэр организовал уборку снега, чтобы я могла выйти из
дома в магазин и купить всё необходимое» – пожаловалась она любопытному
репортёру.
Тем не менее, Букер
является наиболее реальным кандидатом в президенты от демократической партии в
2020 году. Таких кандидатов у демократов на сегодня пять. Вспомним их. Джо
Байдену и Берни Сандерсу стукнет к выборам по 78 лет каждому. Грозящая в таком
возрасте болезнь Альцхаймера этим двоим не очень
опасна: их когнитивную функцию она сильно не испортит. Трудно
представить их победителями праймериз.
Красноречива бывший
гарвардский профессор сенатор Элизабет Уоррен. Недавно она заявила, что все
работники правоохранительных органов в Америке – расисты. Её шансы, однако,
убил президент США своим наглым предложением заплатить ей из своего кармана
миллион долларов, если Уоррен согласится плюнуть в пробирку. Она, однако,
отказывается. Дело в том, что Уоррен сделала карьеру как выходец из индейского
племени чероки. И генетический тест, не подтверждающий её происхождение, изобличит
её как самозванку.
Остаются два сенатора:
Камала Харрис (её мать из Индии, отец – чернокожий) и Букер. По опросам на
сегодня Харрис поддерживает 17% демократов, Букера – 14%. Остальных – не больше
3% каждого.
Харрис представляет
культуру Сан Франциско, и в целом гипер-либеральна. Для национальной арены она
слишком левая. К тому же у бывшей прокурорши очень уж злое лицо. Остаётся
Букер, имеющий репутацию умеренного.
Произраильские
евреи-демократы рассчитывали на Кори. Выступая перед ними, он блистал то
словечком из идиша, то из иврита. Однако в сентябре 2015 года сенатор Букер
проголосовал за обамовский договор о ядерной программе Ирана, нёсший
смертельную опасность Израилю; оказался среди 44 сенаторов, отказавшихся быть
спонсорами акта против бойкота Израиля; голосовал против акта Taylor Force, наказывающий
Палестинскую автономию финансово за терроризм.
Всё это важно, но не
зрелищно. А многие люди думают глазами. Поэтому серьёзный ущерб любви
произраильских евреев-демократов к Букеру может нанести опубликованное недавно
фото, на котором Букер, в окружении троих активистов-антисионистов, на их
съезде держит плакат: «Не должно быть стен от Палестины до Мексики». Рядом с
ним стоит улыбающаяся антиизраильская активистка Лея Мускина-Пьерре в майке с
надписью: «Палестина волнует феминисток, извращенцев, беженцев, расово
озабоченных».
Проголосуют ли
либеральные евреи на выборах 2020 года за кандидата в президенты Букера? Весьма
вероятно. Ведь Букер уже объяснил, что невнимательно прочёл плакат, который
держал.
Я надеюсь на другой
сюжет: после промежуточных выборов 2018 года президент сменит своего министра
юстиции, и новый министр – например Джулиани – проведёт расследование и
продемонстрирует стране часть тёмных дел Обамы. И тогда на выборах 2020 года
Америка проголосует за кандидата-республиканца, а Букер пострадает за свою верность
антиизраильской традиции чёрного собрата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий