Победитель Каннского фестиваля – фильм-сатира
"Квадрат" в проекте "Линия
жизни. Израиль". На экранах – в начале марта.
Фильм "Квадрат" шведского режиссера Рубена
Эстлунда, обладателя "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля – абсурдная,
экзистенциальная сатира, невероятно точно «попадающая» сатира.
Жюри в
Каннах под руководством легендарного Педро Альмодовара сочло весьма парадоксальную
картину 43-летнего шведа самой яркой, глубокой и значимой из всех работ, представленных
на элитарном киноконкурсе, до сих пор не жаловавшем такого рода изыски. Эстлунд
дебютировал в 2004-м году фильмом "Гитара-монголоид", премьера которого
состоялась в Москве. В 2011-м вышел второй его полнометражный фильм - "Игра",
рассказывающий о банде чернокожих подростков, грабивших белых сверстников. Эта картина
возмутила либеральных шведов, а местные левые и вовсе назвали ее расистской. Однако враждебная реакция не остановила режиссера-новатора,
и в снятом в 2014-м году фильме "Форс-мажор" он продолжает жестко высмеивать
лицемерие политкорректного европейского буржуа: история о примерном семьянине, который
в момент схода лавины на горнолыжном курорте бросается спасать не жену и детей,
а сотовый телефон – это универсальная метафора так называемых демократических ценностей.
Последняя и самая масштабная работа Эстлунда, "Квадрат",
развенчивает современное западное общество с энциклопедическим размахом и глубиной.
Главный герой этой картины с говорящим именем Кристиан, роль которого сыграл датский
актер Клас Банг - куратор недавно открывшегося музея современного искусства и вполне
состоявшийся, на первый взгляд, член западного общества: импозантная внешность, престижная работа, квартира в центре города, электрокар
Tesla, не загрязняющий атмосферу, и две
прелестные дочки.
Герой переживает напряженный период:
музей, где он работает, готовит инсталляцию под названием "Квадрат". Идея
этого арт-проекта заключается в следующем: внутри выгороженной на площади геометрической
фигуры, символа равновесия и четкости, все имеют равные права и обязанности и чувствуют
себя защищенными.
Но эта прекраснодушная концепция,
олицетворяющая буржуазные мечты о душевном комфорте, с одной стороны, и перекликающаяся
с "Черным квадратом" Малевича, с другой, разваливается на глазах, подвергаясь
сокрушительным ударам. И первый из них – от самого Кристиана, у которого на
городской площади, по сути в таком же квадрате, крадут телефон и кошелек.
А затем героя атакуют по всем направлениям
сразу: нищенка в кафе, которая нисколько не благодарна за милостыню и нагло требует
купить ей "правильный бутерброд"; агрессивные бомжи в квартале трущоб,
от которых он спасается буквально чудом; журналистка, в исполнении восходящей звезда
Голливуда Элизабет Мосс ("Рассказ служанки", "Вершина озера")
угрожает подать на него в суд сразу после секса, а его прочувствованную высокоинтеллектуальную
речь прерывает псих с синдромом Туретта,
который выкрикивает неприличные слова ко
всеобщему ликованию.
Мало того: уборщик, не слишком разбирающийся в современном
искусстве, выбрасывает в мусор один из экспонатов музея, а на праздничный банкет
приходит полуголый Человек-Обезьяна, точнее русский акционист Олег Рогожин в исполнении
Терри Нотари – знаменитого каскадера сыгравшего Конга в недавнем блокбастере. И
он заигрывается настолько, что едва не насилует одну из дам на глазах у изумленной
публики, превращая зал торжеств в натуральные джунгли. И никто из собравшихся там
рафинированных эстетов не стремится на помощь жертве, демонстрируя трусость – природную
и вполне естественную.
Отметим, что этот эпизод – прямая отсылка к современному
украинскому художнику-акционисту Олегу Кулику, основателю нашумевшей арт-группы
"Война". В 1994-м году Кулик впервые предстал
перед изумленной публикой в роли бешеного пса, и этот образ был настолько ярок,
что фамилию Кулик и сегодня знают люди, никогда не интересовавшиеся современным
искусством. Человек-собака стал символом эпохи - наряду с Жириновским, Мавроди и
другими экзотическими персонажами времен перестройки.
Эстлунд уверял, что он и Терри Нотари
хотели повторить эксперимент из "Квадрата" на красной дорожке Канн, и
посмотреть на реакцию зрителей в вечерних нарядах, пришедших насладиться критикой
современного общества. Однако костыли, необходимые для перевоплощения в гориллу,
якобы застряли в багажном отделении аэропорту и хэпеннинг пришлось отменить.
Впрочем, этот фильм, который буквально завораживает зрителей, не столько пародия на современное искусство и его создателей, сколько атака на разросшуюся до безумных масштабов политкорректность, идущую вразрез с природой человека, лишая его здравого смысла и ставя под угрозу западный мир. Интересно, что "Квадрат", своеобразная резервация ранимых душ – это не только высокая метафора, но и реальное событие, организованное самим режиссером три года тому назад. Инсталляция Рубена Эстлунда, с которой он объездил ряд городов, наделала много шума в Швеции, но не исполнила свою основную функцию. "Квадрат" не стал пространством доверия и взаимопомощи, как планировал художник – вместо этого там проводят акции протеста.
И может быть, поэтому в фильме с тем же названием четко
прочитывается разочарование Эстлунда в современном мире, где за человечность "отвечает"
лишь странный квадрат, противопоставленный жестокости социальных экспериментов XX века. Но, увы, этот мирный уголок не только не работает,
его даже нельзя "продать" СМИ - "квадрат" не конкурент войнам,
насилию и катастрофам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий