"Евреи называют меня христианином, христиане - евреем, немцы - русским, русские - немцем". (Антон Рубинштейн)
Есть замечания, даже случайно брошенные, которые так точно в цель ложатся, в такие глубины подсознания заглядывают, такие характерные национальные черточки подмечают, что стоят целой книги.
Сколько бы ни
писал Александр Генис о себе, сколько бы ни объяснял свое отношение к еврейству, так до конца прояснить не смог. А тут бросил фразу мимоходом - и все стало ясно: "Вот это меня и не устраивало. Я хотел быть всем сразу, а не кем-нибудь одним…"
Действительно, почему такой прославленный писатель должен себя ужимать, ограничивать и укладываться в неудобное прокрустово ложе еврейства - не лучше ли оборотиться в "гражданина мира" и быть всем сразу.
И что самое любопытное: фраза Гениса не просто исповедальная деталь человека, отрекшегося от еврейских корней - в ней заключена модная сегодня философская концепция современных евреев-космополитов, отвергающих гнет еврейства.
Речь идет о евреях, проживающих в разных странах, но озабоченных общей для всех идеей: вырваться из тесных рамок еврейской семьи и проклятья происхождения, обрести свободу вероисповедания, перенять обычаи другого народа и стать, наконец, не презренными евреями - а вольными птицами мира.
"Ну что вам сказать? Я воспитан в русской культуре, это родной мой язык, и православие очень не рано выбрал, а значит, поступил так осознанно". (К. Райкин)
Если бы такая странная идея посетила одну голову, пусть даже гениальную, вряд ли стоило обращать внимание. Но когда явление из единичного переходит в разряд массовых, когда выкресты сплошь и рядом афишируют свои заветные мысли - следует как-то отреагировать.
Присмотритесь к русским евреям, входящим в элитный круг избранных. По разным причинам, под разными соусами, в разные стороны бегут с еврейского корабля олигархи, артисты, писатели, ученые. Если бы дело ограничивалось только элитой (повторимся мы) - сбрасывают с себя надоевшее еврейство и самые обычные люди. Данные за 2004 году говорят о том, что 27% евреев их 100% опрошенных, перешли или готовы перейти в православие.
Кому-то проклятье еврейства мешает свободе религиозных порывов, как писателям: А. Кабакову, Дм. Быкову, Вл. Сорокину, Татьяне Устиновой, Дм. Пригову, Людмиле Улицкой, Марии Арбатовой. Олигархам еврейство мешает свободе накопления капитала. Хотя Ходорковский, Гусинский, Абрамович, Смоленский, Авен, Фридман, Раппопорт, Малкин, Дм, Каменщик вряд ли бедствуют. Третьим еврейство как камень преткновения в политике: Немцов, Чубайс, Ясин, Каспаров, Жириновский, Явлинский. Ну а представителям искусства еврейство, наверное, мешает свободе самовыражения: К. Райкин, Лариса. Долина, А. Ширвиндт, Л. Ярмольник, Этуш, Юрский, Винокур.
Перечислять всех не хватит ни времени, ни места, ни желания - отметим лишь сам факт.
"У меня есть подозрение, что "национальность" - это атавизм, доставшийся людям от животных предков".
Та же история с американскими, канадскими, австралийскими и европейскими евреями, считающими еврейство "атавизмом". Об этом и пишет американский еврей в статье, "Как я перестал быть евреем": "Оказалось, что все, что у меня с ними общего, не имеет никакого отношения к еврейству как таковому. Точно такие же общие черты есть у меня и с друзьями других национальностей. Не еврей я".
Слышали ли вы, чтобы представители других наций так охотно и в столь массовом порядке выпрыгивали бы из своей национальной шкуры и пытались нацепить на себя иную национальную одежду.
Почему даже не думают менять национальную принадлежность представители как больших, так и малых народов. Потому что такое и в голову не придет. Ведь родившись сербом или албанцем тебе никогда не переделаться в немца и шведа.
Объяснение столь странному еврейскому обычаю - смене национальности - я нахожу в двух чертах еврейской ментальности.
Первое, ни в одной стране, за исключением Израиля, нет точного и однозначного понимания, что такое еврей?
Второе, кажущаяся легкость выхода, когда вроде бы необременительное бремя еврейства ты думаешь сбросить одним мановением руки. Зачем мне оно сдалось, если я не чувствую себя евреем. Запишусь лучше русским, украинцем, немцем, канадцем, французом.
"Я не хочу быть частью иудаистского Ирана, или частью того, что сегодня фальшиво именуют иудаизмом, или еврейской религией".
Представьте себе, не только где-то там, за океаном, сбрасывают с себя еврейство, как надоевшую несвежую одежду - у нас в Израиле есть такие, кто готов отряхнуть прах с ног, запачканных проклятым еврейством. Правда, такое желание пока еще явление исключительное - но кто может ручаться, что пример этот не будет заразителен.
В 2011 году был создан судебный прецедент, когда израильский писатель Йорам Канюк, незадолго до смерти, подал в БАГАЦ иск против Министерства внутренних дел и главы МВД. В иске было указано, будто бы те требовали от писателя удостоверения личности для того, чтобы записать его человеком без религии. Йорам Канюк же считал, что достаточно написать декларацию отказа с просьбой "освободить его от оков еврейской религии", чтобы избавиться раз и навсегда от еврейства.
Не исключено, что созданному Канюком прецеденту последует и другая жертва еврейства, израильский историк Шломо Занд: "Занд использует предстоящую лондонскую презентацию для официального объявления о начале процедуры отказа от записи "еврей", а точнее, иудей (иегуди) в документах МВД Израиля".
"У меня очень простой и конкретный вопрос: как отказаться от еврейства?!"
Но за кажущейся легкостью перехода стоит железное правило: никуда сброшенное еврейство не девается. Для остального мира ты как был евреем - так и им и останешься.
Потому что еврейство не есть твой индивидуальный выбор; еврейство не просто набор генов, не национальные традиции, язык или культура. Еврейство есть приговор, вынесенный проклятой нации миром. Приговор подписанный, веками освещенный и пересмотру не подлежащий.
С другой стороны, еврейство можно уподобить прочной сети. Сети, сплетенной твоим прошлым из воспоминаний, привычек, родителей, знакомых, из полузабытых песен, житейской мудрости, семейных обедов, старых тетушек, двоюродных братьев. Невидимой сети из обрезаний, свадеб, свечек, камушков на могиле. Ты можешь подать иск самому господу, сделавшему тебя евреем или попытаться порвать ту неразрывную цепь поколений. Ты станешь, конечно, свободен, но в то же время бесконечно одинок, превратившись в отринутого всеми изгоя.
Легко и просто объявить всему миру: я не еврей, вот только чрезвычайно сложно, чтобы мир признал тебя не евреем.
Зато всякий, рискнувший отбросить надоевшее и ненужное еврейство, подобен глупой старухе из сказки Пушкина, которая тоже не хотела быть крестьянкой, а вознамерилась стать владычицей морскою. В итоге же очутилась в мерзкой землянке с разбитым корытом.
Дорогой Яков, не убедительно рассуждаете... Мой папа арменин, мать чалдонка, а родился я в Монголии. Какой я национальности? Какой национальности канадцы и американцы? Если во внешней глобальной среднестатестической истории все давно уже перепуталось (как и в веру единого Бога), то почему должно быть абсолютно чисто и строго в ее меньшей части - еврейской? Сегодня избранный народ живет там где был зачат, избран и для которого географическое определение важно как и для буддийского монаха Тибет. Палестина (Израиль) и есть еврейство. Космополиты-художники с еврейскими генами всегда больше чем евреи. Потому что - цивилизация. Иудаизм только малая часть ее. О нем в Китае, Японии или в Индии до изобретения паровозов и самолетов не слышали... Шагал для всех "избранный" прежде всего как Художник. Кроме еврейства еще существует "косомополитический" ТАЛАНТ!Наверное, СЕГОДНЯ приходиться с этим смириться. Еврейский народ избранный потому что пережил ужасы и выстоял. Для того чтобы этого больше никогда не повторилось. Вы своей статьей, Яков, разочаровываете тех кто любит и восхищается Израилем.
ОтветитьУдалить