culture
За каждым «Оскаром» – еврей
29.02.2016
В этом году еврейский акцент на «Оскаре» был явно заметнее, чем в прошлом. Лучшим фильмом на иностранном языке признан «Сын Саула», действие которого разворачивается в Освенциме, лучшим оператором – вновь Эммануэль Любецки. Кроме того, драму «Комната», принесшую Бри Ларсон награду за лучшую главную женскую роль, снял ирландский еврей Ленни Абрахамсон, да и один из главных героев «лучшего фильма» года «В центре внимания» – тоже еврей.
В Лос-Анджелесе накануне состоялась 88-я церемония врученияпремии «Оскар». Долгожданную награду в номинации «Лучшая мужская роль» завоевал Леонардо Ди Каприо, а триумфатором по количеству собранных статуэток стала картина Джорджа Миллера «Безумный Макс. Дорога ярости».
В этом году среди американских претендентов на премию не было картин с ярко выраженным еврейским мотивом в сюжете, но зато уже за несколько месяцев до церемонии явным фаворитом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» считалась венгерская лента «Сын Саула» режиссера Ласло Немеша, действие которой разворачивается в Освенциме. Этот фильм и получил «Оскар». Забирая на сцене награду, Ласло Немеш поблагодарил свою творческую группу, которая «единственная верила вего творение». Главную роль в картине исполнил 48-летний венгерско-американский музыкант, поэт и актер Геза Рёриг.
Он родился в еврейской семье в Будапеште, в юности стал фронтменом андеграундной музыкальной группы «Гекльберри», концерты которой запрещались властями еще социалистической Венгрии. В Будапештском университете он изучал польский язык, а в 2000 году переехал в США и поселился в Бруклине, где до сих пор и ведет традиционный еврейский образ жизни и работает воспитателем в детском саду. Еще живя в Венгрии, Рёриг написал цикл стихов, посвященных Катастрофе европейского еврейства, но он никогда не думал, что снимется в главной роли в фильме на эту тему, который к тому же завоюет «Оскара». Все изменил случай: в Нью-Йорке в доме общих друзей он познакомился с режиссером Ласло Немешем. И хотя его актерский опыт нельзя было назвать богатым, Немеш пригласил его на главную роль в своей дебютной картине.
Действие фильма происходит в октябре 1944 года в Освенциме. Герой Рёрига, которого зовут Саул Ауслендер, входит в зондеркоманду – специальную группу евреев-заключенных, которым нацисты поручают выполнять часть вспомогательных работ, связанных с уничтожением людей в газовых камерах и сжиганием их тел и одежды. Саул становится свидетелем того, как нацистский врач убивает выжившего в газовой камере мальчика, в котором, как ему кажется, он признает своего сына.
Он решает, что мальчика надо похоронить в соответствии с еврейской традицией, и для этого ищет раввина. Вскоре другие члены зондеркоманды узнаю́т, что нацисты вскоре собираются их всех уничтожить. В надежде спастись они начинают подготовку побега, в которую также оказывается вовлечен Саул. В результате побега группе заключенных удается выбраться за пределы концлагеря. В побеге участвует и Саул, который несет на себе мешок с телом мальчика.
Широкий международный успех «Сына Саула» оказался для его создателей неожиданностью. Еще до «Оскара» лента завоевала Гран-при Каннского фестиваля и приз американской кинопрессы «Золотой глобус».
Между тем, одним из героев картины «В центре внимания» (Spotlight) режиссера Томаса Маккарти, выигравшей «Оскар» в категории «Лучший фильм», также является еврей. Картина основана на реальных событиях. В 2002 году журналисты американской газеты The Boston Globeопубликовали расследование о шокирующих случаях педофилии в католической церкви. Серия статей вызвала большой общественный резонанс, а сотрудники издания получили Пулитцеровскую премию. Лента показывает сложности, связанные с работой редакции. Роль редактора газеты Марти Барона исполнил Лив Шрайбер.
Шрайбер показывает своего героя своего рода «чужаком», аутсайдером. Он не коренной бостонец, а приехал в город из Майами, получив предложение возглавить ведущую местную газету. «Значит, он неженатый еврей, не любящий бейсбол? Ну-ну…» – так комментирует персону Барона юрист, отстаивающий интересы бостонской епархии. Благодаря незашоренному взгляду и отсутствию пиетета перед «отцами города» (ну, и журналистским амбициям, конечно), Барон видит то, чего не замечают другие сотрудники издания, – историю, которую можно раскрутить из проходной газетной колонки о священнике, обвиненном в сексуальных домогательствах к детям. В итоге получилось кино, отличающееся высоким психологизмом изображенных характеров, но, как отмечают критики, несколько суховатое в том плане, что в нем нет ни пикантных сцен, ни жесткого экшна. Классическая производственная драма, одним словом.
Среди номинантов в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» была представлена работа 33-летнего канадского режиссера Адама Бензине Claude Lanzmann: Spectres of the Shoah («Клод Ланцман. Призраки Шоа»). Документальная эпопея французского режиссера Клода Ланцмана «Шоа», снятая в 1985 году, не завоевала ни одной премии «Оскар». К сожалению, биографической короткометражке, посвященной самому Ланцману, это тоже не удалось. В фильм вошли отрывки из интервью с Ланцманом, кадры из «Шоа», вырезанные при финальном монтаже, а также драматическая сцена избиения французского режиссера германскими неонацистами.
Исполнительницей лучшей главной женской роли киноакадемики назвали актрису Бри Ларсон, сыгравшую в драме «Комната» (Room). Фильм снял 50-летний представитель немногочисленной еврейской общины Ирландии Ленни Абрахамсон, прославившийся у себя на родине малобюджетными независимыми постановками. «Комната» – первый фильм режиссера, обретший по-настоящему широкую, международную известность. Девушку по имени Джой, которую и сыграла Ларсон, похитили, когда она была еще подростком. Долгие годы она провела в заточении в крохотной комнатке, там у нее родился сын Джек. Достигнув пятилетнего возраста, мальчик ничего, кроме этой комнаты, не видел... Недавно Абрахамсон пошутил, что является третьим по знаменитости ирландским евреем в истории – после президента Израиля Хаима Герцога и Леопольда Блума, героя романа Джеймса Джойса «Улисс».
Наконец, статуэтку в номинации «Лучшая операторская работа» выиграл Эммануэль Любецки – за работу в эпическом вестерне Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» (принесшую долгожданного «Оскара» за лучшую мужскую роль Ди Каприо). Любецки, таким образом, стал первым оператором в истории, имеющим три «Оскара».
Охотник Хью Гласс (Ди Каприо) серьезно ранен на неизведанных просторах Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель, Джон Фицжеральд, предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие – его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду.
Любецки приходится Иньярриту земляком. Он родился в 1964 году в Мехико в еврейской семье. Его отец, Муни Любецки, был актером. Одна из бабушек эмигрировала в Мексику из России через Шанхай. За тщательность и скрупулезность в процессе съемок Любецки называет Иньярриту «хирургом». «Мы с Алехандро друзья, – говорит Любецки, – поэтому частенько позволяем себе друг с другом не соглашаться, ожесточенно спорить, иногда переходя на испанский и поминая в разговоре собственных матерей. Конечно, главным автором фильма является режиссер, и в конце концов я всегда соглашаюсь с ним. Однако моя обязанность состоит в том, чтобы поделиться с ним собственным видением и быть при этом абсолютно искренним».
Роберт Берг
http://www.jewish.ru/culture/cinema/2016/02/news994332846.php
Thanks for sharing, nice post!
ОтветитьУдалитьDịch vụ chuyên nhận mua hộ và ship hàng từ mỹ về Việt Nam uy tín, hay địa chị nhận mua hộ hàng mỹ và tìm hiểu về
https://www.pinterest.com/giaonhan247com/mua-h%E1%BB%99-v%C3%A0-v%E1%BA%ADn-chuy%E1%BB%83n-h%C3%A0ng-t%E1%BB%AB-m%E1%BB%B9-v%E1%BB%81-vi%E1%BB%87t-nam/ uy tín, giá rẻ