9 июля – день рождения легендарного физика, Нобелевского
лауреата Петра Леонидовича Капицы. Мы решили отметить эту дату рассказом об
одной мало известной странице его жизни – об отношении Капицы к еврейскому
вопросу и дружбе его с Соломоном Михоэлсом. А материалом для этого рассказа
служит статья Ильи Куксина в интернет-журнале «Заметки по еврейской истории».
Газета “Еврейский Мир”, пишет Куксин, опубликовала список
известных советских ученых еврейского происхождения. Один из моих знакомых
заметил, что в этот список забыли включить выдающегося физика ХХ века Петра
Леонидовича Капицу. На все мои уверения, что Петр Капица – не имел и не мог
иметь еврейских корней, ответом был железный аргумент: мой оппонент утверждал,
что осенью 1941 года он сам слышал по радио выступление Капицы на
антифашистском митинге в Москве и что Капица произносил свою речь на
превосходном идиш, который можно постичь только в еврейской семье.
Действительно, 24 августа 1941 года в Москве состоялся
антифашистский митинг представителей еврейского народа. Выступления на этом
митинге транслировались по радио. На нем с речами выступили известные деятели
культуры, такие как Илья Эренбург, Перец Маркиш, Самуил Маршак, Соломон Михоэлс
и по приглашению последнего Петр Капица. Говорил он, разумеется, на русском
языке, а по радио шел перевод его речи на идиш. Вот отрывки из его выступления:
“Разрешите мне, русскому ученому, присоединиться к мыслям,
высказанным здесь еврейскими писателями, представителями искусств, военными и
общественными деятелями. Мировая наука и искусство в своем развитии многим обязана
еврейскому народу. В силу исторически сложившихся обстоятельств уже два
тысячелетия евреи распылены по всем странам. Поэтому их работа тесно связана с
той страной, в которой они живут. Это увеличивает интернациональный характер их
творческой деятельности и их влияния на мировой прогресс. Но именно такое
положение часто ставит их под угрозу жестоких репрессий. Когда какая-нибудь
страна переживает наиболее темный, реакционный период, то власти провоцируют
гонения на евреев. Вызывая в массах наружу самые низкие инстинкты, организуя
еврейские погромы, они стараются отвлечь внимание народа от истинных причин
тяжелого положения страны.
Не имеет прецедентов в истории человечества то, что
происходило за последнее десятилетие в Германии. Крупнейшие ученые-евреи, как
например, Эйнштейн, Франк, Габер, признанные всем миром, увенчанные
Нобелевскими премиями, наряду с другими работниками науки и искусства были
изгнаны из своего отечества. Особенно поразителен случай с Габером, научная
работа которого сыграла такую исключительную роль для Германии в прошлой войне.
Без найденного им метода получения азотной кислоты из воздуха Германия в первую
империалистическую войну не продержалась бы и года за отсутствием необходимого
сырья для взрывчатых веществ. И вот Габер был принужден покинуть Германию и
умереть в изгнании. Такой черной неблагодарности страны к своему работнику
трудно сыскать в истории
Теперь, когда весь культурный и демократический мир поднялся
на решительную борьбу с фашизмом, мы твердо верим, что евреи-ученые всего мира
тесно примкнут к этой борьбе и отдадут все свои силы и знания, чтобы избавить
мир от гнета фашизма…. Чем дружнее мы встанем на эту борьбу, тем скорее она
кончится и тем большее количество людей спасем мы от страданий и уничтожения. А
ускорение победы зависит от того, насколько полно мы отдадимся этой борьбе, где
бы и как бы она не происходила” (конец цитаты).
Эта проникновенная речь выдающегося ученого и гуманиста не
нуждается в комментариях.
Петр Леонидович Капица был свободным человеком в своей
несвободной стране, и никакое ЦК не заставило бы его пойти на этот митинг и
выступить на нем. Пошел он туда по велению сердца и просьбе своего друга
Соломона Михайловича Михоэлса.
В воспоминаниях о Капице приводится письмо его к матери,
которое он написал 30 мая 1933 года из Англии, где он тогда жил и работал: ”
Сейчас мне приходится иметь дело с немецкими профессорами-евреями, которых
вышибали из Германии. Их масса, и им необходимо оказать помощь и приют. Хуже
всего достается не знаменитым профессорам, которых, конечно, всюду с радостью
примут, а еврейской молодежи, которая не успела себе сделать научного имени, их
положение прямо трагично…”(конец цитаты). Капица не ограничился пустыми
стенаниями о трагической судьбе еврейских эмигрантов из фашисткой Германии.
Использую свой несомненный научный авторитет, он со своими друзьями начал
устраивать изгнанных из Германии молодых еврейских ученых и инженеров в
университеты, лаборатории и фирмы Англии, Франции и Америки. Рекомендация или
просьба Капицы и его друзей-ученых спасла для мировой науки многих выдающихся
впоследствии ученых.
О дружбе Капицы с Михоэлсом тепло написано в воспоминаниях
вдовы Соломона Михайловича Анастасии Павловны Потоцкой-Михоэлс:
“Вспоминается, – писала она, – заздравный тост Михоэлса за
Петра Леонидовича Капицу в честь его пятидесятилетия (это был 1944). Соломон
Михайлович поднял бокал и сказал:
“Дорогой Петр Леонидович! Моя жена говорит, что никогда не
надо пить всю рюмку разом. Если пить ее глотками, то в одной рюмке можно
уложить несколько тостов… Поэтому разрешите мне разделить этот бокал на три
глотка и три тоста. Начну, прежде всего, с того, что выпью за вас, Петр
Леонидович, как за воинствующего гуманиста! Я никогда не забуду ваше замечательное
выступление на антифашистском митинге, бесконечно перед вами в долгу, и хотя я
немало положил сил для того, чтобы развеять версию о том, что вы – еврей, и
добился своей цели, остаюсь вашим должником. Счет, предъявленный вами, –
спектакль “Гамлет” на русском языке – оплачу!
Второй мой тост идет из глубины моих собственных недавних
переживаний. Дорогой Петр Леонидович, по опыту своему говорю вам: из-за
пятидесяти лет не грустите! Выпьем лучше за то, что настоящая молодость
приходит с годами!
И, наконец, третий мой глоток – просьба! Дорогой Петр
Леонидович, это касается ваших замечательных трудов в области физики, ваших
поистине неповторимых достижений. Пожалуйста, создавайте тяжелую воду,
переводите жидкость в газ, а твердое тело – во что хотите, только оставьте нам
нормальные спиртные напитки.” (клнец цитаты).
Из этих воспоминаний следует, откуда родилась легенда о
еврейском происхождении Капицы. Что же касается постановки “Гамлета” на русском
языке, то у этого дела длительная история. Государственный еврейский театр
(ГОСЕТ) – любимое детище Соломона Михоэлса, который привлекал не только
еврейскую публику. На спектакли Михоэлса ходила публика, не знающая идиш, но их
потрясала сама постановка и изумительная игра этого театрального коллектива. Не
только Капица, но и многие другие, неоднократно уговаривали Михоэлса сыграть на
русском языке, которым выдающийся артист владел мастерски. Наконец, он
согласился сыграть “Гамлета” Был уже подобран состав исполнителей, была найдена
подходящая сценическая площадка в институте кислорода, которым руководил
Капица. Но судьбе было неугодно это. Как вспоминает вдова Михоэлса, перед тем
трагическим отъездом в Минск в январе 1948 года Михоэлс без всякого предлога
позвонил Капице и сказал ему последние приветственные слова. Что это было?
Необъясн-имое предчувствие беды, потребность поговорить с многолетним другом,
теперь можно только предполагать.
По личному указанию Сталина тогдашний министр
государственной безопасности Абакумов организовал убийство Михоэлса в Минске 13
января 1948 года. При подготовке процесса над еврейскими интеллектуалами
следователи МГБ неоднократно пытались связать дружбу Капицы и Михоэлса, как
звено шпионских связей, как желание “еврейского буржуазного националиста”
Михоэлса получить от выдающегося ученого секретные сведения для передачи их
американцам. Путем немыслимых пыток и истязаний они требовали от
подследственных признания в том, что способствовали Михоэлсу в общении с
крупными советскими учеными в целях шпионажа. Но использовать эти вырванные
признания на процессе следователи не решились. Они великолепно знали, что даже
всесильный Берия ничего не смог сделать с ученым, отказавшимся по моральным
соображениям от участия в атомном проекте. Поэтому имя Капицы на процессе не
упоминалось.
Незадолго до своей смерти Виктор Френкель – сын
физика-теоретика Якова Френкеля (друга Капицы) опубликовал свои воспоминания о
встречах с Капицей, которого он знал с детства. Он пишет: “В разговорах Петра
Леонидовича со мной довольно часто, по его инициативе, возникала еврейская
тема, не очень-то популярная в послевоенное и предперестроечное время… Гений
еврейского народа, говорил Капица, особенно впечатляюще воплотился в плеяде
физиков-теоретиков ХХ века… Вы знаете, я недавно был в ГДР, и меня принял
президент их Академии наук. Я его спрашиваю: “Почему у вас в Германии так слабо
сейчас развита теоретическая физика?” Он отвечает, что не знает. “А я знаю, –
говорю ему. – Потому что вы в 30-е годы выгнали всех еврейских физиков!” И еще
Капица очень ценил еврейский юмор, умение этого народа грустно, а иногда и зло
подшутить над самим собой. Он знал уйму еврейских анекдотов, мастерски их
рассказывал, причем достигал эффекта, совсем не имитируя акцент” (конец
цитаты).
Виктор Френкель приводит в своих воспоминаниях удачное
применение Капицей еврейского юмора. После окончания аспирантуры МГУ еврейского
зятя академика Сахарова – способного молодого теоретика рекомендовали на работу
в институт атомной энергии имени Курчатова. Директор Института, академик
Александров, дал согласие на прием, подписал соответствующее заявление.
Молодого человека поздравили, но, как выяснилось, с поздравлением поспешили.
Вопрос о приеме его на работу решили согласовать с отделом кадров, а там
категорически высказались против, несмотря на резолюцию директора. Решили
обратиться к Петру Леонидовичу. Он согласился поговорить с претендентом. После
разговора он сказал ему, пишите заявление и тут же написал резолюцию о приеме.
Молодого человека снова поздравляют, но он, наученный горьким опытом, говорит,
что поздравления преждевременны. Но ошибся претендент – на сей раз он
действительно, стал работать в институте у Капицы. Френкель спросил у Капицы,
как это ему удалось? Ведь Александров занимает столь высокое положение – он
трижды Герой Социалистического труда, член ЦК КПСС и прочая, и прочая, и
прочая. Капица ответил притчей. Однажды к известному раввину пришло двое
молодых людей, только-только вступающих на это поприще. Они хотели получить от
заслуженного человека напутствие и наставление. После разговора молодые люди
вышли, ободренные из комнаты, но тут вспомнили, что не уточнили у раввина один
существенный для них вопрос. Постучавшись, снова вошли и спросили: “Ребе, мы
забыли узнать у вас: можно ли нам, став равинами, курить?” – “Нет, – ответил
Ребе, – этого делать нельзя”. Тут один из молодых людей робко спросил: “Но ведь
вы сами, Ребе, курите? Почему?” – “Потому что я ни у кого об этом не
спрашивал”, – последовал ответ.
При жизни Капицы его институт был единственным в системе
Академии Наук СССР, где не было отдела кадров, и сам директор решал вопросы,
принимать или не принимать на работу. И зловещей пятой графы для Петра
Леонидовича Капицы не существовало.
Молча снимаю шляпу...
ОтветитьУдалитьYa vsegda s upoeniem chitayu obo vsem,chto svyazano s imenem etogo velikogo cheloveka uchenogo,kakim yavlyalsya kak primer dlya realizazii svoich vozmodznostei molodim,molcha snimayu shlyapu pered Kapizei,Michoelsom i drugimi za ich talant i chelovechnost,evrei Pinchas.
ОтветитьУдалитьИ сыновей воспитал - себе подстать, назабвенных Сергея Петровича и Андрея Петровича!
ОтветитьУдалитьКак редки такие люди!
ОтветитьУдалить