Невероятные евреи
“Евреи, евреи…”, – продолжение этой бессмертной песенной строки известно каждому советскому человеку. Но мы поговорим о евреях невероятных. То есть таких, о существовании которых мы бы ни за что не догадались. Они, собственно говоря, никакие и не евреи, а просто народности и племена, считающие себя потомками евреев. Впрочем, вполне возможно, что многие из них куда ближе к еврейским предкам, нежели изрядная доля “русской” алии в Израиле.
Прежде всего, откуда вообще взялась идея о “скрытых” или, как мы их назвали, невероятных евреях?
В царствование Рехавама, сына и наследника царя Шломо, десять колен Израиля отделились от царства, созданного Шаулем и Давидом и создали свое государство - Израиль. Они поставили над собой царем Яровама бен-Невата. В 720 г. до н.э. Израильское царство пало, и цари Ассирии изгнали десять колен в разные области Мидии. С тех пор бытует у евреев предание о десяти коленах, которые благоденствуют в стране, окруженной со всех сторон горами, живут свободно под властью своих царей и ждут прихода Машиаха, который вернет их в лоно еврейского народа.
В Иерусалимском Талмуде (трактат Сангедрин, 536) говорит рав Нахман: “В три изгнания увели их: одно по ту сторону реки Самбатьон, второе – в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний.”
Иначе считал рабби Акива: “У десяти колен нет удела в будущем мире, и они не вернутся… Так же, как день уходит без возврата, так и они ушли без возврата.”
В конце IX века появился путешественник, называвший себя Эльдад а-Дани, который произвел на европейские общины большое впечатление рассказами о евреях, живущих в далеких странах. По его утверждению, в центре Африки живут четыре из десяти колен Израиля, чьи следы затерялись со времен ассирийского изгнания: Дан, Нафтали, Гад и Ашер: “И живут они в шатрах, и кочуют с места на место, и есть у них царь, и воюют они с царем Куша (Абиссинии); есть у них Библия, и Талмуд их написан на чистейшем святом языке, и не упоминает мудрецов Мишны и Талмуда, но сказано в каждой галахе: “Так учили мы из уст Йегошуа, из уст Моше, из уст Всевышнего”; и нет у них другого языка, кроме иврита.” Эльдад а-Дани, по его утверждению, видел и остальные шесть колен в своих странствованиях по Персии, Мидии, Армении, Хазарии и Аравии.
Реувен, Эфраим и половина колена Менаше, по его словам, живут набегами, а Иссахар, Звулун, Шимон и другая половина колена Менаше занимаются земледелием.
Много лет странствовал Эльдад а-Дани из страны в страну и повсюду поражал слушателей своими рассказами; в особенности о чудесной реке Самбатьон и о бней-Моше, живущих за рекой. О цели его странствий ничего достоверно не известно. Однажды он сказал, что Всевышний послал его ко всем евреям диаспоры, рассеянным по странам мира, чтобы поведать им эти утешительные вести. Это намерение посеять веру в то, что десять колен сохранились и ободрить мессианские надежды в диаспоре и было, очевидно, скрытым мотивом и его странствий, и его рассказов.
В нашем поколении тоже хватает исследователей и мечтателей (обычно это сочетается в одном лице), которые ищут потерянные колена. И находят, ведь недаром сказано в Талмуде: “Старался и не нашел – не верь, не старался и нашел – не верь, старался и нашел – верь.”
Самая популярная в эти дни находка этих искателей – пуштуны. Те самые, с которыми воевала Россия, а теперь воюет Америка.
Может быть, кому-нибудь и лестно считать лучших воинов нашей эпохи своей родней, но особых оснований к этому у нас нет. Ходят слухи о субботних свечах и даже кидуше (дело для мусульман совсем невероятное), об особой пуштунской религии, но на деле они исповедуют обычный ислам, но добавляют к нему (как почти в любой мусульманской общине) старинные языческие обряды, в которых усмотреть еврейство может только неисправимый мечтатель с плотно зажмуренными глазами.
А вот и другие “родичи” (заметим: в некоторых из перечисленных ниже мест живут и настоящие евреи, но мы говорим только о “невероятных”, то есть о неевреях):
Уганда – племя убаюдая. Нашел их реформистский раввин из Вирджинии, он же наскоро научил их петь “Леха доди”.
Балеарские острова и Сан-Томе: джудесмо – видимо, потомки испанских “анусим” (принужденных к крещению).
Бразилия: катакомбные евреи – тоже из анусим, сохранили обычай привязывать коробочки (правда, пустые) к голове и руке, соблюдают некое подобие кашрута.
Капе-Верде: потомки изгнанников из Португалии, сохранили смутную память о соблюдении субботы и редко вступают в браки с представителями окружающих народов.
Китай: профессор Ху Хин много лет исследует еврейские корни разных племен и насчитал до сего дня пятьдесят миллионов “евреев”. Для Китая – совсем небольшая община.
Коста-Рика: бней-Исраэль – не работают в субботу.
Гана: сефви виавсо – малозаметные элементы кашрута и субботы.
Индия: кроме хорошо известных бней-Менаше, которых привез в Израиль рав Авихаиль, еврейские корни приписывают таким народам, как телугу и мизорам.
Ирландия: бяэк айриш – потомки испанских моряков, среди которых, возможно были мараны. Считают себя “почти евреями”.
Япония: конечно же, самураи. Их пытались связать как-то с десятью коленами Израиля, но вотще.
Граница Зимбабве и Южной Африки: лемба – видимо “недокрещенное” миссионерами племя, христианство так и не приняли, но рассказывают истории из Библии, как родовые легенды.
Мексика: тут вообще весело – все местные племена считают себя по утверждению Йоэля Мильмана из “Уолл-стрит Джорнал” евреями. Так что есть у нас еще одна страна. Список можно продолжать и продолжать: псевдоеврейские общины и племена есть в Перу, Румынии, Испании, на Суринаме, Тимбукту, в Венесуэле, Зимбабве…
Многие считают, что это свидетельствует о приходе Машиаха (по приведенной выше цитате). Выскажем иное предположение: это, действительно, признак мессианского времени, но по другой причине. Эта причина указана в словах пророка Зхарьи (8:23): “И будет в те дни так, что возьмутся десять человек из всех языков и племен за полу одежды каждогого иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо слышали, что с вами Б-г”.
Р-Н АЛЕКСАНДР ФЕЙГИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий