Попрыгунья Чехова
Моя мама, большая любительница истории Москвы, обнаружила во время прогулок с подругой в глубине московских дворов исторический дом: М.Трехсвятительский пер./Хитровский пер. 8/2 стр. 10. Помимо того, что в этом доме родился Тютчев, с этим домом связана любопытная и очень поучительная история.
Рассказ Чехова «Попрыгунья» (1891) повествует о драме некой столичной семьи. Дымов — тихий, скромный и честный врач, живущий небогато. Ольга Ивановна (собственно, Попрыгунья) — его энергичная жена, обожающая тусовки. Пока муж принимает больных, жена поет, рисует, лепит и собирает в доме всякого рода людей искусства, на которых помешана. Денег в семье конечно мало, поэтому, превращая дом в модный салон, легкомысленная Попрыгунья исхитряется как может: например, вешает вместо штор рыбацкие сети, и все в восторге. Художник Рябовский — модный живописец, в которого Попрыгунья влюбляется и уезжает с ним на лето на Волгу, забыв о муже. Но затем Рябовский ее бросает, и она вынуждена вернуться к мужу. Который к тому времени, самоотверженно спасая больных, заболевает дифтерией и по-чеховски назидательно умирает. Таков вкратце сюжет.
Проблема в том, что после выхода «Попрыгуньи» общие знакомые перестали Чехову подавать руку, считая его говнюком, и некоторые не разговаривали с ним до самой смерти. Семья, описанная Чеховым, действительно жила в Москве, причем, в том доме, о котором мы говорили выше. И это была очень известная семья, потому что их дом был (во многом стараниями жены) и впрямь превращен в гостеприимный салон, где собиралась столичная богема. Хозяев дома все в Москве знали, любили и уважали. Естественно, регулярно бывал в этом доме и Чехов — тусовался, пил чаи, слушал рояли, разглядывал те самые шторы из рыбацких сетей, и все остальное, что позже описал, изменив фамилии и рассудив, что этого хватит. Чехов даже не постеснялся вставлять в рассказ любимые выражения хозяев дома и отдельные цитаты из их с ним переписки.
Под Дымовым имелся в виду врач Дмитрий Павлович Кувшинников — действительно самоотверженный медик и подвижник. Тихим и зашуганным он, конечно, не был. И постоянные домашние тусовки его не напрягали, он в них активно участвовал. Художественная богема уважала Кувшинникова — достаточно сказать, что именно он, Дмитрий Кувшинников, изображен на знаменитой картине Перова «Охотники на привале» в роли главного рассказчика. Вместе с остальными двумя тоже реальными персонажами они постоянно ходили на охоту:
И.Левитан «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», 1888
А.Степанов «И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова», 1887
Осталось лишь сказать, что жизнь врача Кувшинникова окончилась не заражением во время самоотверженного спасения своего больного, как хотелось бы Чехову в рассказе. Вместо него это сделала сама Софья Петровна. Пережив и мужа, и Левитана, и самого Чехова, она умерла, заразившись тифом, когда самоотверженно ухаживала за обнищавшей больной художницей из числа своих знакомых. А дом, где собирались великие художники, где висели на окнах рыбацкие сети, а на антресолях жил дрессированный журавль, до сих пор стоит в Москве в глухих дворах.
Мораль истории проста: фильтруй базар, писатель.
Судя по всему, большой моралист автор этого текста Л. Каганов. На самом деле, все было и проще и сложней. Левитан, надо сказать, всегда писал "сочиненные" пейзажи, собирал на одном полотне в одно целое то, что казалось ему необходимым. Так же работал Чехов, но без натуры оба друга обойтись не могли. Собственно, об истории написания "Попрыгуньи" можно тоже сочинить целый рассказ, гораздо более "вкусный", чем "сплетня" Каганова. В любом случае, Чехов и Левитан помирились, поняв, что ни одна юбка не стоит драки настоящих друзей. А нам в наследство остались не дешевые страсти вокруг "Попрыгуньи", а сам этот замечательный рассказ и полотна гениального художника.
Я, правда, хотел отфильтровать этот материал, а потом подумал, а что, если его прочтение заставит кого-то открыть томик Чехова?
Комментариев нет:
Отправить комментарий