Лицо еврейской национальности? Русский еврей?
Еврей?
Понятно, что тема самоидентификации, проявления национального сознания в контексте еврейства – бесконечная, то есть, на все времена. И любые доводы каждой из сторон, доказывающих правоту своей позиции – повисают в пустоте, поскольку правда посередине. И одна единственная, поскольку двух правд быть не может, если быть честным к себе и к другим.
Но вот на ленте моей в Facebook теперь реже, а раньше чаще появлялись подборки фотографий мужчин и женщин – советские евреи, еврейки – актрисы России и США, киноактеры Голливуда-евреи. Каждый раз под такими подборками фото пишу в качестве комментария сакраментальный вопрос: – А вот эти люди, которые здесь перечислены, ощущают себя евреями? Или за точку отсчета берется только происхождения и на его основе, и то с натяжкой, делается вывод о том, что речь идет ни о ком другом, как о евреях? В интервью какому-то журналу о бизнесе российский олигарх Вексельберг прямо сказал, что он еврей по отцу, а здесь его считают евреем. Подобный казус произошел совсем недавно с Ксенией Собчак, которая в публицистическом раже писала, что ей поступают отклики в том смысле, что еврей никогда не станет Президентом России. На что она с гордо поднятой головой отвечает, что у нее муж еврей и сын еврей. Не хочется никого обидеть, но так с точки зрения отечественного менталитета вроде бы верно, хотя по еврейскому закону национальность определяется исключительно по матери, чему дано достаточно веское и вполне объективное обоснование.
Ясно, что в послевоенном СССР предметом гордости становилось, если кто-то из евреев добился известности в какой-либо сфере деятельности. Хотя как-то забывалось, выносилось за скобки, чего в душевном, в житейском плане было стать известным евреем в СССР. Это было и испытанием, и выбором, и преодолением всяческих конформистских правил и условностей.
Не случайно ведь обычно говорили не еврей в официальных случаях, а лицо еврейской национальности. (Очень может быть, что это имело и религиозный подтекст, поскольку так или иначе власть в СССР заигрывала с церковью, и надо было отделить героев Библии от сограждан того же происхождения).
В годы перестройки статус еврейства повысился в некоторой степени. Возник даже афоризм – муж-еврей – способ передвижения, а у известных артистов, деятелей культуры еврейского происхождения жены нередко были русскими. Ушедший недавно из жизни поэт Андрей Дементьев написал даже стихотворение (постсоветского периода, скорее всего) «Еврейские жены», имея в виду не только свою личную жизнь, где воздавал хвалу национальным достоинствам еврейских женщин. Заметим, вполне заслуженно и оправданно.
Было время, когда я героически и упрямо пытался бороться, как мог, с термином – русский еврей, поскольку мне, филологу по образованию, казалось, что оно неверное в принципе. И только недавно пришлось признать, что оно очень даже точное и правильное. Это такой же случай, как с казаками или староверами. То есть, они русские, славяне, но немного другие. В той же ленте появляется список композиторов с еврейскими фамилиями, что резюмируется в форме анекдота – еврейская страсть сочинять русские народные песни.
Речь не об обвинении, не о том, чтобы кого-то обидеть, поскольку каждый живет своей жизнью, но вот когда телеобозреватель «Московского комсомольца» с недвусмысленно еврейской фамилией пишет о том, что ему стыдно за свою страну, то стыдно как раз за него, поскольку он имеет в виду Израиль, где он или сам жил или близкие его живут. И разговор о том, как израильтяне отвечают гнусностям палестинцев, которые от безделия и заидеологизированности устраивают всякие пакости жителям Израиля, считая себя всегда обиженной стороной.
Как стыдно за ныне американскую актрису Натали Портман, которая переехала из Страны в Штаты и теперь по тем же причинам выступает против Израиля.
Таким образом, очевидно, что отношение к еврейству внутри его носителей касается не только граждан России, но и граждан, и подданных других стран и континентов, поскольку, опять же, это личное дело каждого, в котором выражается не вопрос о том, быть евреем или нет, а то, как быть евреем, если быть. И в таком случае русские евреи, вписанные прочно и крепко, на века, в русскую культуру и историю, ничем принципиально не отличаются от евреев американских, или французских, например, потому что еще Гамлет в известном монологе в переводе Пастернака сказал, что приходится – мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться.
И выходит одновременно, что быть евреем где бы то ни было, вплоть до Израиля, и просто, и сложно, поскольку все тут зависит от мотивации и честности с самим собой. А себя можно убедить в чем угодно. К тому же, если даже не эмиграция, то хотя бы соблюдение самых главных законов иудаизма, следование традиции своего народа – это и труд, и перемена мировосприятия, и поступок, и многое другое. Как и в противовес ему – конформизм, поскольку известно, что говорить о халве и ощущать ее вкус – не одно и то же. Как бы человек иного менталитета не пытался быть своим в рамках иного менталитета, он никогда таковым не будет, не сможет быть по определению. И все его попытки сохранить себя или вписаться в социум – драматичны в некотором роде. Так что, ошибаются те, кто думает, что непросто сохранить не номинальное, а изначально верное еврейство в своей жизни. Проблематично сделать все, чтобы не сохранять его и не выделяться, поскольку так только кажется проще.
А почему именно сейчас мне захотелось написать по этому поводу? Ответ обычен: моя знакомая, гид в Израиле, замечательная и отзывчивая женщина, репатриировавшаяся с семьей в Страну, написала небольшой пост о том, что ей странно слышать мнения евреев и неевреев о том, что антисемитизма в СССР не было. Для них, возможно, нет, или они не воспринимали какие-то события своей жизни именно, как антисемитизм. Но думаю, что у каждого из собственного и не только опыта найдется не один пример, когда лицам еврейской национальности напоминали о том, что они – евреи, и никто другой. Так что, в таком подходе вряд ли что-то можно изменить в любой точке планеты. А вот в себе самом в таком аспекте что-то, в меру сил, желания, понимания и ответственности перед собственной душой изменить-то как раз можно. Об этом и хотелось снова и снова сказать, пусть и эмоционально.
Илья Абель
Комментариев нет:
Отправить комментарий