В мае исполнится год, как стало мастера. Назвал так свою попытку некролога о Петре Ефимовиче, потому, что не нравятся мне вздохи, типа «ушел из жизни Петр Тодоровский». Глупости, ну как мог «уйти их жизни» оператор, режиссер, композитор и сценарист доброй дюжины первоклассных фильмов. Чудом уцелев на войне, он чудом же в совковом капкане сохранил честь и совесть большого художника. Мало того, Петр Тодоровский - не просто имя человека – это символ целой эпохи в истории культуры России и мирового кинематографа. Может это уйти из нашей жизни, пока мы живы? Нет, конечно. Говорят, он был типичным шестидесятником в кино, таким же, как его друзья Зиновий Гердт, Булат Окуджава, Марлен Хуциев, Сергей Урусевский, Григорий Чухрай… При этом забывается одна особенность – эта человеческая порода и сегодня - последний призыв к тому, что с пафосом именуется верой, надеждой и любовью. Посмотрите любой фильм Петра Тодоровского, и вы найдете там все вышеперечисленное.
Мы были знакомы шапочно. В 1995 году на фестивале «Кино-шок» показывал свой фильм «Интервью с Гитлером». Тодоровскому, члену жюри, фильм мой категорически не понравился. Спросил – почему? Петр Ефимович ответил, что все слишком в лоб, на уровне агитки. Я стал спорить: впереди, мол, выборы и к власти в России рвутся нацисты. «Все равно – не наше это дело, не дело художника, - и он повторил, совсем уж тихо, пристально глядя на мой семитский облик. – Не наше это дело, не наше». Урок этот я запомнил на всю жизнь. В журналистике без прямой драки – никак нельзя, но в будущих фильмах и в прозе попытался ни разу не забыть урок Тодоровского. Всего лишь пятиминутный разговор, а как он много для меня значил.
Не знал, что мастер в больнице и тяжело болен, но два дня назад почему-то очень захотелось снова увидеть его давний фильм с Булатом Окуджавой – «Верность». Без труда нашел его в Интернете, просмотрел и словно свежей, родниковой воды напился. Нет, долго еще не уйдет из жизни Петр Ефимович Тодоровский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий