Так получилось, что
ответы на самые серьезные вопросы я ищу, и, порой, нахожу только в Иерусалиме.
Не знаю, почему так получается? Вполне возможно, что только в нашей древней
столице я эти ответы жду и надеюсь получить.
Встретился недавно с
учеными – физиками в Иерусалимском университете. Говорили они умные,
справедливые слова о терроре, о войне с арабами. Но слова эти уже
произносились неоднократно. Я же попытался перевести разговор в иную плоскость.
Вспомнив известного религиозного миротворца Иешаягу Лейбоввича, спросил, как
они думают: имеют ли евреи, вообще, право отвечать на удар ударом? Могут ли они после многих лет изучения Закона отвечать убийством на убийство, ненавистью
на ненависть?
Ответа я не получил.
Ученые, физики-теоретики, не хотели, да и, видимо, не могли вдаваться в
религиозные корни бытия. Им, теоретикам, вовсе не хотелось вдаваться в
теории. Они говорили ясные и точные слова о необходимости сегодняшнего отпора
фашизму Арафата, недопустимости «пятой колонны» внутри израильского общества.
Но вопрос этот о еврейском «непротивлении злу насилием» и раньше продолжал меня мучить.
Находил ответы на него, но казались мне они приблизительными, поверхностными,
да и попросту неталантливыми.
И вдруг, в тот же
день, в Иерусалиме, в квартире моего друга, открываю девятый номер
«Иерусалимского журнала» и сразу же натыкаюсь на строки из замечательного
очерка жизни рава Ицхака Зильбера «Получилось, что я стал рассказывать». Журнал
мне не дали, пришлось эти строчки выписать своим корявым почерком, привыкшим к
клавиатуре компьютера. Вот они: « Накануне субботы евреи мылись в бане.
Случилась ссора, один дал другому ( а это был меламед – учитель, обучающий Торе
мальчиков) пощечину. Режицер (ребе) увидел это и воскликнул: «Рохмонес, иди! –
Евреи! Пожалейте! Дайте ему сдачи! Поскорей!» Но никто этого не сделал.
В тот же вечер
обидчик меламеда подавился во время субботней трапезы и умер. Тогда евреи
поняли, о чем просил ребе? Если бы ударившему вернули пощечину, он избежал бы
более серьезного наказания».
Прочел я эти мудрые,
талантливые слова и успокоился. И понял, чего не хватило Лейбовичу - ученому
энциклопедических знаний. Не хватило ему
веселого, провидческого гения хасидизма. Страсти к жизни ему не хватало,
любви к ней и способности увидеть за парадоксами еврейского бытия истину.
Все просто: дети Торы стали
пропускать безответными пощечины арабов. Это и безрассудно и бесчеловечно не
только по отношению к евреям и Израилю ( им не привыкать к жертвам), но и к
самим арабам. Народ этот рискует
«подавиться» во время трапезы и избавить землю от своего присутствия. Подобное
уже случалось в истории человечества с другими народами.
Так и хочется
крикнуть правительству Израиля: «Ребята!
Пожалейте арабов! Дайте им сдачи!».
Не следует обращать
внимание на опасливый шепот дяди Сема или дяди Феди. Народ Торы так долго живет
на свете, что имеет полное право поверить сам себе, поверить ребе Режицеру, а
не своим собственным врагам из ООН, Евросоюза ли Белого дома.
Интересно, что и
вечером того же дня получил еще один ответ на «вопрос Лейбовича».
На фотографии вы
видите мальчишку из боксерской школы Эли и Гриши Люксембургов. Зовут его Мишей,
фамилия Пачи. Недавно стал он вторым призером
первенства Израиля по боксу в своей возрастной категории.
Эли говорит, что
привела мама Миша в школу странным, запуганным, больным существом, с потухшими
глазами, совершенно не способным отвечать ударом на удар. Привела жертвой.
За шесть месяцев
ребенок стал другим человеком. Познакомился с Мишей на тренировке, увидел его в
спаринге, поговорил с ним. Живое, умное, энергичное лицо. Ясная речь и горящие
глаза. Движения уверенного в себе человеческого существа. На ринге он был
быстр, решителен, точен и…. весел.
Любовался этим
мальчишкой, и вспоминал строчки в очерке
рава Зильбера: «Евреи, пожалейте! Дайте ему сдачи!» Понял, что Миша Пачи отныне
будет способен дать сдачи любому и при любых обстоятельствах.
Эли Люксембург всегда
проповедал в своей школе один принцип: « Мужчина обязан уметь отвечать ударом
на удар». Слышите, не наносить самому удары, а о т в е ч а т ь на них в обязательном порядке. В этом наш
долг перед людьми и Богом.
Перед Богом – вот в
чем ошибался профессор Лейбович – человек глубоко религиозный. Ибо любое зло
становится абсолютным, как только оно не встречает активного сопротивление. Не
еврейское это: умение подставить под удар левую щеку, получив затрещину по
правой, а способность отвечать ударом на удар. И не только во спасение «избранного
народа», но и во имя его врагов, у которых все еще есть шанс очнуться и сохранить себя.
Провел я всего лишь
день в Иерусалиме. В городе великом и многострадальном, в городе, на который
обращены взгляды всего человечества. Скатывался вниз, на колесах автобуса, к Тель-Авиву и думал, что
сегодня все мы на профессиональном ринге. Первые раунды остались за
противником. Израиль слабо отмахивается, отступаем к канатам, входим в клинч.
Но впереди есть еще время для того, чтобы выиграть бой. Будем верить в это. И
вспомним, что всегда впереди Песах - не только праздник свободы, избавления от
физического и духовного рабства. Песах – это праздник победы.
Февраль 2002 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий