Ася Энтова
Пасхальная жертва
О принесении Пасхальной жертвы
В Торе в начале книги "Исход" ("Шмот") рассказывается про исход евреев из Египта. В недельном разделе "Бо" еще до описания исхода евреев из Египта дается установление о постоянном праздновании Песаха и о принесении Пасхальной жертвы:
/1/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК:... /3/ СКАЖИТЕ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ ИЗРАИЛЯ ТАК: В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ЭТОГО МЕСЯЦА ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СЕБЕ КАЖДЫЙ ПО ЯГНЕНКУ НА ОТЧИЙ ДОМ, ПО ЯГНЕНКУ НА ДОМ. /4/ А ЕСЛИ СЕМЬЯ СЛИШКОМ МАЛОЧИСЛЕННА, ЧТОБЫ СЕСТЬ ОДНОГО ЯГНЕНКА, ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ ОН ВМЕСТЕ С БЛИЖАЙШИМ СОСЕДОМ - ПО ЧИСЛУ ДУШ В СООТВЕТСТВИИ С МЕРОЙ ЕДЫ КАЖДОГО ОБЪЕДИНИТЕСЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ ЯГНЕНКА..../8/ И ПУСТЬ ЕДЯТ МЯСО В ТУ ЖЕ НОЧЬ, ЖАРЕНОЕ НА ОГНЕ. И ОПРЕСНОКИ С ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ ПУСТЬ ЕДЯТ.... /11/ ТАК ЕШЬТЕ ЕГО: ЧРЕСЛА ВАШИ ПЕРЕПОЯСАНЫ, ОБУВЬ ВАША НА НОГАХ ВАШИХ И ПОСОХ ВАШ В РЕКЕ ВАШЕЙ, И ЕШЬТЕ ЕГО ПОСПЕШНО - ЭТО ЖЕРТВА ПАСХАЛЬНАЯ БОГУ. ... /14/ И ПУСТЬ БУДЕТ ВАМ ДЕНЬ ЭТОТ В ПАМЯТЬ, И ПРАЗДНУЙТЕ ЕГО, ПРАЗДНИК ДЛЯ БОГА, ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ВАШИХ - КАК ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРАЗДНУЙТЕ ЕГО. /15/ СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬТЕ ОПРЕСНОКИ, А К ПЕРВОМУ ДНЮ УСТРАНИТЕ КВАСНОЕ ИЗ ДОМОВ ВАШИХ, ИБО ДУША ВСЯКОГО, КТО БУДЕТ ЕСТЬ КВАСНОЕ С ПЕРВОГО ДНЯ ДО СЕДЬМОГО ДНЯ, БУДЕТ ОТТОРГНУТА ОТ ИЗРАИЛЯ.
И далее еще раз повторяет это Моше сынам Израиля:
/21/ И СОЗВАЛ МОШЕ ВСЕХ СТАРЕЙШИН ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛ ИМ: "КУПИТЕ ИЛИ ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ ЯГНЯТ ДЛЯ СЕМЕЙСТВ ВАШИХ И РЕЖЬТЕ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ!... /24/ И ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ЗАКОНОМ ДЛЯ ВАС И ДЛЯ ПОТОМКОВ ВАШИХ НАВЕКИ. /25/ И БУДЕТ - КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ, КОТОРУЮ ДАСТ ВАМ БОГ, КАК ОН ОБЕЩАЛ, СОБЛЮДАЙТЕ ЭТО СЛУЖЕНИЕ. /26/ И КОГДА СКАЖУТ ВАМ СЫНОВЬЯ ВАШИ: ЧТО ЭТО ЗА СЛУЖЕНИЕ У ВАС? /27/ СКАЖЕТЕ: ЭТО ЖЕРТВА ПАСХАЛЬНАЯ БОГУ, КОТОРЫЙ МИНОВАЛ ДОМА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ЕГИПТЕ, КОГДА ПОРАЗИЛ ОН ЕГИПТЯН, А НАШИ ДОМА СПАС". И ПОКЛОНИЛСЯ НАРОД, И ПАЛ НИЦ.
Пасхальная жертва объединяет евреев в народ
Закон, наделяющий человека личной независимостью, равенством, правом владеть собственностью, правом сохранять связи кровного родства, свободой выбора, по которому индивидуумы объединяются в отдельные семьи, - вот основа государства, построенного Б-гом. Однако этот закон, заключая людей в семейную оболочку и защищая от вторжения извне, содержит в себе и некий разделяющий элемент. Что же тогда в еврейском государстве связывает одну семью с другой так, что, объединяясь, они образуют единое, цельное общество? Такой связью, как и в других формирующих государство системах, является идея взаимонеобходимости, цель которой - доказать слабость индивидуума и вырвать его из эгоистической изоляции, внушая мысль, что забота о собственном благополучии включает в себя и заботу о благополучии соседа. Поистине, Б-жественная система государственного строительства, кроме всего прочего, базируется и на взаимной необходимости; но это та необходимость, которая порождена изобилием, необходимость исполнять свой долг с помощью соседа. "Если же хозяйство будет слишком малочисленным..." Таков закон, который должен построить еврейское государство. Не бедные нуждаются в богатых, а богатым нужны бедные. Пусть тот, чей собственный дом слишком мал, чтобы вместить те благословения, которые послал ему Б-г, разыщет соседа, чтобы этот сосед мог дать ему еще души, которые бы пользовались его изобилием и таким образом помогали ему исполнять его долг. Б-г может обеспечить бедных и без помощи богатых, но без бедных богатые не могут исполнить своего предназначения. В государстве, созданном Б-гом, не соображения личной необходимости, а чувство долга, заповедь, объединяет одну семью с другой, соединяя индивидуальности в одну национальную общность. Лишь такое сцементированное общество, на страже которого стоит справедливость и которое связано праведностью, породит формальную национальную структуру, способную вместе со своими лидерами стать "собранием общины Израиля".
Кто имеет право есть пасхальную жертву?
После описания начала Исхода в Торе вновь говорится о Пасхальной жертве:
/43/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ: "ВОТ ЗАКОН О ПАСХАЛЬНОЙ ЖЕРТВЕ: НИКАКОЙ ЧУЖАК НЕ ДОЛЖЕН ЕСТЬ ЕЕ. /44/ А ВСЯКИЙ РАБ, КУПЛЕННЫЙ ЗА СЕРЕБРО, КОГДА ОБРЕЖЕШЬ ЕГО, МОЖЕТ ЕСТЬ ЕЕ. /45/ ПОСЕЛЕНЕЦ И НАЕМНИК ПУСТЬ НЕ ЕСТ ЕЕ. .... /47/ ВСЕ ОБЩЕСТВО ИЗРАИЛЯ ДОЛЖНО ПРИНОСИТЬ ЭТУ ЖЕРТВУ. /48/ ЕСЛИ ПОСЕЛИТСЯ С ТОБОЙ ПРИШЕЛЕЦ, ТО, ЧТОБЫ ЕМУ СОВЕРШИТЬ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ БОГУ, ПУСТЬ ПРОЙДЕТ ОБРЕЗАНИЕ ВСЯКИЙ МУЖЧИНА У НЕГО - И ТОГДА ПУСТЬ ПРИСТУПИТ К СОВЕРШЕНИЮ ЕЕ И БУДЕТ КАК ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ, НО НИКАКОЙ НЕОБРЕЗАННЫЙ НЕ ДОЛЖЕН ЕСТЬ ЕЕ. /49/ ОДИН ЗАКОН ДА БУДЕТ И ДЛЯ ЖИТЕЛЯ, И ДЛЯ ПРИШЕЛЬЦА, ЖИВУЩЕГО СРЕДИ ВАС". /50/ И СДЕЛАЛИ ВСЕ ЭТО СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, КАК БОГ ПОВЕЛЕЛ МОШЕ И АhАРОНУ, ТАК ОНИ И СДЕЛАЛИ.
Вот, что пишет в классических комментариях Сончино рав Й.Герц о понятии ПРИШЕЛЕЦ (гер) в Торе :
"Закон Торы различает два понятия: гер цедек ("пришелец праведный") и гер тошав ("пришелец проживающий"). Гер цедек, присоединившись к еврейскому народу, обязан исполнять все законы Торы и обладает всеми правами. Гер тошав (тот, кому разрешено жить в Стране Израиля) - это нееврей, отказавшийся от идолопоклонства и обязавшийся соблюдать семь заповедей, обязательных для "сынов Ноаха", т. е. для всех людей на земле. Он не считается принадлежащим еврейскому народу; те обязанности, которые Тора налагает на еврея, не распространяются на него, и, следовательно, законы праздника Песах не имеют к нему отношения".
Таким образом, мы видим, что в еврействе существуют уникальные законы присоединения к народу, когда человек, не являющейся евреем по рождению, может им стать. У других народов такое присоединение прежде всего обусловлено гражданством в национальном государстве и, если вообще возможно, то требует ассимиляции на уровне нескольких поколений. У нас же соблюдение законов и гражданство в еврейском государстве еще не делает человека евреем, как бы долго он и его потомки здесь не проживали. Даже если он не является идолопоклонником, платит налоги и служит в армии, это может обеспечить ему всю полноту гражданских прав, но не права национальные. Но нееврей может стать частью еврейского народа уже в первом поколении и есть от пасхальной жертвы, даже если он и не является гражданином еврейского государства. Для этого он должен, во-первых, сам захотеть этого и, во-вторых, приложить некоторое усилие, чтобы еврейский народ признал его своим (пройти принятую сегодня процедуру гиюра), и, в третьих, соблюдать все заповеди, обязательные для евреев.
Что сегодня означает для нас пасхальная жертва?
Пока еще все галахические авторитеты не пришли к единому мнению о том, можно ли приносить пасхальную жертву на Храмовой Горе в отсутствии Храма, мы на пасхальном седере заменяем ее символическим кусочком мяса с косточкой. Однако и сегодня подавляющее большинство семей (даже среди тех, кто определяет себя как нерелигиозные) справляет пасхальный седер как традиционный еврейский праздник, на котором могут собраться все члены семьи и приобщиться к истории и традиции своего народа. Рав Гирш отмечает, что празднование Песаха призвано постоянно укреплять наши семейные, общественные и национальные связи: "Пасхальное жертвоприношение не должно рассматриваться как часть прошлого; это не просто памятный ритуал, посвященный дням минувшим. Это символ постоянно обновляющегося и устремленного вперед процесса созидания всего настоящего и всего будущего на древнем фундаменте, заложенном Исходом из Египта на вечные времена".
--------------------------------------------
* 7 заповедей сынов Ноя, обязательные для всех народов ( в отличие от широко известных 10 заповедей, обязательных только для евреев) :
1) запрет идолопоклонства;
2) запрет богохульства;
3) запрет убийства ;
4) запрет прелюбодеяния и извращенных половых связей ;
5) запрет воровства;
6) запрет есть часть от живого животного;
7) заповедь учреждения справедливого суда.
Обзор составила А.Энтова
Автор благодарит общество МАХАНАИМ за предоставленные переводы Торы и комментариев
Комментариев нет:
Отправить комментарий