Борис Гулько
Блуждание между добром и злом.
Среди ясных, не простых для
понимания и просто трудных мест, в Торе есть одно, ставящее в тупик: «увидела
жена, что … вожделенно дерево для познания; и взяла плодов его, и ела; и дала
также мужу, (что) с нею, и он ел. И открылись глаза их обоих, и узнали, что
наги они… и спрятался Адам и жена его от Бога Всесильного среди деревьев
сада. И воззвал Бог Всесильный к Адаму, и сказал ему: где ты? И сказал он:
голос Твой я услышал в саду, и убоялся, потому что я наг, и спрятался. И сказал
Он: кто сказал тебе, что ты наг?»
(Бытие 3:6-11). Адам и Ева не были слепы. Что
увидели они, вкусив запретный плод, чего не видели до того?
Можно предположить – первая
пара приобрела способность к моральному суждению. И начали они с того, что осознали:
нагота – это не только отсутствие одежды.
Легко жилось людям до
грехопадения (ой недолго!). Интеллектуальный аппарат их был совершенен – ведь
создан непосредственно Богом! Всевышний привёл к Адаму всех животных, и Адам
легко дал каждому из них имя. Моральных проблем не возникало – было очевидным –
что хорошо, что плохо.
«Познав добро и зло» Адам, Ева
и их потомки оказались перед необходимостью постоянно давать моральные оценки.
Какие-то критерии у нас есть, но манипулировать ими можно бесконечным образом.
Как понять – что верно, а что нет?
Одна из моральных проблем,
терзающих сознание современных евреев – отношение к сионизму, как в его
религиозной версии, идущей от Торы и от мудрецов Нахманида, Виленского гаона,
рава Кука, так и в секулярной, берущей начало от Герцля и его сподвижников.
Хеди Эпстин восьмилетней, в 1939 году, вывезли
из Германии в Англию. Её родители, как и все близкие, погибли в Освенциме. Хеди
вспоминает: её семья имела возможность уехать в Палестину, но родители –
убеждённые антисионисты – решительно отвергли такую возможность. В мае 2010
года Хеди Эпстин вместе с турецкими террористами на корабле Мави Мармара
прорывала израильскую блокаду Газы.
Хеди чтит память родителей и
следует их завету. Следует ли упрекать её за это? Кто станет убеждать Хеди, что
родители её погибли напрасно – из-за неверного морального суждения о сионизме?
Но может быть – Хеди просто не умна? Я читал, что, когда в
Освенцим доставили величайших венгерских раввинов – кладезь мудрости – те
провозгласили, что наказаны за слабую борьбу с сионизмом.
Адекватнее ли рациональные
атеисты, чем мистически настроенные раввины? Израильтянка Ада Йонат –
выдающийся интеллектуал, нобелевский лауреат в области химии. В интервью после
получения награды она призвала освободить из израильских тюрем всех заключённых
там террористов и сделать так, чтобы у тех не было мотивов убивать израильтян.
Безукоризненная логика – никто не будет совершать теракт без причины. Если бы
речь шла о кристаллах – специализации Йонат – эта логика сработала бы.
Есть надежда, что жизненный
опыт может помочь человеку понять наш мир. Действительно, среди евреев,
познавших зло Советской империи, и в Америке, и в Израиле, людей левых взглядов
относительно меньше, чем среди аборигенов. Но уже поколение детей, прошедшее
индоктринацию здешних колледжей – сужу по Америке – от аборигенов не
отличается.
Может быть, понимать жизнь
адекватно помогает достойный образец в семье? Но до чего убого выглядят левые
израильские лидеры, великие отцы которых сумели поднять, казалось, неподъёмный
сионистский проект! Самый душераздирающий пример тому – Авраам Бург – сын Йосифа Бурга – доктора философии и
раввина, создателя религиозно-сионистской партии, министра всех правительств
Израиля с 1949 по 1986 год. Благодаря авторитету великого отца, Авраам попал в
элиту израильского общества. Его избирали спикером Кнессета, председателем
Сохнута. Прославился Бург-младший статьёй 2003 года «Конец сионизма», призывом
к евреям-израильтянам приобретать паспорта других стран. На нынешних выборах он
поддерживает арабскую коммунистическую партию ХАДАШ, членом которой является.
Понятно, кипа на голове Авраама Бурга значит не больше, чем обращение в
православие Изи Шамира, воспетое восходящей звездой израильской политики
Ксенией Светловой в православном миссионерском журнале http://www.kbogu.ru/showarticle.php?id=27632
Обратный Бургу – случай Бенни
Мориса, основателя израильской школы Новых историков. В имевших большой международный
резонанс работах 80-90 годов ХХ века Моррис доказывал, что 700 000 арабских
беженцев появились в процессе войны 1948 года арабских стран против
нарождающегося Израиля не только в результате призывов их лидеров к населению
покинуть территорию, а также боязни мести со стороны евреев за погромы.
Существовала и направленная на изгнание арабов политика создателей Израиля, за
которую Морис винил тех. Эти исследования обильно цитировались арабской
прессой.
Жизнь изменила оценку Моррисом
событий возникновения Израиля. В интервью газете Гаарец в 2004 году он
объяснял: «Я всегда голосовал за Аводу, Мерец или „Шели“. А в 1988 году отказался
служить на территориях, за что оказался в тюрьме. Но у меня всегда были
сомнения по поводу намерений палестинцев. Кэмп-Дэвидские события и все, что
произошло потом, превратили сомнения в определенность». Удивительно – с каким
трудом реальный мир проникает в сознание левого интеллектуала! После легко
предсказуемых акций «орлов Арафата» Моррис пришёл к тому, что «если вокруг нас
появится атомное оружие или, если начнется всеобщая арабская атака извне, с
арабами в тылу, стреляющими по автоколоннам, изгнание будет допустимым и даже
необходимым. Израильские арабы – это мина
замедленного действия... Это пятая колонна. И демографически, и в смысле
безопасности они могут взорвать страну изнутри. И снова будет угроза самому
существованию Израиля, как в 48-м. В таком случае, изгнание будет оправданным».
В заключительной части Торы – во
Второзаконии – евреям даются предсказания на наши дни: – «…забросил Он их
(евреев) в другую страну, где они остаются по сей день… возвратит Господь, Бог
твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех
народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой... И приведет тебя
Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею;
и облагодетельствует Он тебя» (29:19-30:3-5) Точное исполнение сегодня
предсказанного больше трёх тысячелетий назад показывает, что существует Разум,
безмерно превосходящий утлый человеческий…
Этот Разум предостерегает: «Смотри,
предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть, и зло. Заповедуя тебе сегодня любить Господа, Бога
твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его и уставы Его и законы Его,
дабы ты жил и размножился; и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в
которую ты входишь, чтоб овладеть ею… В свидетели призываю на вас ныне небо и
землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же
жизнь» (39:15-19).
Эти подобные грому слова
оставляют одно недоумение: позволяет ли наш разум, отравленный запретным
плодом, столь часто путающий добро со злом и ведущий нас за выглядящими
привлекательно ложными идеями, выбирать жизнь «на земле, в которую ты входишь»,
а не смерть на ней?
Как получается, что герой
Шестидневной войны Ицхак Рабин привёз в Израиль Арафата с его бандой, убивших и
покалечивших после этого многие тысячи евреев, а герой войны Судного дня Ариэль
Шарон разрушил еврейские поселения Газы – только сельскохозяйственных потерь –
15% продукции страны – на многие миллиарды (израильтяне ежедневно выплачивают
эти деньги из своего кармана)? Как получилось, что Хеди Эпстин, у которой
антисемиты убили всех близких, бьётся за возможность других антисемитов
повторить то же с другими евреями? После фиаско Осло и Газы, сегодня 67%
израильтян поддерживают идею создания арабского государства на данной им
Всевышним Земле Израиля. О чём это свидетельствует?
Свидетельствует это о том
радующем факте, что мы произошли от Адама и Евы. Об этом говорит и наша
родословная, запечатлённая в Торе. Наши моральные блуждания – из-за столь
неосторожно съеденного Адамом и Евой запретного плода, из-за которого
затуманилось для нас разделение на добро и зло. У народов, произошедших от
питекантропов, неандертальцев, ну и от кроманьонцев, подобных мучений нет. Они
унаследовали от своих человекоподобных предков общий для животного мира
инстинкт самосохранения.
Я слышал от израильтян
объяснение – почему в Израиле невозможны меры достаточно жёсткие, чтобы сделать
арабский террор невыгодным для его организаторов: «Мы не хотим уподобляться
им». Гордый ответ потомков поедателей запретного плода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий