Странным делом я занялся несколько лет назад: решил написать учебник по сценарному мастерству. Что-то изобразил, но вовремя понял, что "поезд ушел" и давно, и такой кинематограф никому не нужен.
«Большая сумрачная
комната. Войдя со свету, сразу ничего нельзя было увидеть. К. наткнулся на
корыто, женская рука отвела его. В одном углу громко кричали дети. Из другого
валил густой пар, от которого полутьма
сгущалась в полную темноту. К. стоял, словно окутанный облаками. «Да он пьян»,
- сказал кто-то…» "Замок"
Читая Кафку, всегда
вспоминаю не экранизации его прозы, а лучшие фильмы Алексея Юрьевича Германа. Вот и этот отрывок, словно из
его неснятого фильма. Только этот режиссер каким-то удивительным образом умел
совмещать в одно целое странность среды обитания, цвета и звуки. Текст из
«Замка» Кафки доказывает, что и сценарии можно писать таким образом, но здесь
главная сложность – единство режиссерской воли и замысла сценариста. Шедевр
Андрея Тарковского "Сталкер" состоялся, когда воля и талант режиссера смогли подчинить
себе высокое мастерство авторов. И здесь гений Кафки бродит призраком за каждым
кадром этого фильма.
«Потом впереди в
тумане возникает темное пятно, и они вступают по колено в бегучую воду под
гулкие своды нового тоннеля. Туман здесь гораздо реже, в сероватом свете
поблескивают бетонные стены, по которым струится влага. Они бредут по воде, и
несколько оправившийся писатель бормочет: «Ничего себе – сухой тоннель, Сталкер
отвечает ему: «Это шутка. Обычно здесь по пояс, даже выше».
У Кафки главные
герои безымянны, так и в «Сталкере»: Писатель, Профессор, сам Сталкер. И еще -
нет финалов в романах Кафки и в лучших сценариях, и фильмах так часто
отсутствует сладкая, до приторности, закругленность истории. Не следует к ней
стремится, пусть финал будет скрытый победительный в своей невозможности, как
невозможен, будем надеяться, финал самой жизни. Нет финала и в горькой истории
Сталкера. Есть исчерпанность притчи. И этим знаменит Кафка.
Вот еще отрывок из
ЛИТЕРАТУРНОГО сценария Стругацких, теперь уже для Александра Сокурова: «За
окном уже надвигался вечер. Люди появились на улице. У подъезда на скамеечке
сидели неподвижные черные старухи. Жара спадала. Медно-красное солнце тяжело
висело над голыми скалами – сопками, окружившими город». В этой сценарной прозе
кинематографа в тысячи раз больше, чем в «голом», производственном сценарии, придуманном на конвейере Голливуда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий