Какое будущее ждет еврейскую общину Украины
Еврейская жизнь в (на) Украине существует – это однозначно. Вопрос в другом: как долго она там будет существовать?
К примеру, в Черновцах — городе, где на днях завершилась неделя еврейской культуры в Буковине — на сегодняшний день насчитывается 9 (девять!) еврейских организаций, на менее чем две тысячи евреев. С другой стороны, здесь одних только синагог здесь было 55 — а осталось всего две. А в местном Еврейском народном доме всего две комнатки отданы еврейским организациям. В огромном актовом зале, где когда-то бурлила еврейская культурная жизнь, либо заседают какие-то сектанты, либо прощаются с сановными или именитыми покойниками.
Но если в Черновцах так мало евреев, то сколько из вообще в (на) Украине?
— По моим подсчетам — а я немного занимался еврейской демографией, у меня есть и статьи на эту тему, — имеющих право на репатриацию сегодня в стране около трехсот тысяч, — сказал «Деталям» президент ВААДа Украины Иосиф Зисельс. — Но если бы сегодня вдруг решили провести перепись населения, то евреями записались бы около семидесяти-семидесяти пяти тысяч.
Есть и иные демографические изменения. Практически исчезает феномен «штетла» — местечка, но это естественный процесс. Сегодня евреи, в основном, сосредотачиваются в крупных городах — Киеве, Одессе, Днепропетровске… Был и Донецк, но, к сожалению, война, которую Россия развязала против Украины, разрушила не только инфраструктуру Донбасского региона и не только изгнала едва ли не половину населения оттуда – более двух миллионов человек — но и оставила в плачевном состоянии еврейскую общину.
— А она там еще есть?
— В оккупированной зоне находится около семи тысяч евреев и членов их семей, подпадающих под Закон о возвращении. В Крыму осталось около десяти тысяч евреев. Оттуда меньше уезжают.
— Какова, по вашим данным, динамика репатриации из Украины в Израиль?
— Перед началом войны, в 2013 году ежегодно уезжало примерно до двух тысяч человек. До этого периода количество эмигрантов и реэмигрантов было практически равно. Более того, в иные времена у нас находилось до тридцати тысяч человек с израильскими паспортами.
— Чем Вы это объясняете?
— Большая страна, дикий рынок, когда можно занять какую-то свою нишу. Хотя это и не так просто, законов здесь особенно не придерживаются, как в Израиле. Я не идеализирую Израиль, знаю, там есть свои проблемы, но, в любом случае, поверьте, Израиль куда более цивилизованная страна, чем Украина. Но это, повторяю, огромный рынок, и многие израильтяне пытались делать здесь бизнес. У кого-то не получилось, и пришлось вернуться, а у кого-то получилось, и они остались. Эти израильтяне входят в наши общины, становятся донорами.
— Ваш прогноз на будущее?
— Оно зависит полностью от ситуации в стране. Мы, в частности, несколько раз изучали процессы эмиграции, проводили исследования – экспертные, социологические, вот и сейчас готовимся провести одно исследование с нашим постоянным партнером – Международным институтом социологии в Киеве. Хотим оценить потенциал репатриации: сколько евреев осталось в Украине, кто готов ехать, кто не готов.
Мы проводили такой опрос на Донбассе, когда началась война. Тогда в оккупированной зоне находилось примерно около двадцати тысяч евреев. Экспертным методом удалось выяснить, что двадцать процентов готовы уехать хоть сегодня, двадцать процентов сказали, что никогда не уедут, а шестьдесят процентов намеревались уехать при определенных условиях. Но поскольку со времени того исследования прошло три года, большинство из этих шестидесяти процентов уже уехали.
— Там сейчас еврейская община переживает большие сложности?
— Да, там практически не может действовать Сохнут, еле-еле работает сама община. Каким-то образом удается переправлять гуманитарную помощь.
В целом же по Украине еврейская община способна восстановиться и существовать на протяжении нескольких поколений. Но это — если не будет резких изменений, политических и военных, каких-то катаклизмов.
— И от кого, по-Вашему, зависит ситуация?
— От одной персоны – Путина. Ключ от войны у него в руках. Он заинтересован в вяло текущей войне, потому что она изматывает силы Украины. Он не заинтересован в ближайшее время в широкомасштабном вторжении, хотя может его осуществить, но реакция международная будет очень резкая.
Он пытается предстать миротворцем, хотя здесь находится постоянно от семи до пятнадцати тысяч русских солдат, регулярных войск — это не считая добровольцев, боевиков, наемников из России… В сети публикуют сведения о потерях российской стороны ранеными и убитыми, речь идет о тысячах, но Россия — большая страна. И, судя по всему, людей ее властям не жалко. Я не думаю, что мы можем рассчитывать на то, что ее людские ресурсы когда-нибудь истощатся.
Конференция: что осталось «за кадром»
В рамках Недели еврейской культуры здесь прошла и научная конференция, посвященная языку идиш. Весьма представительная, она вызвала резонанс. Были озвучены около тридцати пяти докладов, выступавшими из двенадцати стран. Впервые заседания конференции транслировались в Youtube – на английском и украинском языках, а в самом Университете, где шла конференция, был установлен большой экран, так что любой желающий мог стать свидетелем дебатов. В Черновцы были приглашены и представители соседних еврейских общин, здесь же проходила Неделя еврейского кино, открылась выставка еврейских художников, выступали литераторы…
— ВААД Украины делает все возможное, чтобы любителей и исследователей языка идиш становилось все больше и больше, и чтобы интерес к нему не иссяк, — говорит Иосиф Зисельс. — Мы работаем уже тридцать лет, и за это время немалого добились. Работаем с архивами, готовим преподавателей. Некоторые из них, кстати, неевреи, но всей душой любят этот язык и культуру, носителем которой он является.
Понимаете, самое главное, что есть команда. Такие мероприятия, собирающие людей со многих стран мира, вряд ли может провести один человек. Инициатива проведения подобной конференции исходила от меня, но впервые мы ее провели десять лет назад, к столетию знаменитой конференции идиш в Черновцах. Это, пожалуй, была первая международная конференция за сто лет — после той, знаменитой, собиравшейся в Черновцах.
— А что, в перерывах идишисты более не собирались?
— Было еще у них две знаменательные встречи – одна в 1928-м, другая в 1933 году, и обе в Черновцах. Но носили они сугубо локальный характер, хотя и наметили какие-то специфические вехи на пути развития этого языка. Увы, их планам не суждено было сбыться — Вторая мировая война и Холокост прервали этот процесс. И потому в 2008 году, спустя сто лет, мы ставили перед собой задачу – хоть что-то восстановить из того, что намеревались осуществить те люди.
— Вам удалось реализовать свои намерения?
— Думаю, что удалось. К тому же первая конференция отличалось небывалой политизацией, а нам этого удалось избежать. Тогда, напомню, идиш считался языком еврейского пролетариата, языком «автономистского направления» в еврейском движении. А сионисты ратовали, конечно, за иврит, и это обусловило яростное столкновение взглядов.
Инициатор проведения форума Натан Бирнбаум родом был сам не из Черновиц, а из Галиции, но прожил в городе три года, готовя конференцию. Но у него выявились серьезные разногласия с местной общиной, находившейся под влиянием сионистов. Кстати, к тому времени – к 1908 году – в городе завершилось строительство Еврейского народного дома. Логично было бы провести конференцию именно там, но по разным причинам, в том числе, и по причине существующих разногласий, эту идею пришлось отринуть. В итоге первый день конференции прошел в филармонии, второй в Украинском народном доме…
— Почему именно там?
— Надо понимать тогдашнюю обстановку: евреи и украинцы на территории Австро-Венгрии, а затем Румынии были союзниками, потому что боролись за свои права. Так что появление в Украинском народном доме еврейских участников конференции никого не удивило. А на третий день они переместились в городской драматический театр.
Так вот, в 2008 году в память о том событии мы в точности повторили путь идишистов по означенным локациям. Невзирая на то, что велся ремонт и в филармонии, и в Украинском народом доме. Но из положения удалось выкрутиться, нашли какие-то помещения, привели их в порядок и, таким образом, осуществили свой план.
К тому времени уже отшумели давние бои между сионистами и сторонниками автономии, и конечно, алия взяла свое – к 2008 году более восьмидесяти процентов украинских евреев репатриировались в Израиль или уехали в другие страны. Так что в том давнем споре само время поставило точку.
Но память о той конференции и память о нашем детстве — а я вырос в Черновцах и помню людей, которые владели идишем, говорили на нем, шутили, пели, общались, — мы решили сохранить. Как и память, скажем, о писателе Иосифе Бурге, с которым я был знаком еще тогда, когда он не был столь знаменит, в шестидесятых-семидесятых годах. Мы дружили до самой его кончины. А знаете, чем он зарабатывал на жизнь? Бург был портным. Шил, а в свободное время писал книги на идиш. Один из «последних могикан», наверное…
— Мы в Черновцах стали первыми в Украине, кто практиковал преподавание идиш и первыми, кто в конце восьмидесятых годов создали в Украине еврейское сообщество. Затем я перебрался в Киев, и продолжил работу в этом направлении. Из последних достижении я бы отметил создание путеводителей по еврейским архивам – это результат уникальных исследований. Я рад, что люди с энтузиазмом относятся к этой изнурительной работе, хотя оплачивается она не очень хорошо. Но мы стараемся находить средства.
Конфликт, который расколол Конгресс
— Кто финансировал нынешнюю конференцию?
— Киевский филиал Евро-Азиатского Еврейского Конгресса, в числе других организаций.
— Разве ВААД Украины не вышел из его состава?
— Мы никуда не выходили, потому что не можем выйти из самих себя. ВААД Украины выступает в качестве одного из соучредителей Евро-Азиатского еврейского конгресса, созданного в 2002 году. А мы покинули НКО, которая была создана в 2015 году в Израиле Хаимом Бен Яковом, без разрешения руководства Конгресса. Это параллельная структура, с таким же точно названием, или – как говорят у вас в Израиле, — обычная «амута»; вот из этой «амуты» мы и вышли, оставшись в большом ЕАЕК. Я там возглавляю программную комиссию.
— Тогда в чем причина конфликта?
— Михаил Мирилашвили, президент этой «амуты», поддерживает только ее», при этом нисколько не занимаясь «большим конгрессом», как мы его называем — хотя его избрали президентом ЕАЕК. В июле, кстати, был опубликован отчет о финансовой деятельности этой «амуты», как и полагается по закону, из которого хорошо видно, что вся ее деятельность ведется исключительно в пределах Израиля. А мы работаем по всему миру. Скажем, в Киеве существует филиал ЕАЕК, хотя в деньгах это не выражается – у НКО в Израиле намного больше денег.
— То есть Вы не конфликтуете с НКО?
— Определенное напряжение в отношениях есть, но не с нашей стороны, а со стороны Мирилашвили.
— Чем вы не угодили, если не секрет?
— Не знаю. Он решил от нас избавиться, поскольку мы ему стали не нужны. К сожалению, он смотрит на такие вещи намного проще, чем они есть на самом деле. Я предупреждал Мирилашвили, что своими действиями он создал феномен двух конгрессов, и на прошлом съезде предлагал компромиссное решение этой проблемы. Но он и его сторонники меня не услышали, и в результате для всего мира отныне существуют бок о бок два конгресса. Однако парадокс состоит в том, что участником Всемирного еврейского конгресса считается наш конгресс, а «амута» таковой не является.
Таким образом, наш большой конгресс, несмотря на то, что он ограничен в средствах и Мирилашвили не дает денег на его деятельность, тем не менее, состоит в ВЕКе. Я, к примеру, вхожу в качестве полноправного участника в эту организацию от ВААДа Украины.
— Как же вы выходите из ситуации с финансированием, если ВААД Украины лишен его со стороны «нового ЕАЕК»?
— Послушайте, я же старый диссидент, и не могу зависеть только от одного источника финансирования. С самого начала нашей деятельности, с конца восьмидесятых годов, мы постоянно диверсифицируем денежные источники. У нас более тридцати спонсоров – общественные организации, фонды, промышленные предприятия, предприниматели… Сейчас выпал один, достаточно крупный, это несколько сузило наши возможности, однако мы продолжаем работать. Провели эту конференцию, организуем по-прежнему еврейские лагеря – в Молдавии и в Грузии. Словом, не сдаемся.
Марк Котлярский, «Детали». Фото: Антонина Вишневская
Комментариев нет:
Отправить комментарий