пятница, 15 июня 2018 г.

ЧЕМ ЖИЛИ В МАЕ ЕВРЕИ РОССИИ

Май – месяц победы над фашизмом. И хотя победа  – «одна на всех», празднуют ее в разные дни: весь мир  – 8 мая, а Россия и некоторые бывшие советские республики – 9-го. В этом году Кнессет официально внес в израильский календарь День спа- сения и освобождения  – День По- беды, выпавший в 1945 г. на 26 ияра. Этот праздник придумал Герман За- харьяев  – московский бизнесмен и филантроп, глава благотворительно- го фонда горских евреев. В этом году «еврейский День Победы» пришел- ся на 11 мая. Но давайте по порядку вспомним, что еще привлекло наше внимание в отчетный период. Раввины призваны к чувству юмора Его начало ознаменовалось орто- доксальным еврейским скандалом. Журнал «Москва  – Ерушалаим» издавался Московской еврейской религиозной общиной (МЕРО), не входящей в структуру Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Издание в формате «ортодоксаль- ного глянца» публикует комиксы на сюжеты еврейской истории, фото- репортажи об актуальных событиях, интервью-портреты знаменитых ев- реев-москвичей. Нельзя не отметить высокий полиграфический уровень журнала, высокий профессионализм фотографа Ильи Иткина, также воз- главляющего редакционный совет издания. С недавних пор журнал стал печатать весьма профессиональ- ные с точки зрения графического мастерства карикатуры на видных еврейских деятелей. И вот МЕРО отказалась продолжать его выпуск, и журнал ушел в самостоятельное плавание. В чем дело? Апрельский выпуск журнала переполнил чашу терпения одного из руководителей МЕРО, раввина Меира Маневича. Он объявил бойкот изданию, запре- тив распространять его в Хоральной синагоге и призвав членов своей об- щины не читать журнал. В коммен- тарии интернет-ресурсу «Лехаим» (принадлежащему ФЕОР) раввин Маневич объяснил: «Этот журнал изначально был весьма ангажиро- ван и беспринципен. И вот сейчас он опубликовал карикатуру, изобра- жающую меня каким-то клоуном. Я не хочу, чтобы подобное проходило безнаказанно». Что же изображала скандальная карикатура? Да ничего особенного: руководители МЕРО, глядя на пустующий зал Хоральной синагоги, думают, как его заполнить, и раввин Маневич предлагает сделать микву-бассейн. Илья Иткин признал вину журнала: «Мне крайне непри- ятно, что раввину Маневичу нанесе- на обида. Мы сделаем все возможное, чтобы в будущих шаржах этот уважа- емый наставник изображался только уважительно. Но я бы призвал рав- винов Хоральной синагоги к чувству юмора и более ироничному взгляду на себя». Что помешало? 3 мая состоялась премьера фильма «Собибор». Это, конечно, событие в еврейской жизни, ведь фильм про евреев. История единственного успешного восстания в нацистском лагере смерти была воплощена на экране Константином Хабенским. Это добротная работа, позволя- ющая надеяться, что дебютиро- вавший как режиссер Хабенский еще станет автором выдающегося фильма. Почему трудно назвать вы- дающейся эту работу? Она, увы, не оригинальна: 30 лет назад этот сю- жет уже был использован в карти- не «Побег из Собибора», а новая лента Хабенского, увы, – ремейк. А ведь можно было выстроить ори- гинальный сюжет: не закончить, а начать фильм сценой восстания, а продолжить историей второй по- ловины жизни Александра Печер- ского. Показать советское время, когда его подвиг замалчивался, а за героем присматривало КГБ  – ведь ему со всего мира шли письма от то- варищей по восстанию. Интересно, что помешало создателям фильма? Но вот за что хотелось бы похвалить фильм Хабенского: евреи на экране похожи на реальных евреев  – они говорят на идише и молятся на старом ашкеназском, а не на совре- менном израильском иврите; они не носят кипы, взятые помощником режиссера напрокат в «Сохнуте», не говорят друг другу «Шалом!» и не поют «Хава нагилу», а Хабен- ский похож на прототип больше, чем главный герой в фильме 1987 г., снятом при жизни Печерского. Не забыт назло антисемитам 2 мая в США, немного не дотянув до 80-летия, скончался Вадим Му- лерман  – один из лучших советских эстрадных баритонов (см. стр. 50–51), карьеру которого перечеркнул из- вестный антисемит и могуществен- ный начальник советского телеви- дения Сергей Георгиевич Лапин. Еще, говорят, масла в антисемитский огонь подливал письмами начальству другой знаменитый баритон – Иосиф Кобзон, от которого к Мулерману ушла жена. Когда снимались «Сем- надцать мгновений весны», Мулер- ман должен был голосом Штирлица петь закадровые песни, но из-за скан- дала вокруг «еврейского» репертуа- ра это было передоверено… кому бы вы думали? Правильно: «У каждого мгновенья – свой Кобзон». Но, назло антисемитам, все, кто любят песню, ни на мгновение не забывали Вади- ма Мулермана. Похоронен он будет в родном Харькове. Стоит вспомнить и о нем Кстати, если вам, дорогие читате- ли, доводилось слышать песню про «мгновения» на идише и вы не знаете автора слов, то стоит о нем вспомнить. Ведь 7 мая исполнилось сто лет со дня рождения Арона Вер- гелиса  – бессменного главного ре- дактора журнала «Советиш Гейм- ланд» («Советская Родина»). Он был официальным советским евре- ем – членом Комитета защиты мира и Антисионистского комитета со- ветской общественности, но в кругу ценителей «мамэлошн» о Вергелисе помнят как о талантливом поэте и с удовольствием поют его переводы классических советских песен. По- ищите на YouTube  – их исполняет ученый шансонье Псой Короленко или еврейский бард Алёша Волын- чик, проживающий в Гамбурге. Новости с левого фронта Кажется, на левом фланге россий- ского политического спектра то ли растет, то ли выращивается новая фигура. Это известный своим не- равнодушием к Государству Израиль журналист Максим Шевченко. В по- следнее время он все чаще критикует власть, на президентских выборах был доверенным лицом кандидата от КПРФ. Шевченко все чаще говорит о приверженности «левым идеям европейского образца». После на- падения «московского казачества» на демонстрацию, организованную Алексеем Навальным накануне инаугурации Путина, Шевченко привлек к себе внимание, выйдя из Совета по правам человека при пре- зиденте РФ. По мнению интернет- ресурса «Околокремля», сей де- монстративный демарш – это яркий старт для возможного участия в вы- борах мэра Москвы. Если так, то нам еще предстоит дискутировать с од- ной из основных идей европейских левых  – с ненавистью к Израилю. Максим Шевченко уже открыл дис- куссию, выступая 10  мая на Радио «Эхо Москвы», где заявил: «Нета- ньяху, которого обвиняют в убий- стве беззащитного палестинского населения, имеет наглость идти на параде, который символизирует по- беду над нацизмом. Ему дали какой- то портрет неизвестно кого (извест- но – героя Советского Союза Вольфа Виленского. – В. Ш.), но это же не его родственник, правда? Но тогда поче- му там не шел Махмуд Аббас?» И о Путине У Путина вышла какая-то заминка с поздравлением по случаю 70-летия провозглашения Государства Изра- иль. Хотя поздравление опубликова- но на сайтах таких авторитетных га- зет, как «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», на офици- альном сайте президента РФ никаких следов официального послания гла- ве израильского правительства нет. Зато kremlin.ru сообщил о несколь- ких телефонных переговорах лиде- ров России и Израиля в апреле – мае, а на День Победы Биньямин Нета- ньяху приехал в Москву. В этом году число глав иностранных государств и правительств рядом с Путиным было минимальным: премьер Израиля и президент Сербии. А после парада, на шествии «Бессмертный полк», Не- таньяху остался единственным вы- соким гостем рядом с Путиным. На- прашивается ответ на риторический вопрос Максима Шевченко, почему вторым не шел Махмуд Аббас: евреи вышли в финал. На другой день Пу- тин поздравил российских евреев с Днем спасения и освобождения.
Виктор ШАПИРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..