Свою, очередную кино-работу по заказу и сценарием мне назвать трудно. Так, попытка соорудить нечто, похожее на масс-продукцию, сотворенную по шаблону. Даже саму форму работы необходимо было соблюсти в точности, как было положено некогда и кем-то. Нынче сценариям даже противопоказано быть произведением художественным. Нести в себе что-то, кроме способности держать зрителя в зале. Так уж утроен человек: гнилую пищу он жевать не станет, а на дешевую халтуру в художествах разных - падок. И это доказывает, что желудок человечества умней, чем сердце и голова. Это уже медицина, против которой не попрешь. А хочется. Вот и эти заметки о сценарной работе об этом.
В настоящем сценарии
должно быть и то, что в кадре и то, что за кадром. Вот отрывок из сценария
Ролана Быкова. Писал он его несколько лет, но так и не смог реализовать, как
пишет об этом Елена Санаева: «Кошка шла по карнизу крыши, с любопытством
оглядывая колонну танков и орудий, короткие колонны солдат. Белые флаги в окнах
трепетали на ветру. Кошка присела под порывом ветра. Шерсть волнами ходила по
вздрагивающему телу».
Детей и зверей Быков
любил, но здесь описан не просто характер кошки для будущей четвероногой
актрисы. Белые флаги – это не только знак сдачи, не сопротивления. Это символ
мира и покоя. Все – кошмар вражды и кровопролития кончился, а тут еще и самое
мирное, тихое и домашнее животное. Танки, орудия, кошка. Как здесь не вспомнить
черепаху в реализованном замысле Быкова. Черепаху и гусеницы страшных машин
навстречу ее медленному и беззащитному ходу.
Сколько в хорошем
сценарии деталей, пейзажей, лиц – совсем, казалось, необязательных, случайных,
с каким мастерством прозаика работали над своими сценариями братья Стругацкие.
Вот начало «Дня затмения»: «Раскаленный воздух лежит над выгоревшим, пористым
шифером крыш, над размягчившимся асфальтом прямых, пустынных улиц. В жарком
мареве колышутся бледно – желтые стены сейсмостойких домов, редкие колючие
деревья, заросли телеантенн над домами…» Фильм Александра Сокурова, кто помнит,
был именно так и снят. Этот режиссер умел и умеет с необыкновенным мастерством
соткать из ненужного, случайного, из «мусора» единственно необходимое.
А вот пример очень
«разговорного» сценария Стругацких. Когда вспоминаешь фильм Андрея Тарковского
«Сталкер», ты слов, которыми фильм перенасыщен, будто не слышишь. Перед тобой
одна лишь Зона, гнилая вода, тоннели, развалины. На самом деле, весь сценарий,
да и сам фильм, сотканы из диалогов и монологов, из интеллекта и притчи. И
все-таки кино – это прежде всего ЗРЕЛИЩЕ. Сколько бы не было в нем слов. Пусть
и умных, талантливых, но главное все-таки в том, что мы видим на экране. Слова
в хорошем фильме, как текст для песни на замечательную музыку. Вот и «Сталкер»
берет тем, что он необыкновенно поэтичен и музыкален, как и сценарий
Стругацких.
«Статистика американского проката 2011 года показывает, что
в киноиндустрии разразился кризис идей. Большинство самых популярных фильмов
уходящего года - либо продолжения франшиз, либо ремейки, либо экранизации
комиксов, сообщает OpenSpace со ссылкой на The New York Times. В 2011 году
сиквелов, перезапусков старых франшиз и фильмов по комиксам было выпущено
больше, чем в предыдущие годы. Это показывает, что режиссеры и студии не готовы
рисковать и делать ставки на новые сценарии и новые лица». Из СМИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий